развитие речи по Монтессори
Часто слышу как мамы 4-5 летних малышей бьют тревогу о том, что их дети еще не начали читать, меня прямо скажу пугают все эти разговоры о раннем научении чтению, потому что считаю что всему свое время. Под катом наша история о том как мы научились читать и как стойко выстояли свое право не уметь читать в 4 года, когда этого хотели бабушки.
Моему сыну Ярославу 6 лет и он начал читать только что, да не рано, но в рамках синзетивного периода, самое интересное, что мы ничего особенного для этого не делали, и ребенок научился читать сам, я только периодически предлагала разные материалы и игры. Единственное что я делала настойчиво, так это отбивалась от взрослых которые охали и вздыхали, что уже пора уметь читать, а он не читает, особенно волновалась моя свекровь - учитель начальных классов. Но я терпеливо ждала и говорила всему свое время, и я дождалась, мы уже читаем 3 дня)
В методе Монтессори развитие речи делится на несколько разделов:
-расширение словарного запаса
-подготовка к письму
- чтение без трудностей
-чтение с трудностями
Ниже я подробно расскажу о том как мы расширяли словарный запас, и как начинаем читать, пока только слова и простые предложения без трудностей.
начала задумываться о развитии речи, когда Ярославу было 1,5 года, тогда он еще совсем ничего не говорил, а я просто мечтала с ним болтать обо всем, мне было так интересно взглянуть на мир его глазами, поэтому я не устанно с ним разговаривала, все повторяла по множеству раз, четко проговаривая каждый звук, мы часто рассматривали картинки в книжках, читали одни и те же рассказы. Я никогда не занималась специально с ребенком, только тогда когда нам обоим доставляло это радость. Чаще всего сын просто играл в игрушки. Единственное что мы смотрели систематически, так это диски от компании "Умница" говорим с пеленок, их мы смотрели только потому что сыну они очень очень нравились. Итогом такого времяпрепровождения, стало то что Ярослав заговорил ровно в два года, но заговорил он сразу чисто и четко, мы ни дня не ходили к логопеду, и все всегда удивлялись возрасту, когда слышали как он разговаривал. Ниже на фото он еще не умеет разговаривать, но пассивный словарный запас огромен.
После того как Ярослав заговорил, я стала много времени уделять расширению словарного запаса, опять таки я не делала ничего специально, мы просто много где бывали, я везде брала его с собой, мы часто ездили на общественном транспорте, гуляли по магазинам и вообще во всех местах общего пользования он всегда был со мной рядом, это провоцировало его задавать множество вопросов, которые нам взрослым и в голову прийти не могут, и на все вопросы я старалась отвечать развернуто, но в то же время так чтобы было понятно ребенку 2-3 лет. В то же время у меня встал вопрос о том как обогатить словарный запас, теми совами которые не встречаются в повседневной жизни, например названия разных животных, птиц, растений и прочего. Для этого у нас были карточки и фигурки реалистично выполненных животных. С карточками мы играли, сперва просто рассматривали их и я рассказывала о том что изображено на картинке. Потом наша игра заключалась в том, что я рассказывала о чем то, а Ярослав угадывал о чем я говорю. После игры усложнились и Ярослав сам уже пытался объяснить какую картинку он загадал. Не обошлось конечно и без трехступенчатого урока по Монтессори, кто не знает что это, я расскажу в другом посте. и еще одна наиболее любимых игр с карточками, это "угадай, кого не хватает", ребенок закрывает глазки, взрослый прячет какую то фигурку или карточку, а ребенок соответственно угадывает кого убрали. Н этом все, больше мы никак не занимались специально. Иногда играли в зоопарк.
Буквы Ярослав выучил самостоятельно, когда появился интерес к ним, мы купили говорящую азбуку, я долго ее искала потому что, книга должна была вызывать абсолютный интерес и при этом буквы должны были произносится правильно, а правильно это - только звук, который обозначает какая либо буква, например "т", а не "тэ". такая азбука попалась случайно и мы ее купили, на фото ниже видно, что это за книга. Ярослав ее просто обожал, ложился спать под стишки из этой книги, просыпался и постоянно нажимал кнопочки на ней. Итог за месяц Ярослав выучил все буквы
. Это было в возрасте 3 года и 4 месяца. Дальше мы только закрепляли знания, в группе он стал проявлять интерес к шершавым буквам, а дома мы рисовали на манке. Для нас это были особенно важные упражнения, потому как у Ярослава проблемы со зрением, и лучше он информацию воспринимает тактильно и на слух, чем визуально.
Дальше мы развивали фонематический слух, в группе для этого существуют определенные коробочки, со специально подобранными фигурками, а дома мы справлялись тем, что слушали абсолютно все слова. Сперва выделяли первый звук в слове, потом последний, когда Ярослав хорошо стал слышать первый и последний звук в слове, мы играли в слова. Потом перешли к тому что стали учится вычленять звуки в середине слова, это давалось сложнее всего. Эти игры хороши тем что в них можно играть везде, в поликлинике пока сидите в очереди, в машине пока скучно стоять в пробке, или просто перед сном вместо сказки.
После того как Ярослав научился слышать каждый звук в слове, мне казалось, что он должен был начать читать, но этого в нашем случае не произошло, я постоянно предлагала произнести каждый звук в слове, которое было написано без трудностей (т.е. где каждый звук слышно четко), но я слышала только нет в ответ, у ребенка шел отказ, он не хотел учится читать потому что был большой напор со стороны бабушек. Тогда я пошла простым путем и отстала от него со своими буквами, на полгода примерно. И вот неделю назад нам подарили песочницу, и я просто решила написать слова, типо "мама, папа", он их прочитал без моей помощи вообще. Теперь мы вот уже неделю играем каждый вечер в игру "Найди предмет", Я пишу на листке или на песке, слово которое есть в квартире, а он читает это слово и ищет предмет. Все это не ново, и давно применяется в группах работающих по Монтессори, но просто я решила поделиться, тем как заниматься дома не имея особо никаких материалов Монтессори под рукой.
Дальше в планах у меня перейти, к предложениям с заданиями (это когда взрослый пишет какое то указание например (хлопай, прыгай ит.д.), а ребенок читает его и выполняет задание, и сейчас работаю над созданием книжек розовой серии (то есть таких книжек, где простые предложения составленные из слов без трудностей). Есть замечательный материал по Ю. Фаусек,
там есть все это, но стоит естественно не дешево, поэтому буду делать материал самостоятельно, попутно, буду делиться с вами, тем что из этого выйдет.
Дальше будем вводить трудности об этом позже.