Чем занять ребенка
Дуем-дуем
Hадуйте щеки и дуньте в лицо ребенку. В ответ он постарается дунуть на вас, если этого не произойдет, попробуйте дунуть еще раз, покачав при этом головой. Если малыш не может дунуть, покажите ему, как это надо сделать, с силой выдохнув воздух. Так ребенок скорее поймет, как надо дуть. Позже научите его сдувать пушинку с ладони, мыльную пену в ванной, в 1,5 года- дуть через соломинку в воду, в тарелку с мукой (следите, чтобы соломинка не попала в муку!). Дуя, ребенок учится управлять своим дыханием, а это развивает мышцы, необходимые для становления речи.
Все схвачено
Протяните малышу погремушку, держа ее вертикально. Прежде чем дать ее ребенку, посмотрите, приготовил ли он свою руку к тому, чтобы взять ее. Повторите это движение несколько раз и помогите малышу правильно подготовить руку к хватанию. Повторите то же самое, держа ручку погремушки горизонтально, а затем и в других направлениях. Развиваются важные манипуляторные навыки малыша.
Пакетик с сюрпризом Заверните игрушки в несколько слоев бумаги. Дайте ребенку возможность развернуть ее. Развивается восприятие малыша. Он получает представление о постоянстве предметов, учится управлять движениями своих рук.
Учимся бросать
Hайдите ведро или коробку, подберите игрушки, которые издают привлекательный звук, упав в ведро ))). поставьте коробку так, чтобы ребенку легче было бросать игрушки. Через некоторое время поставьте ее с другой стороны. Ребенку придется либо тянуться в другую сторону, либо перекладывать игрушку из одной руки в другую. Дайте ему игрушку побольше, чтобы он начал действовать двумя руками. Развивается умение манипулировать предметами.
Мой ящик
Ящик или коробку наполните разными вещами. Малыш будет опустошать его, вам придется складывать предметы обратно. Позднее можно применять ящики с крышками и отделениями, с прорезями для фигур.
Скозь туннель Сделайте небольшой туннель из коробок. Сами станьте на дальнем конце туннеля и позовите его, чтобы он полз к вам. Развивается восприятие ребенка.
Hайди игрушку
Возьмите 3 прозрачных стаканчика и накройте одним из них игрушку. Посмотрите, сможет ли малыш найти ее. Другой вариант: на глазах у ребенка спрячьте игрушку под одним из 3-х платочков. Если малышу трудно отыскать ее, накройте ее не полностью. Когда ребенок будет уверенно отыскивать игрушку под стеклянным стаканом, спрячьте ее под непрозрачной чашкой (на глазах у него). Игра способствует формированию представлений о независимом существовании предметов.
День за днем
Сопровождайте играми разные режимные моменты. Лучшие игры для умывания и одевания основаны на подражании: "руки вверх, как солдат, ногу вверх, как аист, стой прямо6 как фонарь". По утрам в кроватке играйте в лису и зайца: ребенок, изображая зайца, прячется под одеялом, а вы притворяетесь лисой, которая хочет съесть его. Игра развивает память.
Игра с бумагой
Честно говоря, она мною не применялась, т.к. я старалась не давать дочке жевать бумагу, но может вам понравится? Чистый лист бумаги можно не только мять и рвать, но и жевать. поместите лист перед ребенком, он скроет от него всю комнату, а если лист убрать, малыш снова увидит ваше лицо. И еще несколько полезных занятий: Давайте трогать ему различные на ощупь предметы: ткань, ковер, травку, доску. Hазывайте их. Посадите его в песочницу, пусть он пробует его на ощупь, засыпьте ножки песком и предложите отыскать их. Пусть ребенок перекладывает предметы из коробки в коробку, складывать их в пакет, возит их в машине ( в коробке).
Светлана Игоревна Мамонтова Логические игры с детьми младшего возраста
возьмите коробочку из-под влажных салфеток, для совсем малышей лучше взять из-под салфеток "Памперс", там дырка покрупнее. И мелкие предметы (пробки, шарики, пуговицы, фасолины, горошины, и т. д.) Пусть малыш бросает предметы по одному в дырочку, потом можно послушать как они шумят (как шумят разные предметы, как шумят одинаковые когда их мало в коробочке и когда много) Для деток постарше - в бутылочки из-под растишки питьевой (актимеля и т. п.) насыпать разные крупы (гречку, рис, горох) можно пальчиками, обращая их внимание на разную форму крупинок, и можно маленькой пластмассовой ложечкой
Замесить тесто покруче и поиграть с ним, как с пластилином - покатать колбаски, разорвать на мелкие кусочки, а потом собрать в один большой, покатать колобок, сделать из колобка лепешку, а потом снова колобок, из колбаски сделать бублик и т. д.
А ещё мне запомнились некоторые пальчиковые игры (начиная с мизинца разминать подушечки каждого пальчика) этот пальчик в лес пошел этот пальчик гриб нашел этот пальчик резать стал этот пальчик жарить стал этот пальчик его съел - потому и потолстел (тоже самое с любой стороны)
мальчик-пальчик где ты был? с этим братцем в лес ходил с этим братцем щи варил с этим братцем кашу ел с этим братцем песни пел (сжимаем и разжимаем кулачки на слова)
девочки и мальчики посчитаем пальчики (а дальше прикасаемся к каждому поочерёдно) первый толстенький БОЛЬШОЙ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ второй третий пальчик просто СРЕДНИЙ - у него по 2 соседних (можно показать, что действительно с каждой стороны по 2 пальчика) а четвёртый - БЕЗЫМЯННЫЙ - так его назвали странно пятый пальчик очень мал и МИЗИНЧИКОМ он стал
ещё была игра, которую нам показали (и она нравилась нашим малышам), когда деткам было ещё только по 7 месяцев. взять руку малыша, сжать кулачок и приговаривать вот кулак, а вот - ладошка (разжать кулачок), на ладошку села кошка (поставить 4 пальца своей руки на ладошку малыша) и пошла, пошла, пошла (шагать своими пальцами по ручке малыша в направлении к подмышке) и мышонка там нашла (пощекотать подмышкой)
когда ребятки постарше, для развития координации их движений играли во вьюгу, что тожий вызывала смех у ребяток на слова вьюга, вьюга, вьюга, вьюга (вертеть руками, вытянутвми перед собой и согнутыми в локтях, друг вокруг друга) колотушки колочу (постучать кулочками друг о дружку) приколачиваю (кулочками о коленки) заколачиваю (снова друг о дружку) повторить несколько раз постепенно увеличивая темп.
ай туки-туки-туки застучали молотки (кулочками стукать друг о дружку) тук-ток, тук-ток (перемежая стук о коленки, стуком друг о дружку) мы скуём себе замок (сложить пальцы в замок) психологи, которые вели у нас занятия, утверждали, что очень редко кто из детишек в 1,5 года может самостоятельно сложить пальцы в замочек.
минизарядка была (это когда мы уже старше 1,5 были руки в стороны, в кулачок (руки вытянуты в стороны, ладони сжаты в кулак) разожмём и на бочок (поставить руки на пояс) левую вверх, правую вверх в стороны на крест (перед собой скрещены) в стороны вниз (опустить вдоль туловища) руки встряхнём (как когда-то в детстве на физкультуре встряхнуть висящие свободно руки) и снова начнём. и так пока кому-нибудь не надоест
встало солнце поутру, разбудило детвору (раскрытые ладо сложены друг возле друга, пальцы изображают лучи солнышка) вышли дети погулять, стали прыгать и скакать (ладошками ребенка "подпрыгивать" на полу, если совсем маленький, то можно прям ребятёнка "попрыгать") показывать на малыше рот нос голова уши щеки лоб глаза плечи-плечи шея грудь про животик не забудь. ручки хлоп-хлоп ножки топ-топ (протягивая одну ручку) это раз (протягивая вторую) а это два. (показать головой - помотать) это "нет" (покивать) а это - "да" (показать на щёчки)
стенка, стенка (показать лобик) потолок (показать глазки) два окошка (пройтись пальцами по обеим губкам) две ступеньки (нажать пальчиком на кончик носа) дзыыыынь - электрический звонок
зайчика не забывайте, т.е. 1,2,3,4,5 вышел зайка погулять.... мне очень понравилась концовка "пиф-паф - не попал, быстрый зайка ускакал"
для развития понятий высоко-низко, далеко-близко (махать ручками как птички) птички-птички невелички всё летали и летали крыльями махали высокооо летали (поднять руки вверх) крыльями махали низко летали (опустить вниз) крыльями махали далекооо летали (отодвинуть руки как можно дальше хоть в стороны, хоть вперёд) крыльями махали близко летали (махать у самой шеи или у груди) крыльями махали. полетали-полетали и устали.
тем, у кого детки уже хотя бы ползают. дикий восторг у ребятишек вызывала такая игра. на полу лежит тряпичный мячик или воздушный шарик, но мячик лучше, поскольку он круглый, размером чуть меньше волебольного мяча. ребятишки этот мяч должны головой дотолкать в определённое место. ни ручками, ни ножками мяч трогать нельзя. для ребятишек помладше (мамы показывают, а те, кто постарше уже самостоятельно) вот летела муха, (сгибать-разгибать ладонь изображая полёт мухи) на варенье села (хлопнуть в ладоши), вымазала брюхо (покрутить ладонью-мухой по второй ладони) дальше полетела. дарики-дарики летали комарики, летали, кружились (сгибая-разгибая указательный палец "летаем" им около малыша) в ..... (называем различные части тела "пальчик", "носик", "щёчка" и т. д.) вцепились (потрогать названную часть)