Сокровенное
У меня день рождения. Небольшой перерыв между волнами поздравлений. И я хочу поделиться очень ценной для себя историей, которую считаю едва ли не самой важной из всех узнанных за все 34 прожитых года.
Автор - Мура Мур
Мы приезжали к О. каждое лето, нас там, в дачном посёлке на Финском
заливе, уже ждали комната и веранда. Но О. ждала нас, не как
квартирантов – она любила нас, как своих собственных внуков, и
получаемые ей за эту комнатку 30 рублей, казалось, были для неё самой
каким-то дополнительным барьером, чтоб не начать считать нас совсем уже
своими, чтоб сохранять хоть какую-то видимость официальности, чтоб потом
не так уж тосковать.
Мы вместе ходили по окрестным лесам и
болотам, и к лодкам на залив, О. шла с нами, а за ней всегда бежала её
маленькая мохнатая собачка. О. была кругленькая, с ямочками от
постоянных улыбок на сморщенных уже щёчках. Каждый вечер она пела в
своей комнате псалмы – она принадлежала к какой-то неофициальной
конфессии, вместо церкви О. ходила на «собрания», а ещё у ней в комнате
была картинка, изображавшая ангела, ведущего деток через темноту,
протягивавшего им светлую ручку. О. называла эту картинку «иконой» и
утверждала, что в их «собрании» иконы не разрешены, потому что никто не
видел-де Боженьку и его ангелов. «Но, - тут же вздыхала О., – я эту
иконочку себе оставила, потому что уж больно всё как есть нарисовано –
ангелочек светлый руку свою нам подаёт и во мгле житейской нас ведёт!»
О.
сама представлялась мне этим самым ангелочком, подававшим нам руку,
когда мы оступались на мокрых тропинках на местных болотцах, или ночью,
когда нужно было идти в страшный деревянный туалет сквозь тёмный сад, О.
протягивала нам нежную пухлую ручку и вела туда, и караулила с фонарём.
Я была уверена, что О. святая, а все святые долго ещё в моём
представлении выглядели кем-то вроде О.
В комнате О. стоял
большой тёмный шкаф со многими ящичками, и в этом шкафу О. рылась, когда
мы не видели – если мы входили в комнату, О. поспешно прикрывала дверцы
шкафа. «Что там у тебя, О.? – Любопытствовали мы. – Сокровища?» -
«Какие сокровища, исподнее там моё, вот и прячу от вас, зачем вам тряпки
мои видеть!» - отзывалась О. Странное слово «исподнее» тоже казалось
чем-то загадочным, его, наверное, доставала О. по ночам из-под чего-то и
перебирала при свете фонарика , пока мы не видели.
В верхней
части шкафчика, со стёклами, была какая-то глубина, что-то там тоже
обреталось, маячило, ух, как хотелось залезть и посмотреть. Хорошо видна
была фарфоровая балерина с поднятой ногой, она стояла с краю, прямо
возле стёкол, и ещё чугунная собачья голова–пресс-папье. Такую же голову
мы видели в музее, куда нас водили со школой на экскурсию – там возле
такой чёрной собачьей головы было написано «Предмет мещанского быта».
Эту голову и давала нам О. изредка поиграть из всех своих исподних
сокровищ, а больше ничего нам не перепадало. У собачьей головы
открывалась пасть на петельках, ровно полголовы откидывалось назад, и в
круглую колбочку в горле собаки можно было чего-нибудь напихать, а потом
вытащить, как будто бы собака наелась, а потом блевала.
Фарфоровую балерину нам в руки не давали.
В
одно из наших поздних дачных лет, когда нам уже и неинтересно было
играть с предметом мещанского быта, а интересней было гулять по посёлку и
знакомиться с другими подростками, О. завела себе взамен умершей старой
собачки чёрного котейку Мурку. Мурка метался по тихому дому О., как
бешеный, вис на ручках шкафов и кладовок, вскочил на тот самый шкаф,
испугался чёрной собачьей головы, полез внутрь, в раскрытую дверку, да и
разбил балеринку.
О. ничего не сказала, вздохнула, вытащила
Мурку за шкирку из шкафа, собрала обломки фарфоровой ноги а потом,
поставив покалеченную статуэтку обратно на полку за стекло, достала
оттуда же, из-за собаки, из-за безногой балеринки, из-за старых
выцветших фотографий, которые нам стали уже видны и так, без залезания
на табуретку – вытащила О. какой-то свёрточек в газетке. Не
разворачивая, погладила жёлтую бумагу и задумалась.
- Что там у тебя, О.? – спросила я, без надежды, что О. поведает мне свои шкафные, исподние тайны.
-
Знаешь, детка, - ответила тут мне О. – Я ненамного старше тебя вот
была, когда блокада началась. Вот только школу закончила. Класс наш
весь сразу как-то растерялся, кто успел в эвакуацию, кто и на фронт
попал. Я в больнице помогала. Всё тяжелей становилось, хлебушка нам
каждый день всё меньше давали. Мама моя слегла, а я сильней была, схожу в
больницу, потом за пайком, несу маме поесть. И вот, зима уже была, иду
я, в руках несу хлеб. И вдруг вижу – навстречу мне мальчик один,
которого я уже несколько месяцев не видела. Влюблена я в него в школе
была, и страдала по нему очень, а тут и идёт он мне навстречу. Я только
хотела ему «здрасте» сказать, как смотрю – не в себе он, на меня не
смотрит, а тянет руки к пайку. Я, веришь, деточка, о маме сразу же
подумала – если ей кусочек её не донесу, до завтра не доживёт. Он идёт
на меня, медленно, глаза чужие, безумные – я рукой вот так-то, не
сильно, просто от испуга толкнула его, а он, ласточка моя, упал, как
стоял, спиной на сугроб и умер тут же.
О., говоря это, не плакала, а только тише, тише произносила слова, одними губами.
-
Если б, - продолжала она, - я почуяла в тот момент, что он вот-вот
умрет – отдала бы ему хлеб этот. Не сообразила я, испугалась, сама-то
слаба была. Пришла тогда домой с пайкой этой, маму покормила… а свою
есть не смогла. И за все дни потом не смогла. Вот так она и лежит у меня
тут, в газетке. Всё Господа спрашиваю – убила ли я его, Господи? Или
сам он уже последние шаги к смерти шёл. Каждый день это вспоминаю – как
он протянул свою руку к этому вот хлебу, а я оттолкнула его.
-
Так, деточка, прежде чем человека оттолкнуть, если бы мы могли понять,
не его ли последний хлеб в наших руках? – спросила меня О., опустив руки
со свёрточком, а я не знала, что ей ответить.