Классификация речевых нарушений. Логопедические заключения.
Очень часто в данном сообществе всплывают вопросы относительно речевых нарушений, речевых диагнозов и логопедических заключений. Трудно найти ребенка с особенностями развития, который бы не имел трудностей в овладении речью. Надеюсь, что мой пост будет актуален многим мамам.
Я мама особого малыша и учитель-логопед с более чем десятилетнем стажем работы. Это сообщество я очень люблю, здесь много полезной, интересной информации, еще больше здесь интересных, умных, замечательных мам. Всегда приятно видеть (читать) грамотные ответы мам в обсуждениях, ответы по существу, по самым разным темам и направлениями помощи детям. Но какая же каша намешана в головах многих по поводу нарушений речи, видов этих нарушений, способов коррекции и роли логопеда в этой коррекции))) Да! Даже в этой роли логопеду часто в сообществе отказывают.
Относительно вопроса «Давно ли я в футболе?». «Давно ли я в коррекционной педагогике?» Насколько можно доверять моему мнению относительно диагнозов речевых нарушений, я ведь не врач? Решать точно не мне), но все таки) - Я окончила логопедическое отделение деффака МПГУ в 2002 году, моя мама – училась там же в 60-ые, и бабушка моя тоже училась там, но только на сурдопедагога. Я росла на разговорах о детях с нарушениями слуха и речи. К сожалению, в группе Аутизм сложилось не самое радужное отношение к отечественной логопедии и дефектологии, очень часто звучат пренебрежительные нотки по отношению к специальным педагогам, и можно понять почему.
"Логопед это педагог. ВОт и я не спрашиваю у педагога, мне ее мнение неинтересно, пусть каждый своим делом занимается:) "http://www.babyblog.ru/community/post/netakoi/1707603
И это относительно вопроса коррекции речевого нарушения. Да, я вижу смайлик в конце. Но смысловая нагрузка от этого не сильно меняется. Хочется спросить, если мнение логопеда в вопросе речевого диагноза, коррекции, прогноза маме не интересно, а интересен маме вообще результат такой коррекции? Неужели мама думает, что если невролог и поставит ребенку алалию, то и невролог будет этой проблемой и заниматься, будет лечить алалию (он же врач). Нет, годами будет заниматься логопед (логопеды) и мама дома. А врач назначит ноотропы и отправит ребенка к логопеду решать его проблемы.
Поэтому очень хочется сказать следующее. Работа дефектолога не простая и не пустая! Дорогие мамы, давайте уважать людей, которые работают с нашими детьми и вкладывают в них свою душу, знания и силы.
Ну и о классификациях нарушений речи.
Речь и нарушения речи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает речь со своей точки зрения, решая свойственные ей задачи, описывая речевые нарушения собственным языком. Логопеды медицинских и педагогических учреждений при описании одного и того же речевого нарушения используют разные термины.
В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (по Левиной Р.Е.). При различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматриваются с разных точек зрения. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.
Клинико-педагогическая классификация нацелена на предельную детализацию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к частному. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, раскрывает механизмы речевых нарушений, описывает формы и виды речевых расстройств.
Все виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации делят на 2 группы.
1. Нарушения устной речи.
а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:
· афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,
· брадилалия – патологически замедленный темп речи,
· тахилалия - патологически ускоренный темп речи,
· заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
· дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и
сохранной иннервации речевого аппарата,
· ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,
· дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:
· алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
· афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.
2. Нарушения письменной речи:
а) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения,
б) дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма.,.
Психолого-педагогическая классификация группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной). Здесь выделяются общие проявления дефекта при разных формах патологического развития речи у детей (уровни сформированности компонентов речевой системы). Нарушения речи в данной классификации делятся на 2 группы:
1) Нарушение средств общения:
- · ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи). ФФНР бывает на фоне дислалии, стертой дизартрии, ринолалии
- · ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). ОНР ставят детям с алалиями, дизартриями, стертой дизартрией, ринолалией, сложной дислалией.
2) Нарушение в применении средств общения:
- · Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.
- · проявление речевого негативизма, мутизм и др.
Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.
Признаки, положенные в основание психолого-педагогической классификации, позволяют организовать групповые формы коррекционно-воспитательного процесса и логопедической работы при разных формах аномалий, но при общности проявлений речевого дефекта.
Раньше логопеды в заключении писали только уровень недоразвития речи по психолого-педагогической классификации. Заключение о виде речевого нарушения по клинико-психологической классификации должны были ставить и ставили врачи-неврологи. Однако в последнее время наблюдается тенденция опускания в диагнозе неврологов вида речевого нарушения и оставление ими прерогативы в постановке заключения логопедам – так как логопед проводит углубленное речевое обследование ребёнка (что в рамках осмотра невролога просто невозможно) и видит более точно симптомы проявления недоразвития речи в каждом конкретном случае. Поэтому последние рекомендации на курсах повышения квалификации говорят о необходимости умения пользоваться двумя классификациями и написании в заключении как уровня речевого недоразвития, так и вида нарушения речи.
Логопедическое заключение В книге "Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций", С-ПБ.: "Детство- Пресс", 2000 г. рекомендуется следующее:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обследование дошкольников с нормальным интеллектом
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.
1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:
— Фонетическое нарушение речи (ФНР) При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
* Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
* Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).
При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.
2. Клиника-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).
Варианты пересечения двух классификаций.
*Фонетическое нарушение речи (произношения отдельных ФНР) или нарушение звуков (НПОЗ):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— нарушения голоса,
— ринолалия.
*Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— ринолалия.
*Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):
— моторная алалия,
— сенсорная алалия,
— сенсомоторная алалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— при ЗПР,
— невыясненного патогенеза.
*Нарушение темпа и ритма речи:
— заикание,
— тахилалия,
— брадилалия,
— спотыкание (полтерн).
Примерные формулировки логопедического заключения
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). псевдобульбарная дизартрия.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.
* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.
* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.
* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.
* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая ринолалия.
* Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.
* Фонетическое нарушение речи. Открытая ринолалия.
И немного об уровне квалификации логопедов и неврологов относительно вопросов речевых нарушений у детей. В догонку http://www.babyblog.ru/community/post/netakoi/1707603
Логопеды в своей работе используют психолого-педагогическую классификацию, это удобнее для дальнейшей продуктивной работы. Я буду смотреть ФН,ФФН это у ребенка или ОНР, но я же обязательно буду учитывать - дислалия у ребенка или стертая дизартрия. Это все важно для выбора методов коррекции и прогноза сроков и возможного результата. Неврологи все чаще стали писать в заключении ОНР. А вообще они очень любят ставить ЗПРР, ЗРР детям раннего возраста (не сильно углубляясь в особенности психического и речевого развития ребенка), ну а если у ребенка речи нет и после 3-4 лет, тогда напишут моторную алалию.
Подготовка специалистов. У студентов-логопедов алалия - это целая дисциплина на семестр, с экзаменом в конце. Потом еще курс организации помощи детям с ОНР - рассматривается практический аспект, как плюс к методике работы с детьми с алалией. Возникает встречный вопрос, а долго ли и много ли дают информации об алалии в мединституте будущим неврологам (специализация идет только в интернатуре и ординатуре)? Думаю, там много других более серьезных вопросов и огромное количесво других классификаций, (не до речи неврологу до такой степери, как до речи логопеду).
Может быть логопед и не будет в справке писать, что у ребенка алалия, а напишет ОНР 1-2 ур. Но это не означает, что он не знает или хуже "видит" алалию у ребенка, чем невролог. Неврологическое лечение очень важно в коррекции речевых нарушений, если в основе этих нарушений лежат соответствующие проблемы (например, органическое провреждение ЦНС). Для ребенка и его родителей важен результат - преодоление речевого недоразвития, а не диагноз в карте. Результат не зависит от того, как мама называет проблему ребенка - алалия (как доктор сказал) или ОНР, как логопед говорит. Алалия говорит о механизме нарушения речи и возможных причинах. ОНР системнее отражает речевые трудности ребенка, поэтому поможет логопеду правильно спланировать свои занятия после очень тщательного обследования.
Я веду к тому, что если у ребенка старше 2-3 лет нет речи либо она грубо нарушена - нужно начинать заниматься с логопедом, лечить неврологию, если она есть, проверять слух, зрение ребенка, а также при необходимости, определять уровень психического (умственного) развития ребенка, а не бегать по врачам в поиске правильной формулировки проблемы. Другой вопрос АЧ и аутизм. Там своя специфика нарушения речи. Значит будет специфика и логопедической работы. Не думаю, что ребенку с АЧ и с речевым недоразвитием либо стертой дизартрией, кто-то сможет оказать бОльшую помощь в коррекции речевых нарушений, чем логопед (который учитывает в своей работе специку нарушений у ребенка с АЧ, например, использует принципы АВА). В коррекции нарушений развития у детей раннего возраста идти от проблем ребенка, его способностей и потребностей, а не от диагнозов пусть и самых продвинутых специалистов.
Логопед - это не только звукопроизношение, логопед оказывает помощь при любых нарушениях речи, как только они выявляются. Если ребенок пока не говорит, логопед будет готовить базу для речи, вызывать ее и развивать.