Запахи в нашей жизни
Занятия со Славой
Уже давно ни одна наша со Славой прогулка не обходится без обнюхивания цветочков. С переездом на дачу развитие одного из шести органов чувств стало нашей ежедневной игрой. Все просто: я нахожу какой-нибудь ароматный цветок или куст и мы вместе со Славой наслаждаемся его запахом. Первое время Слава просто повторял за мной "нюхательные" движения, сейчас же по реакции я вижу, что он чувствует аромат.
От куста с сельдереем, который мы оборвали, изображая жирафа, поедающего листья с деревьев, Слава стремится поскорее отвернуться. Вдохнув
сладкий запах мяты, он начинает заливисто хохотать. А аромат шиповника настолько
вскружил ему в голову, что он не смог устоять и съел пару лепесточков, пока мама
щелкала объективом клювом. Правда на вкус они оказались не такими приятными и
были тут же выплюнуты.
К кусту жасмина мы подходим сто раз на дню, это один из моих любимых запахов.
Не так давно мы стали не просто хаотично нюхать все вокруг, а сравнивать запахи. Я собираю по участку все, что имеет характерный аромат и предлагаю Славе понюхать. Не все сразу, а пока ему интересно. Да и не стоит давать несколько запахов за раз (только если ребенок сам не просит), достаточно двух-трех, чтобы обоняние не притуплялось.
Например, в этот день я предлагала понюхать:
листик черной смородины - если его потереть в руках, то запах будет ярче, сама же я с утра до вечера пью черный чай со свежими листьями черной смородины,
жасмин – сейчас его аромат витает по всему участку и даже снится мне по ночам,
молодой отросток елочки,
сельдерей – очень ядреный запах,
василек – на мой вкус, у этого цветка божественный васильковый аромат,
мелиссу – после сеанса ароматерапии я кинула эти листочки
себе в чай, что добру пропадать.
Дома у меня собрана довольно большая коллекция качественных эфирных масел, потому что еще до беременности я увлекалась ароматерапией. Но пока мы живем на даче, все игры будут исключительно со свежесорванным природным материалом )).
Зачем же знакомить ребенка с запахами?
Все люди, как известно, делятся на различные типы согласно их доминирующему каналу восприятия информации. Существуют типологии, включающие в себя четыре или даже пять типов, но в результате многолетнего изучения и применения данной теории, я пришла к выводу, что самой гармоничной и верной является типология их трех типов. У визуалов ведущим является зрительный канал восприятия информации, у аудиалов – слуховой, у кинестетиков – чувственный. Для кинестетиков запахи играют самую значительную роль. Однако самые талантливые и творческие люди, которых я встречала, обладают сильно развитыми недоминирующими каналами восприятия информации, поэтому если ваш ребенок не кинестетик, то игры с ароматами также будут способствовать развитию его мозга, как левого, так и правого полушария. Если вы занимаетесь по методике Макато Шичидо, то вы уже знаете, что правое полушарие человека накапливает информацию о запахах. Я думаю, с вами было такое – вы случайно вдыхали запах чьих-то духов и вдруг переносились в прошлое, к тому времени, когда вас окружал этот запах.
Но даже если откинуть все теории, то помогать ребенку
чувствовать запахи необходимо еще вот для чего. Большинство людей, живущих в
современном мире, редко когда ощущают глубину настоящего момента. Мы живем мыслями
где-то в прошлом или будущем. Наши органы чувств притуплены - иначе мы бы
просто не выжили в городах и оглохли от окружающего нас шума или задохнулись бы
от обилия запахов. Мы не замечаем красоты цветов на клумбе, не обращаем
внимания на пение птиц, едва ли ощущаем аромат цветущего куста сирени. Мы
наблюдаем за собой как будто со стороны, а через какое-то время оглядываемся и
едва ли можем вспомнить, куда улетели последние три месяца, хотя они вроде были
наполнены какими-то событиями. Дело в том, что в этих события мы были
сторонними наблюдателями, а не полноценными участниками, даже если мы что-то
там говорили и куда-то там ходили. Существуют различные практики,
которые помогают нам почувствовать момент "здесь и сейчас" и вернуться к
ощущению себя. Например, на природе нужно закрыть глаза и слушать пение птиц.
Или долго смотреть в небо. Или же с закрытыми глазами (так мы выключаем один из
каналов восприятия информации для того, чтобы помочь активизироваться другому)
вдохнуть полной грудью. Попробуйте! В первое время вас просто ошеломит обилие
запахов, цветов и звуков. Вы вдруг перенесетесь в детство, когда для того, чтобы
быть "здесь и сейчас" вам не нужно было выполнять особые практики.
Наши дети обладают уникальным даром проживать
каждое мгновение насыщенно и глубоко. Но постепенно, по мере взросления, не без помощи взрослых, этот
дар теряется. И сейчас, обращая внимание вашего ребенка на пение птиц, яркость
зелени, насыщенность ароматов, вы помогаете ему стать той личностью, которая будет
проживать осознанную, прочувствованную и яркую жизнь, где каждый момент будет ощущаться, а не проноситься мимо, со временем сливаясь в единую серую массу таких же дней. Вы же, останавливаясь с ребенком около очередного куста, откиньте все мысли о том, куда вы шли, зачем вы шли и что вы там собирались сделать, выключите "словомешалку" в голове и просто вдохните с ребенком этот чудесный аромат - тогда дар ощущать яркость жизни постепенно начнет возвращаться и к вам.