Самое важное качество матери
МатеринствоПо плану у меня сегодня была статья о том, чем может помочь психолог при бесплодии, но тут неожиданно я наткнулась в соцсети на обсуждение того, какое качество матери самое важное для ребенка. Особенно в том возрасте, когда ребенок полностью зависим от матери.
Я долго пыталась выделить какое-то одно качество, но у меня все равно получилось три.
Так какой же должна быть мама?
Сегодня я хочу поговорить о первом качестве. На мой взгляд, в первую очередь мама должна быть отзывчивой и доступной.
Есть в английском языке прилагательное responsive. На русский оно переводится как отзывчивая, чувствительная, участливая, поддерживающая, эмпатичная. Это означает, что мать хорошо чувствует своего ребенка, его потребности, понимает их и может удовлетворить. Она может и хочет поддерживать эмоциональный контакт с ребенком. Она легкодоступна для ребенка, приходит на его зов. Такую маму ребенку не нужно добывать. Добывать любыми способами, постоянно обращая на себя внимание, привязывая маму к себе. Ребенку в отношениях с такой матерью не нужно постоянно проверять их связь на прочность.
Я состою во множестве сообществ, тематически связанных с детско-родительскими отношениями, и постоянно вижу очень похожие друг на друга описания стилей поведения матери. В женских словах красной нитью проходит мысль и желание отделиться от ребенка. Словно ребенок забирает на себя все время матери. И если ребенок рождается, то жизнь матери фактически заканчивается. Мать не может вынести тот факт, что ребенок все время что-то хочет, хочет, хочет, требует, ему все время что-то нужно - и она пытается от него отгородиться, чтобы сохранить себя.
Это желание отгородиться, отделиться оно бессознательно улавливается ребенком и вызывает у него повышенную тревожность. Маленький ребенок без матери выжить не может, поэтому если мама хочет от него отделиться, мама хочет меня оставить, мама хочет куда-нибудь уйти, значит нужно как можно громче кричать, нужно привлекать еще больше внимания. Внимание матери, ее доступность - залог выживания. Но чем громче и настойчивей требует внимания ребенок, тем сильнее матери хочется исчезнуть.
Раньше в деревнях, когда люди жили в избах, где обычно находился новорожденный? Чаще всего посреди комнаты висела люлька-колыбель. Мама постоянно находилась с ребенком, освобожденная от всех бытовых дел только в первые 40 дней после родов - период становления привязанности. В это время уход за матерью и ребенком осуществляли другие женщины семьи (сестры, тетки и тд, так называемый «женский круг», «буфер»). А дальше мама совершенно не обязательно должна была отказываться от своих дел. Младенца укладывали в люльку, и мама могла дотянуться до него из любой части комнаты в любой момент, отозвавшись на любой писк ребенка.
Это отзывчивость: ты меня позвал - я пришла. Это доступность: тебе не нужно волноваться, если ты меня позовешь, я буду здесь. Маме не нужно было бросать все свои дела. Ей достаточно было просто подойти, просто обратить внимание, дать ребенку ощущение контакта: контакта глаз, контакта телесного, поагукать, пообщаться. Ребенок чувствовал, понимал, что мама рядом, что мама доступна, успокаивался и начинал спокойно дальше изучать мир.
Невозможность, нежелание находиться в таком контакте с ребенком часто бывает связано с собственным травматическим опытом матери, ее опытом жизни в контакте (или в его отсутствии) уже с ее матерью. Если собственный детский опыт матери болезненный, неинтегрированный, вытесненный, в нем много неудовлетворенной потребности, дефицита, нужды, он неумолимо будет всплывать в памяти, чаще всего оставаясь неосознаваемым, и вызывать стойкое желание избежать контакта с младенцем. В этом случае и ребенок находится в постоянном состоянии тревоги, ненадежности, неуверенности.
Если же мать отзывчива и доступна, то со временем ребенок привыкает к стабильности: я позвал - мама пришла, я позвал - мама пришла, я позвал - мама пришла. Если мне что-то нужно, какая-то потребность не удовлетворена, я не понимаю, что со мной, но мне плохо, я позвал - мама пришла, успокоила, объяснила, что со мной происходит, поговорила и сделала мне хорошо.
Собственно, именно это является залогом спокойного благополучного развития ребенка на первом этапе жизни, формированию у него так называемого базового доверия к миру (базовой веры и надежды на то, что все будет хорошо) - первого психического образования, на которое в дальнейшем будут накладываться все другие новообразования. Из контакта с матерью на первом году жизни ребенок выносит в дальнейшую жизнь знание о том, какой мир - стабильный, добрый и приветливый или непредсказуемый и опасный, на что в этом мире можно рассчитывать, мир отзовется на мою просьбу о помощи и все будет хорошо, или же никто не придет.
Дальше поговорим о втором очень важном качестве матери - о стабильности и устойчивости.
А что вы думаете по этому поводу? Буду рада услышать ваши мнения, друзья.
Присоединяйся к нашей группе для общения и взаимной поддержки "От бесплодия к счастливому родительству"