Отпиарим по-полной
Play māyā games
Эдуард Бернес – один из первопроходцев современного PR. Он доминировал в сфере публичных отношений (PR) в США до 1940-х годов, и был её существенной составляющей силой ещё в последующие 40 лет. В это время Бернес подрядился буквально в сотнях предприятий, чтобы создать искусственное восприятие какого-то продукта.
Одной из первых работ Бернеса для Комитета Публичной Информации США, был подряд в помощь американскому правительству создать видимость Первой Мировой Войны, как явления необходимого, можно даже сказать положительного, с помощью идеи «Война, чтобы сделать мир безопасней». С этого времени эту крылатую фразу Эдика Бернеса мы слышим буквально в каждой войне, в которой участвует США, включая, естественно, войну в Ираке. Через несколько лет Бернес ставит в Нью-Йорке грандиозный уличный спектакль с тем, чтобы привить людям идею курящей женщины, потому что тогда ещё это было дикостью. Делая в 1929 году в Нью-Йорке шествие на праздник Пасхи, Эдик Бернес показал себя силой, с которой надо считаться.
Он организовал колонну факелов из эмансипированных женщин, которые маршировали, непрерывно куря сигареты. То, что многие «освобождённые» женщины потом слегли, осталось за кадром, но задел был сделан. После этого женщины могли уже со спокойной совестью гробить свои лёгкие, пребывая в уверенности, что это модно и соответствует духу времени, как это уже давно делали мужчины.
Именно Эдуард Бернес популяризировал идею для американского народа употреблять такой, не совсем прямо скажем, утренний продукт как свиной бекон на завтрак. Нормальному человеку это и страшном сне не присниться – утром кушать жареное свиное сало. Однако, по заказу производителей бекона Бернес не стушевался и успешно взялся за дело. Бернес организовал прочную связь между табачной индустрией и Американской медицинской Ассоциацией, которая существовала более 50 лет и закончилась вследствие начала новой аферы.
Американская медицинская ассоциация – официальное представительство американских врачей, доказала, что курение полезно для здоровья. Взгляните на старые выпуски журнала “Look”, “Time”, “Journal of American medical association (JAMA), где доктора рекламируют различные марки сигарет, которые, по мнению докторов обеспечивают хорошее пищеварение, обмен веществ и т.д.В течении последующих десятилетий Эдуард Бернес и его последователи доработали основные принципы современного PR до логического маразма, посредством этих приемов массам можно было внушить что угодно, повторяя и повторяя одно и тоже тысячи раз в неделю. Как только экономическая сила средств массовой информации стала очевидной, эти люди занялись тем же и в других странах, но Бернес всегда оставался «золотым стандартом». Он – классик, на которого всегда равняются лидеры современного PR.
Фокус Бернеса был в том, чтобы перефразировать фразу, поставить всё с ног на голову, представить чёрное – белым, а белое черным и провозгласить это гвоздём программы.
Пусть это не имеет ничего общего с устоявшейся моралью – но это круто и модно. Хорошие манеры и здравый смысл эффективно подменились модой и крутизной. При этом Бернес не считал себя злым гением, он считал себя благодетелем человечества. Бернес говорил о народе, как о «стаде, которое необходимо вести». Именно стадоподобное поведение делает народ податливым для лидерства. Бернес никогда не отступал от этой аксиомы – «контролировать массы без того, чтобы они догадывались об этом». Лучший ПИАР – это когда люди не в курсе, что ими манипулируют.
Штаубер описывает мысль Бернеса так: «Научное манипулирование общественным мнением необходимо, чтобы преодолеть хаос и конфликт в демократическом обществе».
Эти ранние формирователи общественного мнения выставляли себя оказывающими услугу обществу и человечеству в целом. Демократия была слишком уж хороша для народа, тогда как ему надо внушать, что думать и что делать. Человек, а тем более народ, как совокупность отдельных людей, объявлялся неспособным к самостоятельному мышлению и независимому поведению. Вот параграф из книги Бернеса «Пропаганда»:
«Те, кто манипулируют невидимым механизмом общества, они и составляют невидимое правительство нашего государства. Мы управляемся, наши умы формируются, наши вкусы лепятся, наши идеи, это идеи людей, о которых мы никогда и не слыхивали. Это и есть логический исход того, каким образом организовано наше демократическое общество. Огромное число людей неизбежно должны вести себя таким образом для того, чтобы наше общество функционировало гладко. Почти в каждом акте нашей жизни, всё равно, в сфере политики или бизнеса, в нашем социальном поведении или морали, мы находимся под влиянием очень небольшого числа людей, которые понимают ментальные процессы и социальные действия масс. Это они дергают за ниточки контроля общественного мнения».
Общество не может иметь мнения, также как и общество не может думать, потому что у общества нет мозгов и языка. Мозги и язык есть только у отдельного человека. Думать и говорить – это прерогатива только отдельного человека, индивидуума. Коллективные образования думать и говорить не могут. Поэтому общественное мнение и понятия – это всегда понятия некоторого всегда очень маленького числа вполне конкретных личностей, которые и навязывают его всему обществу и государству. Как только Бернес наладил возможность практического применения фрейдовских концепций, скоро у него стало столько клиентов, что он не мог сам справляться с объёмом работы. Глобальные корпорации топились в очереди, ухаживая за самозваным королём информации. Огромное количество товаров и услуг нуждались в срочном впаривании публике. Услугами компании Бернеса пользовались Philip Morris, Pfizer, Union Carbide, Allstate, Monsanto, Eli Lilly, Tobacco industry, Ciba Geigy, Lead industry, Coors, Dupont, Shell Oil, Chlorox, Procter&Gamble, Boeing, Dow Chemical, General Motors, Goodyear, General Electric, General Mills и многие другие. Для того, чтобы удовлетворить спрос на компостирование мозгов людям, появились десятки компаний по обработке общественного мнения. Это они десятилетиями создают понятия, на которых целые поколения уже выросли и состарились. В недрах этих организаций создают общественное мнение по вопросам лекарств, вакцин, отношения к медицине, хлорирования и фторирования воды, курения, глобального потепления, экологии, отношения к знаменитостям, стихийных бедствий, генетически изменённых продуктов, пищевых добавок и т.д.
Наиболее быстрый путь, чтобы люди «проглотили» продукт или имидж – это подмена реальных оценок – фальшивыми псевдо-экспертными заключениями. Для примера, если представители какого-нибудь «GM» объявят, что глобальное потепление в следствии выбросов их предприятий это чепуха, то люди отнесутся к этому мнению, как явно к предвзятому. Однако, если некий «независимый научно-исследовательский» институт под солидным названием «Академия изучения атмосферы» выступит с «авторитетным» заявлением, подкрепив статьями в своих “научных” журналах и объявит, что, де, они провели исследования и никакой угрозы нет, то люди охотно поверят в это. Проводила ли эта «Академия» исследования? Это совсем необязательно, более того, совершенно не нужно. Правильно, мысль простая, «GM» гораздо дешевле юридически организовать такую липовую контору, где будет только юридический адрес и несколько человек на почте и на составлении рекламных роликов. В случае чего, эта организация моментально исчезает, и концы пропадают, но мнения уже сформированы.
И это именно то, что делал Бернес – он организовывал десятки таких липовых экспертных контор и научно-исследовательских институтов. А вы думаете откуда могли произойти основные мифы и заблуждения, десятки лет блуждающи по всему миру? Кто здал свободу устойчивым ассоциациям, по типу – небольшая боль – обезболивающие таблетки? Финансируемые корпорациями, которые требовали расширения сбыта своих продуктов, такие «научно-исследовательские институты», выдавали тысячи лживых заключений. Результатом деятельности этих учреждений стало то, что теперь в научном мире нельзя отделить правду от лжи, и большая часть появляющихся оценок, вызывает один вопрос – кому это выгодно?
Примеры таких действительно существовавших и существующих институтов:
Temperature Research Foundation – Научно-исследовательский институт Температуры
International Food Information Council – Международный Информационный Совет по Продуктам Питания
Consumer Alert – Потребительское Внимание
The Advancement of Sound Science Coalition – Коалиция за Здоровую Науку
Air Hygiene Foundation – Фонд Чистой Гигиены
Industrial Health federation - Федерация Здоровья в Промышленности
Manhattan Institute – Манхеттеновский Институт
Center for Produce Quality – Центр за Качество Продукции
Tobacco Institute research Council – Исследовательский Совет Табачного Института
CATO Institute – КАТО Институт
American Council on Science and Health – Американский Совет за Здоровье и Науку
Global Climate Coalition – Коалиция Глобального Климата
Alliance for Better food – Альянс за Здоровую Пищу