Позиция.

В 1973 году Марлон Брандо отказался от Оскара за лучшую мужскую роль - Вито Корлеоне, которого он сыграл в фильме «Крестный отец». На 45-ю церемонию вручения призов Киноакадемиии Брандо не явился, отправив вместо себя малоизвестную актрису, представительницу индейцев апачи по имени Сашин Лёгкое Перо.
Когда в тот вечер 5 марта Лив Ульман и Роджер Мур вскрыли конверт и прочли имя «лучшего актёра», на сцену поднялась девушка в национальном костюме апачи. Мур протянул статуэтку Сашин, но она остановила его жестом, дав понять, что не примет награду. После этого она развернула лист бумаги, который держала в руках, представилась, и сказала: «Марлон Брандо доверил мне честь представлять его на этой церемонии и сказать вам от его имени… что он, к сожалению, не может принять эту высокую награду. Причиной этому послужило существующее в настоящее время в киноиндустрии отношение к американским индейцам».
В публике поднялся шум. Лёгкое Перо опустила глаза и сказала: «Простите меня». Часть зрителей зааплодировала, пытаясь подбодрить девушку. После этого она сказала ещё несколько слов о том, что не может зачитать письмо актёра полностью, но обязательно передаст его прессе, ещё раз извинилась, поблагодарила публику и спустилась со сцены.
На следующий день полный текст письма Брандо был опубликован в New York Times. В нём он писал о поддержке движению американских индейцев и упоминал ряд фактов, которые с этим движением так или иначе связаны.
«Наша киноиндустрия, - писал Брандо, - несёт такую же ответственность за унижение индейцев, как и всё общество в целом. Мы насмехаемся над ними, изображаем их дикарями, врагами и воплощениями зла. Только представьте, каково их детям расти в этом мире. Когда индейские дети … видят, какими представителей их народа изображают в фильмах, их умам наносится такая травма, какую мы даже не можем себе представить».
После этого поступка на Брандо и Лёгкое Перо обрушилась лавина критики, как от коллег, так и со стороны прессы.
И тем не менее… Брандо выпала редкая возможность получить награду, которая может считаться вершиной карьеры любого киноактёра, и он пожертвовал этой возможностью, чтобы привлечь внимание 85-миллионной публики к проблемам людей, которые были ему, по сути, чужими. Его неоднозначный поступок (ни один лауреат ни разу не отказался от Оскара после Брандо) по сей день остаётся одним из самых впечатляющих эпизодов в истории этой кинопремии.
http://mi3ch.livejournal.com/3190587.html