Образовательная среда в группе Монтессори
МонтессориСвою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в специально подготовленной обучающей среде. В эту развивающую среду включены материалы, способствующие разностороннему развитию ребенка: материалы для освоения навыков самообслуживания, пособия для развития органов чувств, расширения представлений об окружающем мире, материалы для развития речи, формирования логического мышления и развития творческих способностей. Но самое главное, чему "учит" ребенка каждый материал Монтессори это организовывать сосредоточенную и целенаправленную самостоятельную деятельность и концентрировать свое внимание.
Согласно целям, которым отвечают разные группы дидактических материалов, в образовательной среде выделяют ряд зон.
В группе для малышей (от 8 месяцев до трех лет, вместе с мамами) это:
зона развития крупной моторикизона развития мелкой моторики
зона сыпучих материалов
водная зона
зона развития речи
зона причинно-следственных связей
зона сенсорного развития (развития чувств)
зона творческой деятельности
В грппах у малышей еще часто бывают так называемые "гнездо" и "нора" - это места, где можно спрятаться, посидеть, отдохнуть и т.п.
В старшей группе (от 3 до 6, группа полного дня без родителей):
зона упражнений в практической жизни зона сенсорного развития зона занятий математикой зона родного языка зона космического воспитания (термин Монтессори, русский аналог наверное, "окружающий мир" в широком смысле слова) занятия в творческой мастерской, физкультурном и музыкальном залах, а так же другие дополнительные занятия предусматривают как правило отдельное помещение поскольку группа работает полный день для разнообразия деятельности детей в ней как правило представлены зона для игр, может быть тихий уголок (место оборудованное мягкой мебелью, где можно послушать музыку или почитать книги), библиотека, живой или зеленый уголок.Независимо от возраста детей все материалы стоят на открытых полках в доступности для детей.