Кризисы детского развития
Свалка педагогических идейЧукча-писатель, ага :)
Я наконец-то себя допинала до воплощения идеи про цикл статей на разные животрепещущие детско-родительские темы в режиме "Буду краток". Потому что растекашеся мыслию по древу у меня получается хорошо, но жанр коротких и ёмких статей очень востребован в наш бурный век, когда времени на написать прочитать не так уж и много.
Я опубликовала статью на сайте ДетВоРы, продублирую здесь полный текст, но буду признательна, если вы всё-таки (хотя бы просто тыкнете) перейдёте по ссылке
Кризис развития (или возрастной кризис) называется кризисом не потому, что в жизни всё становится из рук вон плохо, а потому что ребенок переживает неустройство сложившейся системой отношений и укладом жизни в виду того, что он эту систему и этот уклад перерос. Да, поведенческие проявления кризиса выглядят неприятно (дети капризничают, скандалят, упрямятся и пр.), но суть кризиса не в этом, и сам кризис - это не плохо, это свидетельство того, что ребёнок рос, развивался и дорос до чего-то нового, стал нуждаться в чём-то большем, чем есть сейчас.
Обеспокоенные родители спрашивают: «Надо ли волноваться или это возрастное?» Отвечу так - волноваться не надо, но реагировать и действовать надо. Это возрастное в том смысле, что возникает в определённом возрасте (в отечественной психологии и педагогике возраст привязан к самим названиям кризисов - «кризис одного года», «кризис трёх лет», «кризис семи лет»), но дождаться, когда кризис пройдет сам, не получится. Потому что (смотри выше) сам он не пройдёт, кризис - это сигнал необходимости менять систему отношений с ребенком, и пока эти изменения не произойдут, поведение ребёнка не изменится.
Скажем, всеми любимый кризис трёх лет, так же называемый «Я сам». Сущность его в том, что ребенок начинает осознавать свою отдельность от взрослых (от которых раньше очень сильно зависел и крепко был с ними связан), он стремится к независимости и самостоятельности, и пока окружение на это не среагирует, пока самостоятельность ребёнку не предоставят, он не успокоится. Кризис трёх лет приведён мною в пример как самый известный в родительской среде, но по большому счёту, каждый кризис - это борьба ребёнка за самостоятельность. Просто каждый раз это какая-то своя самостоятельность (про каждый кризис я хочу чуть подробнее поговорить отдельно, так что здесь разбирать не буду).
Ребёнок растёт и меняется, должны расти и меняться вместе с ним и мы. Он задаёт нам вопрос, на который мы должны ответить. В таком разрезе становится понятно, что миновать кризиса в полной мере нельзя, но если к нему быть готовым (знать, какие и когда последуют вопросы, и что вы на них будете отвечать), то он пройдет мягче. Однако не стоит думать, что у «крутых», подготовленных родителей ребенок обойдется без кризиса, а непросвещенные огребут по полной программе. Кризис как этап развития всё равно будет, но те поведенческие проявления, что обычно расстраивают и раздражают взрослых, можно сгладить или даже вовсе их избежать.
Резюме: Кризис - это не плохо, это этап развития ребенка, это своеобразный вопрос ребенка, адресованный взрослому, на который нужно ответить. Это запрос на изменение устоявшихся и ранее удобных детско-родительских отношений, которые теперь перестали отвечать новым потребностям ребенка. Если знать, когда грядёт кризис и в чём его суть, что именно нужно ребенку и как правильно реагировать, то можно сгладить поведенческие проблемы ребенка, конфликты между вами и не только не пошатнуть, но даже и укрепить ваши отношения.