Найти себя. Формирование портрета ребенка
Интересные мысли были высказаны Екатериной Мурашовой в посте Портрет в естественных тонах .
Родители чаще всего делятся на два лагеря во время профориентации своих детей, когда
1й лагерь давит на ребенка: "...зачастую родители, опираясь на собственный опыт, не столько ищут что-то индивидуальное для ребенка, сколько пытаются продавить свое мнение."
2й лагерь остается совершенно пассивен, но он думает, что проявляет демократию: "Дескать, мы-то проявили себя как законченные демократы, а вот он (она) подкачал, не оправдал высокого доверия. А что, собственно, он с этой свободой должен был сделать? На основании чего, по какому алгоритму выбирать, даже если большой объем информации имеется в шаговой доступности? Из обычного класса обычной школы (30-35 детей) к 14-15 годам только двое-трое отчетливо куда-то устремлены («я буду энтомологом и никак иначе!» - горящие из-за очков глаза и сачок для бабочек в руке). Еще человек пять спокойно приняли навязанное «сверху» («у нас в семье все мужчины военные, я тоже пойду учиться на офицера»; «мама мне посоветовала экономический институт, и я согласилась»). Все остальные - в полном раздрае."
И в этом посте Екатерина открывает еще один, 3й путь, когда родители должны осознанно рисовать ребенку его собственный портрет, слоями, каждый год внося что-то новое.
"Начало формирования «портрета» - 8-9 лет (к этому времени у ребенка уже есть некоторый ресурс для самопознания, а у родителей накопилось достаточно сведений для передачи). Причем в идеале он формируется «слоями», как хорошая обучающая программа: время от времени мы возвращаемся к тому же по сути, но уже на более высоком уровне. В период подростковости родителям часто кажется, что чадо их не слышит. Это не так. Подросток жадно, но иногда незаметно для постороннего глаза ловит все, что его касается, что может картировать его личность - это одна из его первоочередных задач на данном этапе развития. Поэтому говорите, но не забывайте прибавлять условные и вводные предложения (чтобы не включалось отторжение на нелицеприятности, которые неизбежно будут): «мне это видится так», «мы с папой полагаем, что...»"
Интересно... Я об этом не особо задумывалась, но сейчас, переварив пост, поняла, что мне бы такой портрет в моем детстве очень помог, пусть даже не в профориентации, а подкрепил уверенность в собственных силах. Конечно, я знаю, что родители мною гордятся, сейчас знаю свои слабые и сильные стороны, но тогда мне хотелось это все услышать!
Сын с малочки повторяет мне как мантру, что если ты не говоришь, значит ты не чувствуешь. Получается дети "видят" именно так. И все, что было произнесено, они запоминают, но при этом наши мысли читать не умеют.