Небольшой экскурс в развитие Славиной речи
Развитие речиЯ давно обещала рассказать о наших пособиях по развитию родной речи. Но сначала небольшой экскурс в развитие Славиной речи. Я пишу это для того, чтобы вы, возможно, смогли найти ответы на какие-то свои вопросы, потому что в жизни бывают разные ситуации и не все дети начинают говорить в полтора года стихами по разным причинам.
Конечно, темпы развития речи у всех разные. Кому-то просто суждено заговорить в 3 года - так развивается мозг именно этого ребенка, в 3 года, скорее всего, заговорил и один из его родителей. Но не всегда стоит все на это списывать. Если все шло хорошо, а потом вдруг перестало, или, если вы упорно занимаетесь с ребенком, но все равно имеются какие-то проблемы, а в анамнезе не самые благоприятные роды или у вас было не самое благоприятное течение беременности, возможно, есть веские причины для возникновения проблем, которые с темпами развития речи, никак не связаны.
До полутора лет Славина речь развивалась отлично - в активном словарном запасе было более 100 русских слов и около 20 английских, он начал строить фразы из двух слов. Казалось, что вот-вот он заговорит предложениями, но ряд событий совершенно этому не способствовал.
Мое не самое радужное состояние осенью перетекло в пятидневные мигрени, которые мучили меня несколько месяцев на протяжении осени и зимы, в итоге я очень мало и невыразительно говорила со Славой, а, кроме меня в городе с ним никто почти не общается. Понятное дело, что «шамо не приползет» и не приползло.
Кроме того, у Славы возник ряд проблем со здоровьем, которые в глазах многих специалистов были не связаны друг с другом и носили какие-то другие причины. Я устала всех слушать и начала упорно искать причину - и, как оказалась, у Славы непереносимость продуктов из пшеницы. При этом аллергенами был поврежден эпителий кишечника и в организм перестали поступать питательные вещества. В результате целиакии (непереносимости глютена) или даже простой аллергии на некоторые продукты может произойти задержка и физического, и психического развития. Сложно сказать, коснулось ли это Славу, потому что в некоторых вещах он превосходит сверстников, но все же исключать это не стоит.
И, наконец, многие вещи мне прояснил остеопат на последнем приеме.
На данный момент у Славы огромный активный словарный запас, он строит фразы из 3-4 фраз, но по-прежнему предпочитает редуцировать многие слова до ударного слова. Притом, это не лепет, не звукоподражание, а именно слова - Слава называет цвета, размеры, птиц, цветы и т.д. и т.п. Понятно, что это было какое-то отклонение от нормы - потому что при таком большом словарном запасе ребенок уже должен говорить полными словами, пусть и со своими особенностями произношения. Где-то произошел сбой, но внятной информации на этот счет я не находила. На последний же прием к остеопату мы поехали, в том числе потому, что Слава начал подгибать внутрь большой пальчик на левой ноге. Остеопат меня давно предупреждал, что на разных этапах развития будут вылезать разные проблемы, вызванные повреждением одного из полушарий при вакуумной экстракции во время родов, так что это меня не удивило. В итоге, в этот раз у Славика перекосился таз, он стал оставлять ножку для баланса, все это остеопат поправил за прием. Попутно мы обсудили те виды спорта, которыми можно заниматься Славе - к сожалению, весь экстрим (батут, горные лыжи, сноуборд) исключен - стоит Славе при слабом шейном отделе неудачно упасть на бок или не скоординировать одну ножку с другой при повороте на лыжах, ничем хорошим это не закончится. А вот беговел, самокат (при условии чередования ножек), непрофессиональные танцы, беговые лыжи, даже коньки и ролики при условии правильно выбранной обуви - всегда пожалуйста. Обсудили и профилактику плоскостопия, а именно, склонность к вальгусу - и опять - никакой специальной обуви, которая на первых порах помогает, но в перспективе напрочь расслабляет мышцы стопы и приводит к реальному плоскостопию после 5 лет...
Но самое важное - в процессе разговора он затронул вопрос развития речи и сказал, что нескоординированность полушарий может вызывать и проблемы с речью. И когда я рассказала ему про Славкину манеру редуцировать слова до ударного слога, он сказал, что, конечно, ребенку сложно скоординировать органы речи для произнесения полного слова, вот он и редуцирует слова, и не потому что ленится, а потому что сложно. И, действительно, Слава произносит слова полностью, а потом раз и сокращает многие из них. Исключения составляют лишь любимые слова :), хотя в последнее время у него произошел сильный прогресс - все больше и больше слов он предпочитает произносить полностью.
Поэтому для Славы ключевыми занятиями в развитии речи должны быть именно артикуляционная гимнастика, вплоть до массажа языка, и пальчиковые игры, чтобы скоординировать работу двух полушарий. Кстати, когда мы несколько месяцев начинали играть в игры с языком, у Славы никак не выходило переносить язычок на левую сторону, он его переносил пальчиками - это все тоже к тому же.
Очень часто проблемы с речью и даже с поведением ребенка связаны именно с какими-то нарушениями в организме, но далеко не всем суждено об этом узнать, потому что грамотных специалистов, способных проконсультировать на этот счет, крайне мало. Последнее время я постоянно встречаю такие случаи - сын подруги очень плохо говорит в 5 лет, ведет себя, кстати, тоже очень не лучшим образом в глазах родственников и окружающих, у него случаются вспышки агрессии, и вот только сейчас выяснилось, что что-то там у него пережато в шейном отделе.
Как-то я читала интересную статью на эту тему - рекомендую и вам прочитать, в особенности мнение специалиста про СДВГ. Поэтому если вас что-то беспокоит - сходите к специалисту, не тяните до трех-пяти лет. Неврологи зачастую так глубоко не копают, они ставят диагноз ЗПРР и назначают лекарства. Только вот как лекарства могут помочь при нарушениях позвоночника, что случается не так уж редко, - непонятно... Обычно этим занимаются отсеопаты и, если вы еще думаете, что они шарлатаны :), то успокою вас - в России с 2003 года остеопатия признана официальной медициной.
Все это, на самом деле, было вступлением к обзору наших книг по развитию мелкой моторики и артикуляционной гимнастики, но что-то написалось очень много, так что я вынесла все в отдельный пост! :)