Лариса
12 лет
Особенности правового регулирования труда инвалидов.
помогалкипо мотивам консультант-плюс.
Сначала коротко:
1.Прием на работу.
Согласно ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Законным основанием для отказа считается несоответствие деловых качеств гражданина требованиям, предъявляемым к данной работе (опыт работы, возможность по состоянию здоровья выполнять такую работу и т.п.). Инвалидность не может быть причиной отказа при приеме на работу, если такая работа инвалиду не противопоказана.
Следовательно, для привлечения работодателя к ответственности за отказ в приеме на работу необходимо:
- чтобы у работодателя имелось вакантное место по квоте;
- условия труда, прописанные в индивидуальной программе реабилитации претендента (ИПР), совпадали с характеристикой рабочего места;
- причина отказа была изложена в письменной форме.
Важно! Отказ в приеме на работу, связанный с деловыми качествами инвалида, не может рассматриваться как неправомерный и не влечет административной ответственности (ст. 64 ТК РФ, п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ").
2. Продолжительность рабочего времени инвалидов и оплата их работы
Согласно положениям ст. 92 ТК РФ продолжительность рабочего времени для работников, являющихся инвалидами I или II группы, не должна превышать 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Сохранение полной оплаты труда означает, что если работнику-инвалиду установлен месячный оклад в соответствии с занимаемой должностью, то за полностью проработанный месяц (несмотря на то что за этот период им проработано меньше часов, чем предусмотрено нормальной продолжительностью рабочего времени) он получит зарплату в размере этого оклада. Следовательно, его часовая тарифная ставка выше часовой тарифной ставки работника, не являющегося инвалидом.
При этом различные надбавки стимулирующего характера также должны выплачиваться инвалидам в полном объеме (письмо Минздравсоцразвития России от 11.05.2006 N 12918/МЗ-14).
Если же инвалид I или II группы принят на работу на условиях неполного рабочего времени по его просьбе, то он будет получать зарплату пропорционально отработанному времени.
3. Отпуск, предоставляемый инвалидам
Согласно ст. 23 Закона N 181-ФЗ продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска инвалидов увеличена и должна составлять не менее 30 календарных дней.
Таким образом, если в организации для большинства работников установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ), то при приеме на работу инвалида в трудовой договор должно быть включено условие об установлении ему удлиненного основного отпуска.
По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику-инвалиду по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).
4.Увольнение работника-инвалида
Согласно ч. 3 ст. 73 ТК РФ, если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя подходящей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Увольняемому работнику в таком случае выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка (ст. 178 ТК РФ).
Если же согласно медицинскому заключению работник признан полностью неспособным к трудовой деятельности, продолжение этой деятельности исключается. В таком случае трудовой договор прекращается по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
Следует помнить, что при увольнении работника-инвалида по п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не производится удержания за отпуск, предоставленный этому работнику авансом.
Теперь подробно.
ПРИЗНАНИЕ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ
1. Признание лица инвалидом
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", далее - Закон N 181-ФЗ).
Признание гражданина инвалидом осуществляет бюро медико-социальной экспертизы на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее - Правила N 95).
Для этого проводится медико-социальная экспертиза, при которой комплексно оценивается состояние организма гражданина с использованием классификаций и критериев, предусмотренных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н (далее - Классификации и критерии N 1013н).
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Инвалидность устанавливается на определенный промежуток времени:
- I группы - на 2 года,
- II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил N 95).
Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы (п. 11 Правил N 95).
Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено переосвидетельствование - проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (п. 12 Правил N 95).
В п. 13 Правил N 95 указан перечень граждан, которым группа инвалидности устанавливается на неопределенный срок.
Следует обратить внимание на то, что возможны случаи признания работника инвалидом без ограничения трудоспособности. А вот ограничение трудоспособности всегда влечет установление инвалидности.
2. Документы, подтверждающие инвалидность работника
Статьей 65 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень документов, предъявляемых работником при заключении трудового договора. В этом перечне нет упоминания о документах, подтверждающих факт инвалидности работника.
Однако в указанной статье содержится оговорка о том, что в отдельных случаях Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления дополнительных документов при заключении трудового договора.
Например, при приеме на государственную гражданскую или муниципальную службу кандидат представляет медицинскую справку (п. 7 Указа Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации").
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н утверждена учетная форма 001-ГС/у "Заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службу или ее прохождению".
Из изложенного можно сделать вывод, что при приеме на работу, не связанную с государственной гражданской или муниципальной службой, а также во время работы гражданин не обязан (но может) уведомлять работодателя о наличии у него (установлении ему) инвалидности.
Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена, поэтому данное уведомление может быть сделано в свободной устной или письменной форме. Можно также приложить документы, подтверждающие инвалидность работника и необходимые для получения льгот и гарантий:
- справку медико-социальной экспертизы (форма утверждена Постановлением Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 N 1031н);
- индивидуальную программу реабилитации инвалида, далее - ИПР (образец формы утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н).
Согласно ст. 11 Закона N 181-ФЗ ИПР инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В вышеперечисленных документах содержатся обязательные для работодателя данные по ограничениям к труду, необходимым для работника.
Получив справку медико-социальной экспертизы от работника, работодатель должен проверить правильность ее оформления, в частности наличие всех необходимых данных.
Следует обратить внимание на то, что согласно положениям ст. 11 Закона N 181-ФЗ ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями (в том числе работодателями) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Однако для самого работника-инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Отказ может быть сделан в любое время в свободной письменной форме, поскольку законодательством РФ формы такого отказа не предусмотрено.
См. образец заявления работника-инвалида об отказе от ИПР.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает работодателя от ответственности за ее исполнение. Это следует из изложенного в абз. 7 ст. 11 Закона N 181-ФЗ.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП ИНВАЛИДНОСТИ
И СТЕПЕНЕЙ СПОСОБНОСТИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Условия и причины признания лица инвалидом
Условиями признания гражданина инвалидом согласно Правилам N 95 являются:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных условий не является достаточным основанием для признания гражданина инвалидом.
Причины инвалидности определяются учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 15.04.2003 N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности". При этом применяются следующие формулировки, предусмотренные законодательством РФ:
- общее заболевание;
- инвалид с детства;
- профессиональное заболевание;
- трудовое увечье;
- военная травма;
- заболевание, полученное в период военной службы;
- заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
- заболевание радиационно обусловленное, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
- заболевание, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
- заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
- заболевание, связанное с аварией на ПО "Маяк";
- заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с аварией на ПО "Маяк";
- заболевание, связанное с последствиями радиационных воздействий;
- заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
В частности, такая причина инвалидности, как "общее заболевание", определяется, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы.
Причина инвалидности "профессиональное заболевание" определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений). Указанная причина определяется как по прямым последствиям профессионального заболевания, так и по его осложнениям. Для определения подобной причины инвалидности должен быть представлен акт о случае профессионального заболевания.
"Трудовое увечье" определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве. Указанная причина инвалидности устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения лица в учреждение медико-социальной экспертизы.
Когда отсутствуют документы о профессиональном заболевании, трудовом увечье, военной травме и пр., лицу устанавливается причина инвалидности "общее заболевание". Однако если указанные документы будут представлены, то причину инвалидности поменяют на причину, соответствующую новым документам.
Следует обратить внимание на то, что информация о причинах инвалидности работника также имеет значение для работодателя, поскольку в определенных случаях влияет на объем мер социальной защиты, предоставляемых инвалиду.
В частности, работникам, ставшим инвалидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней.
2. Классификации и критерии, используемые при установлении лицам степеней способности к трудовой деятельности и групп инвалидности
В Классификациях и критериях N 1013н содержатся классификации основных видов нарушений функций организма, а также основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. Кроме того, в указанном документе перечислены критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, определяющие условия установления групп инвалидности.
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются 4 степени их выраженности:
1 степень - незначительные нарушения,
2 степень - умеренные нарушения,
3 степень - выраженные нарушения,
4 степень - значительно выраженные нарушения.
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
- способность к самообслуживанию;
- способность к самостоятельному передвижению;
- способность к ориентации;
- способность к общению;
- способность контролировать свое поведение;
- способность к обучению;
- способность к трудовой деятельности.
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности.
Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
Таким образом, понятие "группа инвалидности" отличается от другого понятия - "степень способности к трудовой деятельности". Этих степеней также существует три, но порядок установления отличается. При установлении группы инвалидности учитывается оценка показателей способности к трудовой деятельности с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.
2.1. Классификация степеней способности к трудовой деятельности
Согласно пп. ж) п. 6 Классификаций и критериев N 1013н способность к трудовой деятельности делится на три степени.
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.
Такие инвалиды выполняют работу в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в два раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса. При невозможности продолжать работу по основной профессии в обычных условиях труда (токари, столяры, каменщики, слесари и т.п.) такие работники могут быть переведены на другую работу более низкой квалификации.
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.
Эта степень способности к выполнению трудовой деятельности предполагает, что работник-инвалид, скорее всего, может работать только на предприятиях со специально созданными условиями труда. Например, инвалид по зрению может выполнять работу секретаря при условии оснащения персонального компьютера специальным программным обеспечением.
3 степень - неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.
Эта степень назначается самым тяжелым больным. Предполагается, что инвалид, имеющий 3 степень, неспособен к трудовой деятельности.
Однако существуют примеры, когда лица, которым установлена данная степень (в частности инвалиды-колясочники, лица с детским церебральным параличом), могут быть программистами, консультантами, писателями и т.д.
Поэтому следует учитывать, что приведенные выше критерии определения способности к трудовой деятельности не являются абсолютными и имеют оценочный характер. Они опираются на экспертную и врачебную практику, научные знания и теории. Эксперты учреждений медико-социальной экспертизы при определении различных способностей инвалида к трудовой деятельности опираются, в том числе, на возможность его взаимодействия с другими людьми в трудовых отношениях.
Однако вышеуказанные характеристики большей частью носят декларативный характер, отсутствуют методические экспертные материалы, доступные для публичного ознакомления заинтересованных лиц (в том числе самих работников и работодателей), что наводит на мысль о том, что в своей практической деятельности эксперты руководствуются исключительно собственным пониманием.
При приеме на работу гражданина-инвалида, а также в случае получения от работника уведомления об установлении ему инвалидности, следует в обязательном порядке выяснить, какая степень способности к выполнению трудовой деятельности ему установлена.
Если работнику установлена 3 степень (неспособность к любой трудовой деятельности) и данный работник предоставил работодателю все подтверждающие документы, а также не отказался от реализации своей ИПР, продолжение трудовой деятельности этого работника исключается.
Когда работник, которому установлена меньшая степень способности к выполнению трудовой деятельности, предоставил работодателю все подтверждающие документы, а также не отказался от реализации своей ИПР, работодатель обязан соблюсти требования ИПР, связанные с осуществлением работником труда (уменьшение тяжести, напряженности и (или) уменьшение объема работы и т.д.).
Однако следует помнить, что работник вправе не сообщать работодателю о наличии у него (установлении ему) инвалидности, а также вправе отказаться от исполнения (реализации) своей ИПР полностью или частично (в части регулирования труда).
Важно! Если работодатель при отсутствии у него информации об инвалидности работника, а также при отказе работника от ИПР не соблюдает данные по ограничениям к труду, установленные в ИПР, оснований для его привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и охране труда не имеется, так как административная ответственность наступает при виновном нарушении закона (ст. 1.5 КоАП РФ).
2.2. Классификация групп инвалидности
Согласно п. п. 8 - 10 Классификаций и критериев N 1013н критерием для определения I группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- способности к самообслуживанию 3 степени;
- способности к передвижению 3 степени;
- способности к ориентации 3 степени;
- способности к общению 3 степени;
- способности контролировать свое поведение 3 степени;
- способности к обучению 3 степени;
- способности к трудовой деятельности 3 степени.
Таким образом, учитывая, что инвалидам I группы устанавливается 3 степень способности к трудовой деятельности, указанные лица, как правило, неспособны к труду.
Критерием для установления II группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- способности к самообслуживанию 2 степени;
- способности к передвижению 2 степени;
- способности к ориентации 2 степени;
- способности к общению 2 степени;
- способности контролировать свое поведение 2 степени;
- способности к обучению 2 степени;
- способности к трудовой деятельности 2 степени.
Исходя из изложенного, инвалиды II группы, которым установлена способность к трудовой деятельности 2 степени, могут работать в специально созданных условиях труда, в частности на специализированных предприятиях.
Критерием для определения III группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- способности к самообслуживанию 1 степени;
- способности к передвижению 1 степени;
- способности к ориентации 1 степени;
- способности к общению 1 степени;
- способности контролировать свое поведение 1 степени;
- способности к обучению 1 степени.
Таким образом, инвалиды III группы, имеющие способность к выполнению трудовой деятельности 1 степени, могут работать в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением тяжести, напряженности и (или) уменьшением объема работы. В случае же невозможности в обычных условиях труда продолжать работу по основной профессии работники-инвалиды III группы могут быть переведены на другую работу более низкой квалификации.
2.3. Классификация степеней утраты профессиональных трудоспособностей
Правительство РФ Постановлением от 16.10.2000 N 789 утвердило Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (далее - Правила N 789). Это было сделано в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Согласно п. 2 Правил N 789 степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности.
Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы. Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы (п. п. 4, 6 Правил N 789).
Степень утраты профессиональной трудоспособности 100% устанавливается, если пострадавший не в состоянии работать вследствие резко выраженного нарушения функций организма и для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, имеются абсолютные противопоказания.
Степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90% устанавливается, если пострадавший может выполнять работу лишь в специально созданных условиях.
Степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60% устанавливается, когда пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации.
Степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30% устанавливается, если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде.
Приказом Минздравсоцразвития России от 20.10.2005 N 643 (далее - Приказ N 643) утверждены формы документов о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах:
- выписка из акта освидетельствования, пересылаемая страхователю (работодателю) или страховщику,
- справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, выдаваемая работнику.
Установление степеней утраты профессиональной трудоспособности от 10% (минимальный уровень) до 100% (максимальный уровень) влечет обязательства исполнительного органа Фонда социального страхования РФ (ФСС России) произвести страховые выплаты и дополнительные расходы по этому виду обязательного социального страхования.
Важно! В письме ФСС России от 08.11.2001 N 02-18/07-7930 содержатся разъяснения, согласно которым обеспечение по страхованию в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности менее 10% либо более 100% не отвечает нормам, определенным в Правилах N 789, и должно быть прекращено как незаконно назначенное с уведомлением получателя о причинах отказа и оформлением приказа.
2.3.1. Расчет страховых выплат и подготовка документов, необходимых для назначения этих выплат
Виды обеспечения работников по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). В частности, обеспечение по страхованию осуществляется в виде ежемесячных и единовременных страховых выплат.
Данные суммы в соответствии со ст. 10 Закона N 125-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному лицу (работнику) страховщиком (органом ФСС России), если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата работником профессиональной трудоспособности.
Единовременные страховые выплаты выплачиваются работникам не позднее одного календарного месяца со дня назначения. Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются в течение всего периода стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
Следует обратить внимание на то, что не влекут уменьшения размера страховых выплат все пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные застрахованному как до, так и после наступления страхового случая, не засчитывается также заработок, полученный работником после наступления страхового случая.
Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты работником профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете ФСС России на очередной финансовый год. Это следует из ст. 11 Закона N 125-ФЗ.
Размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается в соответствии со ст. 12 Закона N 125-ФЗ и определяется как доля среднего месячного заработка работника, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Следовательно, работодателю необходимо рассчитать средний заработок работника при назначении ежемесячных страховых выплат.
При расчете размера утраченного заработка учитываются:
- суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров, - если с них начислялись (предусматривались) страховые взносы страховщику;
- выплаченные пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам - за период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам;
- все виды заработка - в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.
В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.
При исчислении среднемесячного заработка работника, направленного страхователем (работодателем) для работы за пределы территории РФ, учитываются как суммы заработка по основному месту работы, так и суммы заработка, начисленные в иностранной валюте (если на них начислялись страховые взносы). При этом суммы заработка, начисленные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка России, установленному на день назначения ежемесячной страховой выплаты.
Порядок расчета среднемесячного заработка зависит от того, отработал работник у страхователя (работодателя) 12 месяцев или нет. Если работник отработал более 12 месяцев, то для расчета общую сумму его заработка за 12 месяцев (с учетом начисленных в расчетном периоде премий), предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, следует разделить на 12. Если работа продолжалась менее 12 месяцев, то общая сумма заработка за фактически проработанное число месяцев делится на число этих месяцев.
При подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные работником месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.
Разъяснения о порядке установления расчетного периода при исчислении ежемесячных страховых выплат в том случае, когда работник проработал у работодателя более 12 месяцев, даны в письме ФСС России от 26.11.2002 N 02-18/07-8240. В частности, там поясняется, что для расчета среднего месячного заработка должен быть взят календарный 12-месячный период, предшествовавший наступлению страхового случая, утрате либо снижению трудоспособности работника. Если в течение этого срока имел место перерыв трудовой деятельности, средний месячный заработок определяется путем деления заработка за фактически проработанное время на число месяцев, за которое взят заработок.
Также ФСС России в письме от 27.06.2005 N 02-18/06-5674 поясняет, что из расчета среднего заработка нужно исключить время отпуска и начисленные работнику за этот период выплаты (отпускные). Такой вывод сделан на основании ст. 114 ТК РФ, в соответствии с которой на время ежегодного отпуска за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок. По мнению ФСС России, время отпуска не является временем, когда работник фактически осуществлял трудовую деятельность, следовательно, время отпуска, а также начисленные за него суммы подлежат исключению из расчетного периода.
Если период работы, повлекшей повреждение здоровья, составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней, и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.
По желанию работника средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
Когда страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора, по желанию работника учитывается его заработок до окончания срока действия данного договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее законодательно установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России.
Если до наступления страхового случая у работника в заработке произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда работника), то при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.
Для назначения вышеуказанных страховых выплат работник подает в ФСС России по месту регистрации заявление и предоставляет необходимые документы (их заверенные копии):
- акт о несчастном случае на производстве (по форме Н-1, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 N 73) или акт о профессиональном заболевании (по форме, предусмотренной приложением к Положению о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967);
- справку о среднем месячном заработке за период, выбранный для расчета ежемесячных страховых выплат в соответствии с положениями Закона N 125-ФЗ;
- заключение учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности работника;
- заключение учреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах социальной, медицинской и профессиональной реабилитации работника;
- документ, подтверждающий нахождение работника в трудовых (гражданско-правовых) отношениях с работодателем (копия трудовой книжки и (или) трудового договора между работником и работодателем; копия гражданско-правового договора, предусматривающего уплату страховых взносов в пользу работника);
- извещение лечебно-профилактического учреждения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);
- заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания;
- документы, подтверждающие расходы на осуществление по заключению учреждения медико-социальной экспертизы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации работника, предусмотренной пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 125-ФЗ;
- документ, подтверждающий факт нахождения на иждивении или установление права на получение содержания;
- программы реабилитации.
Следует отметить, что перечень документов, необходимых для назначения страховых выплат, определяется территориальным отделением ФСС России для каждого страхового случая.
Часть вторая
Сначала коротко:
1.Прием на работу.
Согласно ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Законным основанием для отказа считается несоответствие деловых качеств гражданина требованиям, предъявляемым к данной работе (опыт работы, возможность по состоянию здоровья выполнять такую работу и т.п.). Инвалидность не может быть причиной отказа при приеме на работу, если такая работа инвалиду не противопоказана.
Следовательно, для привлечения работодателя к ответственности за отказ в приеме на работу необходимо:
- чтобы у работодателя имелось вакантное место по квоте;
- условия труда, прописанные в индивидуальной программе реабилитации претендента (ИПР), совпадали с характеристикой рабочего места;
- причина отказа была изложена в письменной форме.
Важно! Отказ в приеме на работу, связанный с деловыми качествами инвалида, не может рассматриваться как неправомерный и не влечет административной ответственности (ст. 64 ТК РФ, п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ").
2. Продолжительность рабочего времени инвалидов и оплата их работы
Согласно положениям ст. 92 ТК РФ продолжительность рабочего времени для работников, являющихся инвалидами I или II группы, не должна превышать 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Сохранение полной оплаты труда означает, что если работнику-инвалиду установлен месячный оклад в соответствии с занимаемой должностью, то за полностью проработанный месяц (несмотря на то что за этот период им проработано меньше часов, чем предусмотрено нормальной продолжительностью рабочего времени) он получит зарплату в размере этого оклада. Следовательно, его часовая тарифная ставка выше часовой тарифной ставки работника, не являющегося инвалидом.
При этом различные надбавки стимулирующего характера также должны выплачиваться инвалидам в полном объеме (письмо Минздравсоцразвития России от 11.05.2006 N 12918/МЗ-14).
Если же инвалид I или II группы принят на работу на условиях неполного рабочего времени по его просьбе, то он будет получать зарплату пропорционально отработанному времени.
3. Отпуск, предоставляемый инвалидам
Согласно ст. 23 Закона N 181-ФЗ продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска инвалидов увеличена и должна составлять не менее 30 календарных дней.
Таким образом, если в организации для большинства работников установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ), то при приеме на работу инвалида в трудовой договор должно быть включено условие об установлении ему удлиненного основного отпуска.
По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику-инвалиду по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).
4.Увольнение работника-инвалида
Согласно ч. 3 ст. 73 ТК РФ, если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя подходящей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Увольняемому работнику в таком случае выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка (ст. 178 ТК РФ).
Если же согласно медицинскому заключению работник признан полностью неспособным к трудовой деятельности, продолжение этой деятельности исключается. В таком случае трудовой договор прекращается по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
Следует помнить, что при увольнении работника-инвалида по п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не производится удержания за отпуск, предоставленный этому работнику авансом.
Теперь подробно.
ПРИЗНАНИЕ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ
1. Признание лица инвалидом
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", далее - Закон N 181-ФЗ).
Признание гражданина инвалидом осуществляет бюро медико-социальной экспертизы на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее - Правила N 95).
Для этого проводится медико-социальная экспертиза, при которой комплексно оценивается состояние организма гражданина с использованием классификаций и критериев, предусмотренных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н (далее - Классификации и критерии N 1013н).
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Инвалидность устанавливается на определенный промежуток времени:
- I группы - на 2 года,
- II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил N 95).
Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы (п. 11 Правил N 95).
Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено переосвидетельствование - проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (п. 12 Правил N 95).
В п. 13 Правил N 95 указан перечень граждан, которым группа инвалидности устанавливается на неопределенный срок.
Следует обратить внимание на то, что возможны случаи признания работника инвалидом без ограничения трудоспособности. А вот ограничение трудоспособности всегда влечет установление инвалидности.
2. Документы, подтверждающие инвалидность работника
Статьей 65 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень документов, предъявляемых работником при заключении трудового договора. В этом перечне нет упоминания о документах, подтверждающих факт инвалидности работника.
Однако в указанной статье содержится оговорка о том, что в отдельных случаях Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления дополнительных документов при заключении трудового договора.
Например, при приеме на государственную гражданскую или муниципальную службу кандидат представляет медицинскую справку (п. 7 Указа Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации").
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н утверждена учетная форма 001-ГС/у "Заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службу или ее прохождению".
Из изложенного можно сделать вывод, что при приеме на работу, не связанную с государственной гражданской или муниципальной службой, а также во время работы гражданин не обязан (но может) уведомлять работодателя о наличии у него (установлении ему) инвалидности.
Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена, поэтому данное уведомление может быть сделано в свободной устной или письменной форме. Можно также приложить документы, подтверждающие инвалидность работника и необходимые для получения льгот и гарантий:
- справку медико-социальной экспертизы (форма утверждена Постановлением Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 N 1031н);
- индивидуальную программу реабилитации инвалида, далее - ИПР (образец формы утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н).
Согласно ст. 11 Закона N 181-ФЗ ИПР инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В вышеперечисленных документах содержатся обязательные для работодателя данные по ограничениям к труду, необходимым для работника.
Получив справку медико-социальной экспертизы от работника, работодатель должен проверить правильность ее оформления, в частности наличие всех необходимых данных.
Следует обратить внимание на то, что согласно положениям ст. 11 Закона N 181-ФЗ ИПР является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями (в том числе работодателями) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Однако для самого работника-инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Отказ может быть сделан в любое время в свободной письменной форме, поскольку законодательством РФ формы такого отказа не предусмотрено.
См. образец заявления работника-инвалида об отказе от ИПР.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает работодателя от ответственности за ее исполнение. Это следует из изложенного в абз. 7 ст. 11 Закона N 181-ФЗ.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП ИНВАЛИДНОСТИ
И СТЕПЕНЕЙ СПОСОБНОСТИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Условия и причины признания лица инвалидом
Условиями признания гражданина инвалидом согласно Правилам N 95 являются:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных условий не является достаточным основанием для признания гражданина инвалидом.
Причины инвалидности определяются учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 15.04.2003 N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности". При этом применяются следующие формулировки, предусмотренные законодательством РФ:
- общее заболевание;
- инвалид с детства;
- профессиональное заболевание;
- трудовое увечье;
- военная травма;
- заболевание, полученное в период военной службы;
- заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
- заболевание радиационно обусловленное, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
- заболевание, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
- заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
- заболевание, связанное с аварией на ПО "Маяк";
- заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с аварией на ПО "Маяк";
- заболевание, связанное с последствиями радиационных воздействий;
- заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанное с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
В частности, такая причина инвалидности, как "общее заболевание", определяется, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы.
Причина инвалидности "профессиональное заболевание" определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений). Указанная причина определяется как по прямым последствиям профессионального заболевания, так и по его осложнениям. Для определения подобной причины инвалидности должен быть представлен акт о случае профессионального заболевания.
"Трудовое увечье" определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве. Указанная причина инвалидности устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения лица в учреждение медико-социальной экспертизы.
Когда отсутствуют документы о профессиональном заболевании, трудовом увечье, военной травме и пр., лицу устанавливается причина инвалидности "общее заболевание". Однако если указанные документы будут представлены, то причину инвалидности поменяют на причину, соответствующую новым документам.
Следует обратить внимание на то, что информация о причинах инвалидности работника также имеет значение для работодателя, поскольку в определенных случаях влияет на объем мер социальной защиты, предоставляемых инвалиду.
В частности, работникам, ставшим инвалидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней.
2. Классификации и критерии, используемые при установлении лицам степеней способности к трудовой деятельности и групп инвалидности
В Классификациях и критериях N 1013н содержатся классификации основных видов нарушений функций организма, а также основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. Кроме того, в указанном документе перечислены критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, определяющие условия установления групп инвалидности.
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются 4 степени их выраженности:
1 степень - незначительные нарушения,
2 степень - умеренные нарушения,
3 степень - выраженные нарушения,
4 степень - значительно выраженные нарушения.
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
- способность к самообслуживанию;
- способность к самостоятельному передвижению;
- способность к ориентации;
- способность к общению;
- способность контролировать свое поведение;
- способность к обучению;
- способность к трудовой деятельности.
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности.
Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
Таким образом, понятие "группа инвалидности" отличается от другого понятия - "степень способности к трудовой деятельности". Этих степеней также существует три, но порядок установления отличается. При установлении группы инвалидности учитывается оценка показателей способности к трудовой деятельности с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.
2.1. Классификация степеней способности к трудовой деятельности
Согласно пп. ж) п. 6 Классификаций и критериев N 1013н способность к трудовой деятельности делится на три степени.
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.
Такие инвалиды выполняют работу в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в два раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса. При невозможности продолжать работу по основной профессии в обычных условиях труда (токари, столяры, каменщики, слесари и т.п.) такие работники могут быть переведены на другую работу более низкой квалификации.
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.
Эта степень способности к выполнению трудовой деятельности предполагает, что работник-инвалид, скорее всего, может работать только на предприятиях со специально созданными условиями труда. Например, инвалид по зрению может выполнять работу секретаря при условии оснащения персонального компьютера специальным программным обеспечением.
3 степень - неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.
Эта степень назначается самым тяжелым больным. Предполагается, что инвалид, имеющий 3 степень, неспособен к трудовой деятельности.
Однако существуют примеры, когда лица, которым установлена данная степень (в частности инвалиды-колясочники, лица с детским церебральным параличом), могут быть программистами, консультантами, писателями и т.д.
Поэтому следует учитывать, что приведенные выше критерии определения способности к трудовой деятельности не являются абсолютными и имеют оценочный характер. Они опираются на экспертную и врачебную практику, научные знания и теории. Эксперты учреждений медико-социальной экспертизы при определении различных способностей инвалида к трудовой деятельности опираются, в том числе, на возможность его взаимодействия с другими людьми в трудовых отношениях.
Однако вышеуказанные характеристики большей частью носят декларативный характер, отсутствуют методические экспертные материалы, доступные для публичного ознакомления заинтересованных лиц (в том числе самих работников и работодателей), что наводит на мысль о том, что в своей практической деятельности эксперты руководствуются исключительно собственным пониманием.
При приеме на работу гражданина-инвалида, а также в случае получения от работника уведомления об установлении ему инвалидности, следует в обязательном порядке выяснить, какая степень способности к выполнению трудовой деятельности ему установлена.
Если работнику установлена 3 степень (неспособность к любой трудовой деятельности) и данный работник предоставил работодателю все подтверждающие документы, а также не отказался от реализации своей ИПР, продолжение трудовой деятельности этого работника исключается.
Когда работник, которому установлена меньшая степень способности к выполнению трудовой деятельности, предоставил работодателю все подтверждающие документы, а также не отказался от реализации своей ИПР, работодатель обязан соблюсти требования ИПР, связанные с осуществлением работником труда (уменьшение тяжести, напряженности и (или) уменьшение объема работы и т.д.).
Однако следует помнить, что работник вправе не сообщать работодателю о наличии у него (установлении ему) инвалидности, а также вправе отказаться от исполнения (реализации) своей ИПР полностью или частично (в части регулирования труда).
Важно! Если работодатель при отсутствии у него информации об инвалидности работника, а также при отказе работника от ИПР не соблюдает данные по ограничениям к труду, установленные в ИПР, оснований для его привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и охране труда не имеется, так как административная ответственность наступает при виновном нарушении закона (ст. 1.5 КоАП РФ).
2.2. Классификация групп инвалидности
Согласно п. п. 8 - 10 Классификаций и критериев N 1013н критерием для определения I группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- способности к самообслуживанию 3 степени;
- способности к передвижению 3 степени;
- способности к ориентации 3 степени;
- способности к общению 3 степени;
- способности контролировать свое поведение 3 степени;
- способности к обучению 3 степени;
- способности к трудовой деятельности 3 степени.
Таким образом, учитывая, что инвалидам I группы устанавливается 3 степень способности к трудовой деятельности, указанные лица, как правило, неспособны к труду.
Критерием для установления II группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- способности к самообслуживанию 2 степени;
- способности к передвижению 2 степени;
- способности к ориентации 2 степени;
- способности к общению 2 степени;
- способности контролировать свое поведение 2 степени;
- способности к обучению 2 степени;
- способности к трудовой деятельности 2 степени.
Исходя из изложенного, инвалиды II группы, которым установлена способность к трудовой деятельности 2 степени, могут работать в специально созданных условиях труда, в частности на специализированных предприятиях.
Критерием для определения III группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:
- способности к самообслуживанию 1 степени;
- способности к передвижению 1 степени;
- способности к ориентации 1 степени;
- способности к общению 1 степени;
- способности контролировать свое поведение 1 степени;
- способности к обучению 1 степени.
Таким образом, инвалиды III группы, имеющие способность к выполнению трудовой деятельности 1 степени, могут работать в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением тяжести, напряженности и (или) уменьшением объема работы. В случае же невозможности в обычных условиях труда продолжать работу по основной профессии работники-инвалиды III группы могут быть переведены на другую работу более низкой квалификации.
2.3. Классификация степеней утраты профессиональных трудоспособностей
Правительство РФ Постановлением от 16.10.2000 N 789 утвердило Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (далее - Правила N 789). Это было сделано в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Согласно п. 2 Правил N 789 степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности.
Освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы. Гражданам, получившим увечье не при исполнении трудовых обязанностей, степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями судебно-медицинской экспертизы (п. п. 4, 6 Правил N 789).
Степень утраты профессиональной трудоспособности 100% устанавливается, если пострадавший не в состоянии работать вследствие резко выраженного нарушения функций организма и для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, имеются абсолютные противопоказания.
Степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90% устанавливается, если пострадавший может выполнять работу лишь в специально созданных условиях.
Степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60% устанавливается, когда пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации.
Степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30% устанавливается, если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде.
Приказом Минздравсоцразвития России от 20.10.2005 N 643 (далее - Приказ N 643) утверждены формы документов о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах:
- выписка из акта освидетельствования, пересылаемая страхователю (работодателю) или страховщику,
- справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, выдаваемая работнику.
Установление степеней утраты профессиональной трудоспособности от 10% (минимальный уровень) до 100% (максимальный уровень) влечет обязательства исполнительного органа Фонда социального страхования РФ (ФСС России) произвести страховые выплаты и дополнительные расходы по этому виду обязательного социального страхования.
Важно! В письме ФСС России от 08.11.2001 N 02-18/07-7930 содержатся разъяснения, согласно которым обеспечение по страхованию в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности менее 10% либо более 100% не отвечает нормам, определенным в Правилах N 789, и должно быть прекращено как незаконно назначенное с уведомлением получателя о причинах отказа и оформлением приказа.
2.3.1. Расчет страховых выплат и подготовка документов, необходимых для назначения этих выплат
Виды обеспечения работников по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). В частности, обеспечение по страхованию осуществляется в виде ежемесячных и единовременных страховых выплат.
Данные суммы в соответствии со ст. 10 Закона N 125-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному лицу (работнику) страховщиком (органом ФСС России), если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата работником профессиональной трудоспособности.
Единовременные страховые выплаты выплачиваются работникам не позднее одного календарного месяца со дня назначения. Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются в течение всего периода стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
Следует обратить внимание на то, что не влекут уменьшения размера страховых выплат все пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные застрахованному как до, так и после наступления страхового случая, не засчитывается также заработок, полученный работником после наступления страхового случая.
Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты работником профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете ФСС России на очередной финансовый год. Это следует из ст. 11 Закона N 125-ФЗ.
Размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается в соответствии со ст. 12 Закона N 125-ФЗ и определяется как доля среднего месячного заработка работника, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Следовательно, работодателю необходимо рассчитать средний заработок работника при назначении ежемесячных страховых выплат.
При расчете размера утраченного заработка учитываются:
- суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров, - если с них начислялись (предусматривались) страховые взносы страховщику;
- выплаченные пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам - за период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам;
- все виды заработка - в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.
В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.
При исчислении среднемесячного заработка работника, направленного страхователем (работодателем) для работы за пределы территории РФ, учитываются как суммы заработка по основному месту работы, так и суммы заработка, начисленные в иностранной валюте (если на них начислялись страховые взносы). При этом суммы заработка, начисленные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка России, установленному на день назначения ежемесячной страховой выплаты.
Порядок расчета среднемесячного заработка зависит от того, отработал работник у страхователя (работодателя) 12 месяцев или нет. Если работник отработал более 12 месяцев, то для расчета общую сумму его заработка за 12 месяцев (с учетом начисленных в расчетном периоде премий), предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, следует разделить на 12. Если работа продолжалась менее 12 месяцев, то общая сумма заработка за фактически проработанное число месяцев делится на число этих месяцев.
При подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные работником месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.
Разъяснения о порядке установления расчетного периода при исчислении ежемесячных страховых выплат в том случае, когда работник проработал у работодателя более 12 месяцев, даны в письме ФСС России от 26.11.2002 N 02-18/07-8240. В частности, там поясняется, что для расчета среднего месячного заработка должен быть взят календарный 12-месячный период, предшествовавший наступлению страхового случая, утрате либо снижению трудоспособности работника. Если в течение этого срока имел место перерыв трудовой деятельности, средний месячный заработок определяется путем деления заработка за фактически проработанное время на число месяцев, за которое взят заработок.
Также ФСС России в письме от 27.06.2005 N 02-18/06-5674 поясняет, что из расчета среднего заработка нужно исключить время отпуска и начисленные работнику за этот период выплаты (отпускные). Такой вывод сделан на основании ст. 114 ТК РФ, в соответствии с которой на время ежегодного отпуска за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок. По мнению ФСС России, время отпуска не является временем, когда работник фактически осуществлял трудовую деятельность, следовательно, время отпуска, а также начисленные за него суммы подлежат исключению из расчетного периода.
Если период работы, повлекшей повреждение здоровья, составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней, и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.
По желанию работника средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
Когда страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора, по желанию работника учитывается его заработок до окончания срока действия данного договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее законодательно установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России.
Если до наступления страхового случая у работника в заработке произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда работника), то при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.
Для назначения вышеуказанных страховых выплат работник подает в ФСС России по месту регистрации заявление и предоставляет необходимые документы (их заверенные копии):
- акт о несчастном случае на производстве (по форме Н-1, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 N 73) или акт о профессиональном заболевании (по форме, предусмотренной приложением к Положению о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967);
- справку о среднем месячном заработке за период, выбранный для расчета ежемесячных страховых выплат в соответствии с положениями Закона N 125-ФЗ;
- заключение учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности работника;
- заключение учреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах социальной, медицинской и профессиональной реабилитации работника;
- документ, подтверждающий нахождение работника в трудовых (гражданско-правовых) отношениях с работодателем (копия трудовой книжки и (или) трудового договора между работником и работодателем; копия гражданско-правового договора, предусматривающего уплату страховых взносов в пользу работника);
- извещение лечебно-профилактического учреждения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);
- заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания;
- документы, подтверждающие расходы на осуществление по заключению учреждения медико-социальной экспертизы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации работника, предусмотренной пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 125-ФЗ;
- документ, подтверждающий факт нахождения на иждивении или установление права на получение содержания;
- программы реабилитации.
Следует отметить, что перечень документов, необходимых для назначения страховых выплат, определяется территориальным отделением ФСС России для каждого страхового случая.
Часть вторая