О противлении в модели Ньюфелда
Модель НьюфелдаПротивление - это когда ребенок делает наоборот или не слушается, т.е. сопротивляется указаниям значимого взрослого или чужого человека.
Инстинкт противления - это здоровое поведение ребенка, любой нормальный ребенок больше склонен (не значит, что чаще, просто это более естественно) противиться, чем слушаться, так как у него нет другого способа действовать по собственной воле и развивать индивидуальность.
В норме противление обслуживает две задачи. Во-первых, оно защищает действующие отношения (действующую привязанность) ребенка и близкого взрослого от чужих влияний. Ребенок инстинктивно сопротивляется чужим и не слушается их указаний. Во-вторых, оно защищает индивидуальность самого ребенка от действующей привязанности, позволяя ему проявлять себя. Благодаря противлению любой человек рано или поздно выходит из-под опеки родителей и начинает существовать как отдельная личность. Если бы такой силы как противление не существовало, то мы могли бы вечно жить под управлением наших родителей.
Противление включается тогда, когда испытываемое давление больше, чем стремление к близости. Вообще желание близости - это первичная потребность ребенка, оно важнее, чем проявление собственной воли, поэтому он инстинктивно слушается того, к кому привязан, при прочных надежных отношениях. Когда ребенок напитан контактом и стремление к близости немного ослабевает, ребенок включает противление и направляет свою энергию на исследование мира. Например, он может вырваться из объятий, когда уже получил достаточно любви.
Однако бывает, что противления слишком много. Такое случается, когда отношения ослаблены, ненадежны, взрослый не работает над контактом. Стремление его слушаться в этом случае также мало, а все руководство воспринимается как одно сплошное давление и противление начинает зашкаливать, ребенок становится очень непослушным, несговорчивым, с ним невозможно договариваться и сотрудничать.
Выход здесь - в налаживании прочных отношений. А конкретным приемом может стать "завладевание" ребенком. Завладевание - это попадание в зону внимания. Для кого-то из детей это родительский взгляд, улыбка, кивок головой, для кого-то прикосновение, обращение по имени, присоединение к делу, которым занят ребенок и т.д. Каждый родитель сам должен понять, что работает для его ребенка. Только после того, как мы завладели вниманием ребенка, привлекли его на свою сторону, мы можем давать ему указания. НО завладевать важно и просто так (даже необходимо), так как это базовый способ наладить привязанность наряду с перекрыванием разделения.