Про скачки развития
Несмотря на высшее педагогическое образования и высокий уровень преподавания психологии в нашем университете, я не помню ни с одного курса психологии такого понятия как «скачки развития», а может просто не придавала тогда этому значения. Впервые столкнулась с этим словосочетанием здесь на ББ, когда мамочки в поисках истины описывали излишнюю капризность малыша или истеричный отказ от груди, а им комментировали это такими словами.
Недели две назад моя тогда 2,5-месячная дочка начала странно себя вести во время кормлений во второй половине дня - могла поесть минут 7-10 спокойно, а потом выплевывать грудь, хныкать, дрыгать руками и тп. Я конечно же на любимый сайт - не успела даже ввести запрос в поиске по сообществу, как наткнулась на подобный случай у другой мамочки. Тут я и решила разобраться, что же это за «скачки» такие.
Нет, я не перелопатила гору сайтов и море книг, мне было достаточно одной статьи, чтобы понять, что мой ребенок ведет себя вполне логично и естественно.
Вот некоторые выдержки из той статьи:
Дети растут скачками. Долгое время не происходит ничего или почти ничего. И вдруг за одну ночь ребенок вырастает на несколько мм. Так же скачками происходит и психическое развитие детей.… Но в психическом развитие младенцев имеется еще больше скачков, которые, однако, до сегодняшнего дня не были изучены с точки зрения головного мозга. Скачки психического развития не всегда совпадают со скачками роста. Последние более многочисленны.
…..Что проиcxодит, когда психическое развитие вашего ребенка совершает очередной скачек? Во время каждого скачка нечто новое развивается очень быстро и неожиданно. Почти всегда это происходит в нервной системе малыша, принося ему новую способность. Такая способность влияет на общее состояние и поведение ребенка. Она изменяет и улучшает все, что он до тех пор умел, и дает младенцу возможность изучать новые вещи….
…Трудные фазы наблюдаются у всех детей в одном и том же возрасте. Их 8 в первые 14 месяцев. Поначалу они короче и быстро сменяют одна другую…
…."Визитной карточкой" такого прыжка являются утомительные, плаксивые периоды. Управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Многие мамы начинают волноваться. Они спрашивают себя, не болен ли ребенок, или раздражаются, не понимая, почему он такой вредный. Малыш рвется к маме…
…Так как малыш вдруг стал беспокойнее, вы начинаете волноваться. Автоматически вы начинаете за ним внимательнее наблюдать. Потом вы замечаете, что он опять ведет себя нормально. И еще вы замечаете, что он может гораздо больше, чем раньше, пробует делать что-то новое, и понимаете, что ваш малыш совершил скачок в развитии. Дети пугаются этих скачков. В этот период знакомый мир ребенка переворачивается с ног на голову. Испуг этот можно понять: представьте себе, что вы проснулись на чужой планете. Все вдруг стало совсем по другому. Что бы вы сделали? Стали бы вы спокойно спать дальше? Нет. Ели бы с аппетитом? Нет. Стали бы вы цепляться к знакомым личностям? Да. И это именно то, что делает ваш малыш….
К чему это я? А к тому, что многие из нас непременно знают про «кризисы развития» - года, трех, шести лет… А вот про такие скачки мы либо не знаем, либо забываем - наша задача помочь малышам адаптироваться к новому миру, помочь преодолеть что-то, чтобы стать еще более развитыми. А с этим, на мой взгляд, лучше справятся спокойные и счастливые родители, которые не будут биться в истерике «что же не так с малышом», а спокойно примут этот очередной скачок развития и помогут ребенку пройти его менее болезненно (конечно же, если этот скачок не совпал с каким-то настоящим недомоганием в плане животика и др.). По крайней меря я, вооружившись этой информацией, стала еще больше разговаривать с дочкой, общаться, лучше ее понимать что ли.
На этой недели я наглядно увидела такой скачок у Софьи - буквально за день что-то резко изменилось. Еще с утра она была чересчур капризная, не сходила с рук, а после обеда она впервые уснула сама, поиграв с игрушками в шезлонге. На следующий день я отметила, что перерывы между кормлениями увеличились с 1,5 часов до 2-х и более, причем Соня не начинала истерично кричать, а я сама уже давала грудь, которую она охотно принимала. Фокус со сном повторился снова в следующие два дня. А также дочка начала хватать игрушки двумя руками сразу, подолго разглядывать их, стала следить за мной осознанно и, наверняка, что-то еще… чего я пока не зафиксировала.
Может кому-то покажутся полезными мои умозаключения - просто делюсь своими мыслями и наблюдениями. Всем здоровых деток и хорошего дня!!!