Кризис 1 года
В попытках понять своего ребенка в этом возрасте, я перерыла кучу литературы, наблюдала, обдумывала, изучала, делала свои выводы.
Вот, какой стиль поведения я выработала для себя. Может, кому-то будет полезно!)))
1. Ребенку нужно давать больше свободы. Например: не хочет ездить в коляске, а хочет топать ножками-уступите. Пусть топает. В конце-концов, это только поощрит самостоятельность.
2. Стимулируйте самостоятельность ребенка. Хочет сама есть ложкой- пусть ест. Хочет сама обуватся-пусть обувается (даже если не совсем выходит). Разрешайте это делать, единственное, имейте терпение показывать из раза в раз как это делается. Спокойно и с улыбкой. У нас лучше всего идет такая схема: "Ай какая же ты у меня молодец!!!! Ну надо же, какая взрослая уже!!! Сама обуваешься!!! Давай мама тебе покажет как это можно сделать еще (дальше медленно с обяснениями показываю)". Дочка очень довольна, что ее, во-первых, хвалят, а, во-вторых, она вдвоем с мамой, такая взрослая, решает серьезную задачу!)))) Разрешайте по- максиммуму все! Помогать складывать диван, мыть посуду, убирать, играть кастрюлями, закапывать нос маме и папе и т.д. Исключение, только опасные действия.
3. Истерика. Долго не могла найти выход. Как же ее вовремя прекратить-то? Не реагировать не получалось- рев стоял еще больше, потом дочка целый день ныла. Настроение у всех было, в итоге, препаршивое. Выход нашла для себя такой. Говорю "нельзя" (играть ножом, например), прячу его. Истерика, конечно же. Рев. Жду немного (секунд 30), беру на ручки и жалею: "Моя ты маленькая, тебе так обидно, я знаю!!!! Не разрешает мама играть с ножом!!! Мне оооочень тебя жалко, но я не могу тебе разрешить это делать, потому, что это опасно!" Минута- и истерика сходит на нет, Рита отвлекается.
4. Должны быть неприкосновенные запреты и правила. Например: в 13.30 Рита ложится спать. Хочет спать-не хочет-13.30-это тихий час. Может просто лежать в кроватке, может спать, но я не уступаю, не смотря на возмущение. Как правило, она уже знает, что хоть головой об стенку бейся-мама не среагирует. Так же с ночным сном. В 21.45 мы ложимся спать- крутись, вертись, но в кровати. Никто играть с тобой не будет- это время сна. Единственное, что хочу добавить, так это: никогда не нужно брать ребенка с бухты-барахты в охапку и тащить в кровать. Всегда предупреждайте: "Вот, сейчас сложим вещи и пойдем спать, сейчас поедим и пойдем гулять."
Заметила, что если от этого правила отступать и идти на поводу у моего ребенка, то выходит только хуже. Она не понимает, где границы дозволенного, переутомляется, теряется как-то. Итог: настроение портится!
5. Превратитесь на некоторое время в попугая. Повторяйте, казалось бы сказаное правило миллион раз. Например: Рита гуляет на улице без коляски, топает ножками сама, чем очень довольна. Поэтому, когда нужно перейти дорогу и я ее беру на руки, она вопит, бьется и вырывается. Ей хочется самостоятельности. Я беру ее на руки со словами: "Мы переходим дорогу только на ручках у мамы. Как только мы ее перейдем, ты будешь топать сама." Со временем, дочь начала понимать. Так же с одеванием, едой и всем остальным.
6. Наказания. Как бы не хотелось этого избежать, но они все же иногда должны быть. Иначе, ребенок не будет знать границ дозволенного, что для него же самого плохо. Бывают моменты, когда ор и протесты начинаются без причины или причина есть, но ты никак уступить не можешь. Например, время идти домой, иначе ребенок просто переутомится, а Рите нужно ровно в противоположную сторону. Уступки не принимаются. Ты вроде бы дал волю ребенку, разрешил пойти куда хочет, увеличил время прогулки на 15 минут-20,час, а дочь ни в какую домой идти не хочет! Но, ведь, все равно, когда-то это сделать нужно! Если уговоры не помогают, я делаю иногда так. Говорю: "Все, с меня хватит!!!! Хочешь орать-ори!!! А я пошла домой!!! Передумаешь-догонишь, я тебя подожду!" И потихоньку двигаюсь в нужную мне сторону. Дочка моментально успокаивается и идет за мной. То есть, малышу нужно многое позволять, но и меру знать надо.
7. Успокойтесь.)))) Уясните для себя, что этот период, каким бы сложным он не был, рано или поздно пройдет. Ваш ребенок не болен, у него просто идет становление личности.))))) Ваша задача понять своего ребенка, найти именно к нему подход. Получайте просто удовольствие от того, что вы вместе, а проблемы поведения-это мелочи! Мы ведь мудрее, правда?))))