Усадебные храмы
отдыхУсадьба представляет собой замкнутое пространство, состоящее из нескольких частей: главный дом с флигелями, хозяйственная территория, церковь, парк с прудами. Это типичная структура, в которой церковь являлась частью единого целого. Усадьба была призвана обеспечить хозяину и его семье жизнь удобную, приятную и полезную.
Церковь в усадьбе - это одна из неотъемлемых частей загородного архитектурно-паркового комплекса.
В усадьбах, принадлежавших известным собирателям и коллекционерам, нередко сосредотачивались значительные культурные ценности, собрания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Ряд усадеб, принадлежавших известным меценатам, получил известность как важные центры культурной жизни, например, Абрамцево.
В середине 19 в. имение принадлежало писателю Аксакову, здесь он плодотворно работал,написал многими любимую сказку "Аленький цветочек".В гости в поместье часто приезжали Гоголь, Тургенев.
После смерти писателя имение купил известный промышленник Савва Мамонтов. Савва Иванович немедленно принялся за его восстановление. В первую очередь он отремонтировал дом, построил несколько новых хозяйственных зданий. К сожалению, сегодня большая их часть утрачена.
Мамонтов интересовался историей искусств, театра и архитектуры, его дом был всегда открыт для людей талантливых, творческих, отсюда и появилось сообщество знаменитых художников, которое сегодня известно как Мамонтовский художественный кружок. В его состав вошли такие великие мастера, как В. А. Серов, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, М. А. Врубель, В. М. и А. М. Васнецовы и другие художники.
Церковь Спаса Нерукотворного. Выстроена в 1881-1882 как усадебный храм на средства С.И. Мамонтова по рисунку В.М.Васнецова.
Началось все с того, что в 1880 г. река Воря, на которой стоит Абрамцево разлилась и жители окрестных деревень, не могли попасть на пасхальную службу в ближайшие церкви, поэтому пришли в усадьбу, зная, что там будет служиться служба. Тогда абрамцевскому кружку и пришла мысль построить храм.
Из воспоминаний Васнецова:"Идея соорудить церковь, вероятно, была Елизаветы Григорьевны, человека глубоко религиозного. Поленов и я конкурировали в составлении проекта церкви. Мой рисунок вышел более в московском характере, чем в новгородском, но в семейном жюри к исполнению был принят мой эскиз с некоторыми изменениями."
"Летом сделали закладку, и на другой год храм был уже готов. Все мы, художники Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы: Елизавета Григорьевна, основавшая в Абрамцеве известную столярную художественную мастерскую, Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина - от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши шили, вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню."
Внутреннее убранство храма поражает своей сказочной красотой
эскиз резьбы верхней части иконостаса абрамцевской церкви с объяснительными надписями Поленова
Поленов создал прекрасный иконостас
Написал также на вратах «Благовещение», одно из его прекраснейших произведений.
Репин написал образ «Нерукотворного Спаса».
работы Васнецова образ «Богоматери» в иконостасе и "Преподобный Сергий"
Чудесным образом появился образ Божией Матери на стене алтаря. По рассказам самого художника, он долго не мог определиться, каким же быть образу. Сложный замысел Васнецова - сопоставить божественное и человеческое в лике Царицы Небесной. Здесь на помощь художнику пришла Сама Пречистая. Рано утром придя в храм Васнецов с удивлением обнаружил на стене четкую тень фигуры Пресвятой Девы с Богомладенцем на руках. Не растерявшись, Виктор Михайлович взял краски и стал быстро обводить чудесный образ.изобразил маленького Иисуса протягивающим миру ручонки. До него так никто не писал.
Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере.
клиросы работы Васнецова. У них тоже необычная история написания: дети приносили художнику полевые цветы в букетах, а он их тут же рисовал
мозаику на полу Васнецов собирал с рабочими бетонщиками из камушков, собранных здесь же на р. Воре.
Впоследствии, тоже по эскизу В.М. Васнецова, была достроена часовня, над могилой сына Саввы Мамонтова, Андрея.
Храм снаружи украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами: Агнец олицетворяет Христа; голова осла напоминает о торжественном входе Христа в Иерусалим; петух - об отречении апостола Петра; ангел, лев, орел и телец символизируют евангелистов и т. д. Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов.
На фото можно увидеть всю эту сказочную красоту.
церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево стоит на окруженной деревьями поляне. Церковь производит очень сильное впечатление. В ней угадываются знакомые с детства сказочные образы, что-то очень родное и близкое. Наверно потому, что строили и росписывали её с любовью известные художники.
В настоящее время по праздникам проводятся богослужения.