Лёд тронулся. Или как мне удалось заинтересовать детей чтением.
ДеткиКак мы всегда радуемся первым успехам детей! Первый шажок, первое прочитанное слово, предложение! А дальше что? А дальше оказывается, что чтение -это труд и ему предстоит учиться и учиться....
Помню как в 4 года я начала детей учить читать по Жуковой. По началу все шло неплохо.Но читать дети так и не стали. Они ничего не понимали, им было ужасно тяжело. А я их заставляла и заставляла... Помню. как однажды муж посмотрел как мы учимся и сказал мне, что так я весь интерес отобью к чтению и они никогда не зачитают.
Мало-помалу ко мне начало приходить понимание, что им еще рано, реально рано! К шести - семи годам практически все наши сверстники читали. Да и мне очень хотелось ,чтоб дети начали читать, чтоб им было это легко и интересно.
Достаточно много я читала статей на темы мотивации к чтению. Но то что работает на одном ребенке совсем необязательно сработает на другом.
В итоге теперь у меня сформировалась своя сводка правил относительно мотивации к чтению.
1. Первое и самое важное-читать детям самим. Я понимала,что тот пробел,который у них образуется в результате того,что они не читают надо восполнять мне . Я старалась читать им очень много. Мы ходили в библиотеку вместе, выбирали книги и я старалась,чтоб они везде были вместе с нами. перед сном, в дороге, на долгой прогулке
В итоге прочитала я им достаточно много. Чему и сама очень рада. Так как многие произведения были напрочь забыты, а для взрослого человека они открываются по новому, на новом уровне.
2. Дома должна быть хорошая библиотека детской литературы. Она должна быть на виду и в полном доступе для детей. На хорошие книги я никогда не жалела деньги. Покупаю детям много книг, возможно даже где-то и перебор тут с моей стороны. Но детям всегда есть что посмотреть! Это могут быть книги с уникальными иллюстрациями, энциклопедии с фотографиями.
З. Загадки. Как-то само собой обнаружилось, что дети очень любят загадки. Они любят не только их разгадывать,но и загадывать нам,взрослым. И они стали с удовольствием читать маленькие тексты-загадки и не воспринимали их как собственно чтение.
Чтение это не только художественная литература. Это и загадки, и рецепты и много еще чего. В серии про Петсона и Финдуса есть замечательные книжки "Готовим вместе с Петсоном" и "Поделки Финдуса" которые тоже не воспринимаются как собственно чтение.
4. Собственный пример и читательский дневник.
Летом я решила начать вести свой читательский дневник. Я прорабатывала каждое прочитанное произведение. Выписывала цитаты, писала определение неизвестных мне слов. Через неделю дети тоже решили вести свои читательские дневники) Для этой цели были куплены красивые блокноты. И теперь по желанию на каждое произведение там рисуются иллюстрации, выписываются цитаты, которые хочется детям.
Это оживляет чтение и дает некоторый стимул к дальнейшим открытиям.
5 Разрешить читать про себя.
Это было мне очень сложно сделать.... Я привыкла нести полную ответственность и контролировать. Но я смогла переступить через себя, через собственную ломку. И этот способ тоже дал свои плоды.
Дети начинают читать не только про себя ,но и ДЛЯ себя. Что очень важно!
6 . Ну и подбор интересной литературы. Пробовать приходится многое. Моим детям интересно читать сказки. Очень любим приключения Петсона и Финдуса. Немного текста и большие иллюстрации делают свое дело.!)
Для меня важно,что дети теперь научились читать сами и с удовольствием, а войдя в комнату можно увидеть такую картину)
А в транспорте ловлю умиленные взгляды окружающих) К сожалению , читающие дети в транспорте большая редкость(
Большим вдохновением для меня стала книга "Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем" Эйдан Чамбера .
Ее рекомендую очень прочитать. В ней очень много практических советов. Не стандартный. не школьный ,в нашем понимании формат.