Контрацепция. Неабортивная
православная тематика
Недавно в телепередаче выступал с проповедью священник (если я не ошибаюсь, это был Митрополит Кирилл) на тему биоэтики (наверняка кто-то вспомнит, когда именно это было, по какому каналу). И среди прочего он сказал, что Церковь осуждает только противозачаточные средства, которые имеют прямое или косвеное абортивное действие, а по поводу всех остальных должен решать духовник, в зависимости от духовной зрелости и особенности жизни супругов. Меня это прямо-таки потрясло. Как же это, теперь использование барьерных и других неабортивных противозачаточных средств не является противоестественным и грешным, если это позволил духовник? Я всегда считала , что как и у аборта не может быть оправданий, зависящих от духовной зрелости и условий жизни женщины, так же и с использованием противозачаточных средств. Сколько вопросов не было задано на эту тему в Фому и другие сайты, ни разу в ответах я не видела оговорок в виде "ну, это зависит от вашей ситуации", потому что на эти вопросы, кажется, не может быть оговорок. Вот интересно - мучалась долго с этой проблемой, спрашивала священников, сама пыталась понять, сделала, наконец, нелегкий выбор - и на тебе, оказывается, при определенных условиях использовать противозачаточные средства можно, а оговорок у меня достаточно: и здоровье слабое, и детей больше не прокормлю да и незрелая я духовно (интересно, а это как определять). А к другим грехам тоже подход индивидуальный? Я понимаю, когда речь идет об уже совершенных грехах - анализируя их, священник пытается понять, что же именно (духовная незрелость, условия жизни) к ним привело, но сами по себе грехи не могут быть оправданы. Насколько я поняла, об использовании противозачаточных средств у Православия нет единого мнения? Ольга.
Фома-центр:
Уважаемая Ольга! Начать ответ на Ваш вопрос, очень эмоционально сформулированный и очень не простой по содержанию. Позвольте сказать словами одного из авторитетнейших иерархов нашей Церкви последнего десятилетия - Митрополита Сурожского Антония, - суждения и церковность которого, как мне кажется, у трезвомыслящих православных людей не может вызывать сомнения. Вопрос, сходный с Вашим, недавно был задан владыке Антонию, и он дал на него такой ответ.
"Один из вопросов, который ставится сейчас постоянно - это вопрос о допустимости контрацепции. И простой ответ, который дают люди большей частью непонимающие вопроса - это воздержание. Воздерживайтесь от брачного ложа, не женитесь, не выходите замуж, тогда не будет проблемы. Проблема не в этом. Проблема в том, что два человека могут соединиться духовно, душевно, телесно, до самых глубин и вместе с этим, по обстоятельствам жизни или по своему внутреннему возрастанию, дойти до какого-то момента, когда других детей производить на свет, вводить в жизнь нельзя. Есть положение, когда всякий ребенок, который будет рожден от этой четы, погибнет от голода, от мора, от обстоятельств, от той или другой болезни, которая охватила родителей. Я сейчас говорю не о дурных, оскверняющих болезнях, а о чахотке, раке или болезнях такого рода. И тогда, имеем ли мы право, вводить в жизнь ребенка, который будет наследником этой болезни или этих ужасных обстоятельств? Вопрос здесь не в том, чтобы прекратить всякое брачное общение, потому что брачное общение - это не попытка с жадностью насладиться телом другого человека, а это, как я сказал по другому поводу, момент, когда человек так преисполнен любовью к другому, что всего себя отдает, отдает душу свою, отдает телесность свою, но в чистоте. Не с жадностью, не для того, чтобы у другого человека что-то приобрести или оторвать. И вот в такие периоды, в таких состояниях - и за это меня, вероятно, многие осудят - мне кажется, что законно прибегнуть к контрацепции. То есть, не дать ребенку родиться в такие обстоятельства, где он встретит только страдания, изуродование жизни, смерть, и в жизни его ничего не будет светлого. Конечно, можно играть словами и говорить - если Бог не захотел бы, не родился бы человек. Не так просто все. Потому что Бог не насилует человека. Он нам дал свободу решать и действовать согласно своей мудрости или своему безумию. И поэтому, мне кажется, что если контрацепция не соединяется с попыткой ложных, нецеломудренных человеческих отношений между мужем и женой, а связаны с тем, чтобы не создать возможность уродливой жизни для невинного ребенка, который не виноват ни в чем, то контрацепция справедлива, она законна".
Комментируя этот ответ Владыки Сурожского Антония, хочу только еще раз обратить внимание на акценты, которые им расставлены, и сделать их несколько жестче. Итак, безусловно, во всех видах контрацепция неприемлема тогда, когда есть повод для эгоистического наслаждения телом друг друга, когда вместо того, чтобы реализовывать цель семьи, которая без деторождения является ущербной, - муж и жена, мужчина и женщина хотят без забот и без тех попечений о ребенке, которые на них лягут, пройти тот или иной период своей жизни. Конечно, контрацепция недопустима в начале создания семьи, когда молодые муж и жена решают пожить друг для друга, или для профессиональной карьеры, или для иных каких-то жизненных успехов, и ради этого отказываются от деторождения. Контрацепция неприемлема, если мы в силах, в здравии, пусть в относительном, но благополучии, а просто не хочется возвращаться к бессонным ночам, к усталости, к тому году, двум, которые нужно будет провести опять в попечении о младенце, когда радость о явлении человека в мир в этот момент куда-то уходит от нас. Это, безусловно, неприемлемо. Но об остальном мудро, с действительной, а не декларативной любовью к человеку, действительным, а не формальным исполнением канонов сказал владыка Антоний, и, проявив мужество, скажу, что я вполне с ним согласен.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой мученицы Татианы
http://community.livejournal.com/pravoslavna_7ya/25971.html