Ксения Анвика
13 лет
О влиянии восточной философии на развитие психологии
ФилософияНесколько лет назад моя двоюродная сестрёнка - на тот момент студентка первого курса университета - попросила меня помочь ей написать доклад по психологии. Она специально выбрала "мою" тему, а мне было так интересно вновь почувствовать себя студенткой, что я не просто помогла ей, но и с радостью написала за неё весь доклад.
Хочу его здесь выложить, может, кому-нибудь будет интересно узнать, как повлияла Восточная философия на развитие психологии как науки.
Тема доклада звучала так:
Древность психологической мысли и первые ее проявления в истории научного знания (Египет, Индия, Китай)
Психология как «наука о душе» берет свое начало еще в глубокой древности. Как и многие другие науки (логика, этика, эстетика, социология, история т.д.), психология возникла и долгое время развивалась в недрах философии.
С древнейших времен человечество интересовали извечные вопросы о том, как устроен человек, как взаимодействует он с окружающим миром, с Вселенной, что такое человеческая душа и из чего она состоит. В поисках ответов на вопросы люди размышляли и обращались к религиозным учениям и философским системам. Не секрет, что религиозные философии Востока испокон веков славились своею мудростью. И сегодня все чаще и чаще к древнему восточному знанию обращается современная западная наука: физики, химики, психологи, социологи, астрономы, биологи, медики и многие другие ученые.
Именно восточная философия во многом послужила развитию психологии как науки. Такие психологические понятия, как «темперамент», «сознание», «врожденное», «приобретенное», «восприятие», «внимание», «мышление», «чувствительность», «ассоциации», «ощущение», «образы» и т.д. во многом берут свое начало в различных направлениях восточной философии.
За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская и китайская, в недрах которых зародились идеи, приведшие к современному научному знанию.
Общим для этих трех культур явилось то, что центральное место отводилось сердцу, причем не только как физиологическому органу – мышечному насосу, качающему кровь, но и как месту духовного сосредоточения.
Например, в египетской культуре есть древнейший трактат – так называемый «Памятник мемфисской теологии», сохранившийся со времен 4 века до н.э. В мемфисском сказании говорится о верховном боге Пта (или Птах), сотворившем всё сущее во Вселенной. Согласно этому тексту мир и люди созданы мыслью и словом при помощи сердца и языка соответственно, т.е. сердце рождает мысль, а язык – слово. Также в трактате есть упоминание об органах чувств, при этом акцент вновь делается на сердце, как главный физический и духовный орган, вот цитата: «Пта создал видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое истинное знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что замыслено сердцем».
Мысли Древнего Египта были очень созвучны китайским и индийским медикам. Идея о том, что мысль рождается сердцем, а не мозгом, как принято считать в западном мире, является общей практически для всех направлений восточной философии. Здесь можно привести один забавный случай, произошедший со знаменитым психологом Карлом Юнгом. Он вспоминал, как однажды был изумлен утверждением индейцев пуэбло, что все американцы – сумасшедшие. На вопрос Юнга, почему они так считают, индейцы ответили: «Американцы говорят, что они думают головой, но все нормальные люди думают сердцем. Мы думаем сердцем»…
В китайских медицинских источниках, в частности, в «Книге о внутреннем» (8 в. до н. э.), главным органом также считается сердце, а основой дыхания человека – жизнедательная энергия «Ци», которая сравнивается с элементом воздуха. По-другому эту энергию сегодня называют «психической энергией» или «космической энергией».
Жизнедательная энергия «Ци» наряду с физиологическими выполняет и психические функции. В индийской философии энергия «Ци» называется «Праной». Она питает человеческие мысли, чувства, эмоции, желания. Без этой энергии не может существовать ни одно проявление человеческой деятельности. Небезосновательно в Древнем Востоке считалось, что мысли находят свое место в сердце, а чувства — в печени, причем злые мысли могут заставить сердце заболеть, а такие негативные чувства, как гнев, обида, зависть, раздражительность могут разрушить печень. Вот почему центральной идеей восточной философии является идея самосовершенствования.
Также в древнеиндийской и древнекитайской медицине можно проследить идею о понятии «темперамента», как характеристиках и особенностях проявления человеческой личности. Причины индивидуальных различий между людьми с позиции восточной медицины заключались в принадлежности человека к определенным элементам стихий, а также к сезонно-временным периодам в силу его неразрывной связи с природой.
Один из самых древних источников восточной (индийской) медицины – это Аюрведа (буквально «наука жизни»), являющаяся одной из частей Вед («веды» – знание), древнейших священных текстов Индии, чей возраст (некоторых гимнов Вед) по некоторым источникам насчитывает более 20 тысяч лет. Аюрведа рассматривет человека не только с физиологической точки зрения, но как сложнейшую структуру, состоящую из тела, ума, духа и эмоций. Аюрведическая система выделяет три типа конституции или три типа «дош» («доша» – в ед.ч.), сочетания которых дают десять абсолютно разных типов человеческой личности. Основные типы называются «вата», «питта» и «капха».
«Вата» представляет зимний период и стихийный элемент воздух или энергию «Ци». Человек, в котором доминирует этот тип конституции, имеет в своем характере так называемые зимние черты: холодность, беспокойство, подвижность, прерывистый сон т.д.
«Питта» соответствует лету и огню; жидкость – кровь (желчь). Летние черты: пылкость, наблюдательность, склонность к ораторскому искусству.
«Капха», проявляя любовь к влаге, схожа с весной и элементами земля-вода; жидкость – присущие весне грязь и слизь. Весенние черты: медлительность, уравновешенность, крепкий сон, выносливость.
Давая определение типам людей, Аюрведа всегда учитывает интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие и физические отличительные особенности человека, что дает наиболее полное, наиболее эффективное описание личности.
Стоит сказать, что китайская и тибетская медицина также берут свое начало в древнейшей аюрведической системе.
Китайские медики выделяли следующие типы людей:
1. С преобладанием желчи (или крови): сильный, храбрый, сходный с тигром. Соответствует аюрведической капхе.
2. С преобладанием «Ци»: неуравновешенный, подвижный, подобен обезьяне – аюрведическая вата.
3. С преобладанием слизи: медлительный, малоподвижный – аюрведическая питта.
Большое влияние на развитие психологической мысли оказали восточные философские школы, которые в процессе эволюции человеческого сознания затрагивали важнейшие вопросы бытия.
Простором для развития мыслительного процесса в Индии явились тексты Вед, которые содержат как бытовые, так и космогонические вопросы. Основная идея ведического знания заключена в совершенствовании личности, автоматически подчиняющейся Космическим Законам, таким как: Закон Цикличности (по-другому Закон Перевоплощения), Закон причинно-следственной связи (по-другому Закон Кармы, т.е. возмездия и воздаяния) и т.д.
Наряду с ведическим знанием серьезное место в формировании этической стороны жизни Древнего Востока занимает буддийская школа, относительно молодая по сравнению с индуистской традицией. Буддизм – это своего рода логическое завершение Вед, т.е. индуизма. В основе буддизма лежит цель избавления от страданий путем просветления в процессе самопознания и совершенствования. Идеи буддизма способствовали пробуждению лучших чувств и качеств человеческого характера, таких как милосердие, сострадание, терпимость и великодушие.
Еще одна школа, родившаяся в недрах индуизма и буддизма и занявшая достойное место в формировании психологической мысли – это Йога и ее различные направления (Карма Йога – йога действия, Жнана Йога – йога знания, Бхакти Йога – йога божественной любви, Раджа Йога – йога познания). К сожалению, слово «йога» у современного западного человека, не знакомого с восточной философией, вызывает ассоциации с фигурой, стоящей на голове или с "завязанными узлом" ногами. Но этот образ можно отнести лишь к низшей из всех существующих Йог – Хатха Йоге, которая, в отличие от высших Йог, направлена на совершенствование тела, а не духа. Само слово «йога» принадлежит древнему языку санскриту и переводится буквально как "соединение", "связь" или "слияние во единое". В Индии йогой называют науку, имеющую своей конечной целью присоединение человека к Божественному Началу. Это ускоренный процесс эволюции сознания путем развития психо-духовных сил (ясновидения, яснослышания и т.д.), при помощи внутренних психических действий: концентрации внимания и медитации (т.е. размышления).
Также серьезное место в философско-психологических системах Востока занимают китайские направления, в частности, Даосизм и Конфуцианство.
Основателем даосизма является китайский мыслитель Лао-Дзы (конец IV – начало 5 в. до н. э.), которому принадлежит выдающийся памятник мировой философии – канонический труд даосизма «Дао дэ дзин» (Учение о Пути и Добродетели). «Дао» в переводе с китайского означает «путь», ведущий к познанию тайн вечной жизни и разлитый во всем сущем. Даосская традиция учит, что все во Вселенной порождено Космическим Путем, т.е. Дао, являющимся также источником гармонии и равновесия двух великих начал Жизни «Инь» (женского начала) и «Янь» (мужского начала). Главная цель даосизма – это достижение бессмертия путем медитаций (размышлений) и предоставления всего сущего самому себе, т.е. отсутствием каких-либо действий «у-вей» (китайск.), поскольку жизнь итак прекрасна в своем естественном состоянии.
Еще один великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551—479 до н. э.) затронул такие идеи психологической мысли, как проблема «врожденного» и «приобретенного», а также идею «сознательного». Конфуций считал, что с самого рождения всё и, прежде всего, мудрость коренится в самом человеке. Задача человека – открыть в себе духовное начало и стремиться к сознательному усовершенствованию данного ему природой (или Небом). Также Конфуцию принадлежит идея о необходимости совершенствования устройства государства и его правителей, поскольку для общества немаловажным является среда, в которой человек формируется как индивидуум.
Можно сказать, что для всех направлений философской мысли Востока общей является цель и похожими методы ее достижения – это самосовершенствование, самопознание путем самоуглубления и созерцания Высшего, т.е. внутреннего «Я», которому индийские и китайские школы в своих размышлениях уделяли самое пристальное внимание.
Между различными культурами испокон веков происходил обмен материальными и духовными ценностями, что оказало и продолжает оказывать положительное влияние на развитие научного мышления. И сегодня также можно проследить общие закономерности развития психологических идей на Востоке и Западе.
Хочу его здесь выложить, может, кому-нибудь будет интересно узнать, как повлияла Восточная философия на развитие психологии как науки.
Тема доклада звучала так:
Древность психологической мысли и первые ее проявления в истории научного знания (Египет, Индия, Китай)
Психология как «наука о душе» берет свое начало еще в глубокой древности. Как и многие другие науки (логика, этика, эстетика, социология, история т.д.), психология возникла и долгое время развивалась в недрах философии.
С древнейших времен человечество интересовали извечные вопросы о том, как устроен человек, как взаимодействует он с окружающим миром, с Вселенной, что такое человеческая душа и из чего она состоит. В поисках ответов на вопросы люди размышляли и обращались к религиозным учениям и философским системам. Не секрет, что религиозные философии Востока испокон веков славились своею мудростью. И сегодня все чаще и чаще к древнему восточному знанию обращается современная западная наука: физики, химики, психологи, социологи, астрономы, биологи, медики и многие другие ученые.
Именно восточная философия во многом послужила развитию психологии как науки. Такие психологические понятия, как «темперамент», «сознание», «врожденное», «приобретенное», «восприятие», «внимание», «мышление», «чувствительность», «ассоциации», «ощущение», «образы» и т.д. во многом берут свое начало в различных направлениях восточной философии.
За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская и китайская, в недрах которых зародились идеи, приведшие к современному научному знанию.
Общим для этих трех культур явилось то, что центральное место отводилось сердцу, причем не только как физиологическому органу – мышечному насосу, качающему кровь, но и как месту духовного сосредоточения.
Например, в египетской культуре есть древнейший трактат – так называемый «Памятник мемфисской теологии», сохранившийся со времен 4 века до н.э. В мемфисском сказании говорится о верховном боге Пта (или Птах), сотворившем всё сущее во Вселенной. Согласно этому тексту мир и люди созданы мыслью и словом при помощи сердца и языка соответственно, т.е. сердце рождает мысль, а язык – слово. Также в трактате есть упоминание об органах чувств, при этом акцент вновь делается на сердце, как главный физический и духовный орган, вот цитата: «Пта создал видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое истинное знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что замыслено сердцем».
Мысли Древнего Египта были очень созвучны китайским и индийским медикам. Идея о том, что мысль рождается сердцем, а не мозгом, как принято считать в западном мире, является общей практически для всех направлений восточной философии. Здесь можно привести один забавный случай, произошедший со знаменитым психологом Карлом Юнгом. Он вспоминал, как однажды был изумлен утверждением индейцев пуэбло, что все американцы – сумасшедшие. На вопрос Юнга, почему они так считают, индейцы ответили: «Американцы говорят, что они думают головой, но все нормальные люди думают сердцем. Мы думаем сердцем»…
В китайских медицинских источниках, в частности, в «Книге о внутреннем» (8 в. до н. э.), главным органом также считается сердце, а основой дыхания человека – жизнедательная энергия «Ци», которая сравнивается с элементом воздуха. По-другому эту энергию сегодня называют «психической энергией» или «космической энергией».
Жизнедательная энергия «Ци» наряду с физиологическими выполняет и психические функции. В индийской философии энергия «Ци» называется «Праной». Она питает человеческие мысли, чувства, эмоции, желания. Без этой энергии не может существовать ни одно проявление человеческой деятельности. Небезосновательно в Древнем Востоке считалось, что мысли находят свое место в сердце, а чувства — в печени, причем злые мысли могут заставить сердце заболеть, а такие негативные чувства, как гнев, обида, зависть, раздражительность могут разрушить печень. Вот почему центральной идеей восточной философии является идея самосовершенствования.
Также в древнеиндийской и древнекитайской медицине можно проследить идею о понятии «темперамента», как характеристиках и особенностях проявления человеческой личности. Причины индивидуальных различий между людьми с позиции восточной медицины заключались в принадлежности человека к определенным элементам стихий, а также к сезонно-временным периодам в силу его неразрывной связи с природой.
Один из самых древних источников восточной (индийской) медицины – это Аюрведа (буквально «наука жизни»), являющаяся одной из частей Вед («веды» – знание), древнейших священных текстов Индии, чей возраст (некоторых гимнов Вед) по некоторым источникам насчитывает более 20 тысяч лет. Аюрведа рассматривет человека не только с физиологической точки зрения, но как сложнейшую структуру, состоящую из тела, ума, духа и эмоций. Аюрведическая система выделяет три типа конституции или три типа «дош» («доша» – в ед.ч.), сочетания которых дают десять абсолютно разных типов человеческой личности. Основные типы называются «вата», «питта» и «капха».
«Вата» представляет зимний период и стихийный элемент воздух или энергию «Ци». Человек, в котором доминирует этот тип конституции, имеет в своем характере так называемые зимние черты: холодность, беспокойство, подвижность, прерывистый сон т.д.
«Питта» соответствует лету и огню; жидкость – кровь (желчь). Летние черты: пылкость, наблюдательность, склонность к ораторскому искусству.
«Капха», проявляя любовь к влаге, схожа с весной и элементами земля-вода; жидкость – присущие весне грязь и слизь. Весенние черты: медлительность, уравновешенность, крепкий сон, выносливость.
Давая определение типам людей, Аюрведа всегда учитывает интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие и физические отличительные особенности человека, что дает наиболее полное, наиболее эффективное описание личности.
Стоит сказать, что китайская и тибетская медицина также берут свое начало в древнейшей аюрведической системе.
Китайские медики выделяли следующие типы людей:
1. С преобладанием желчи (или крови): сильный, храбрый, сходный с тигром. Соответствует аюрведической капхе.
2. С преобладанием «Ци»: неуравновешенный, подвижный, подобен обезьяне – аюрведическая вата.
3. С преобладанием слизи: медлительный, малоподвижный – аюрведическая питта.
Большое влияние на развитие психологической мысли оказали восточные философские школы, которые в процессе эволюции человеческого сознания затрагивали важнейшие вопросы бытия.
Простором для развития мыслительного процесса в Индии явились тексты Вед, которые содержат как бытовые, так и космогонические вопросы. Основная идея ведического знания заключена в совершенствовании личности, автоматически подчиняющейся Космическим Законам, таким как: Закон Цикличности (по-другому Закон Перевоплощения), Закон причинно-следственной связи (по-другому Закон Кармы, т.е. возмездия и воздаяния) и т.д.
Наряду с ведическим знанием серьезное место в формировании этической стороны жизни Древнего Востока занимает буддийская школа, относительно молодая по сравнению с индуистской традицией. Буддизм – это своего рода логическое завершение Вед, т.е. индуизма. В основе буддизма лежит цель избавления от страданий путем просветления в процессе самопознания и совершенствования. Идеи буддизма способствовали пробуждению лучших чувств и качеств человеческого характера, таких как милосердие, сострадание, терпимость и великодушие.
Еще одна школа, родившаяся в недрах индуизма и буддизма и занявшая достойное место в формировании психологической мысли – это Йога и ее различные направления (Карма Йога – йога действия, Жнана Йога – йога знания, Бхакти Йога – йога божественной любви, Раджа Йога – йога познания). К сожалению, слово «йога» у современного западного человека, не знакомого с восточной философией, вызывает ассоциации с фигурой, стоящей на голове или с "завязанными узлом" ногами. Но этот образ можно отнести лишь к низшей из всех существующих Йог – Хатха Йоге, которая, в отличие от высших Йог, направлена на совершенствование тела, а не духа. Само слово «йога» принадлежит древнему языку санскриту и переводится буквально как "соединение", "связь" или "слияние во единое". В Индии йогой называют науку, имеющую своей конечной целью присоединение человека к Божественному Началу. Это ускоренный процесс эволюции сознания путем развития психо-духовных сил (ясновидения, яснослышания и т.д.), при помощи внутренних психических действий: концентрации внимания и медитации (т.е. размышления).
Также серьезное место в философско-психологических системах Востока занимают китайские направления, в частности, Даосизм и Конфуцианство.
Основателем даосизма является китайский мыслитель Лао-Дзы (конец IV – начало 5 в. до н. э.), которому принадлежит выдающийся памятник мировой философии – канонический труд даосизма «Дао дэ дзин» (Учение о Пути и Добродетели). «Дао» в переводе с китайского означает «путь», ведущий к познанию тайн вечной жизни и разлитый во всем сущем. Даосская традиция учит, что все во Вселенной порождено Космическим Путем, т.е. Дао, являющимся также источником гармонии и равновесия двух великих начал Жизни «Инь» (женского начала) и «Янь» (мужского начала). Главная цель даосизма – это достижение бессмертия путем медитаций (размышлений) и предоставления всего сущего самому себе, т.е. отсутствием каких-либо действий «у-вей» (китайск.), поскольку жизнь итак прекрасна в своем естественном состоянии.
Еще один великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551—479 до н. э.) затронул такие идеи психологической мысли, как проблема «врожденного» и «приобретенного», а также идею «сознательного». Конфуций считал, что с самого рождения всё и, прежде всего, мудрость коренится в самом человеке. Задача человека – открыть в себе духовное начало и стремиться к сознательному усовершенствованию данного ему природой (или Небом). Также Конфуцию принадлежит идея о необходимости совершенствования устройства государства и его правителей, поскольку для общества немаловажным является среда, в которой человек формируется как индивидуум.
Можно сказать, что для всех направлений философской мысли Востока общей является цель и похожими методы ее достижения – это самосовершенствование, самопознание путем самоуглубления и созерцания Высшего, т.е. внутреннего «Я», которому индийские и китайские школы в своих размышлениях уделяли самое пристальное внимание.
Между различными культурами испокон веков происходил обмен материальными и духовными ценностями, что оказало и продолжает оказывать положительное влияние на развитие научного мышления. И сегодня также можно проследить общие закономерности развития психологических идей на Востоке и Западе.