План занятий на неделю (для 2-3 лет)
1. Артикуляционная гимнастика.
(В этих упражнениях имя заменяется на имя ребенка)
Ярослав наш - озорник,
Тянет губы к ушкам.
Посмотрите, - говорит,
Я теперь лягушка!
Кто играет на гитаре,
А Ярослав на дудочке,
Губы вытянул вперед,
Узкой-узкой трубочкой!
Ярославка в лес пошел,
Под сосною гриб нашел,
Подними ввеох язычок -
Покажи как рос грибок.
Язычок то вверх, то вниз.
На качели сел малыш,
Вот качели высоко, вот качели низко,
До чего же хорошо!
Ярик весилится!
2. Упражнения на дыхание.
Ежик добрый, не колючий (поврот головы вправо - вдох),
Посмотри вокруг получше (поворот головы влево - выдох).
Изображаем паровозик, ходим по квартире, имитируем руками движения колес, и говорим "Чух-чух-чух". То громче, то тише, то реже, то чаще.
"Солнышко светит, облака плывут, паровозик едет "чух-чух-чух-чух".
"Гуси высоко летят, на детей они глядят". При медленной ходьбе, поднимаем руки в стороны - вдох, руки вниз - выдох, произносим "гуууууу".
3. Пальчиковая гимнастика.
"ЯГОДКИ"
С ветки ягодки снимаю (левой рукой изображаем ветку с ягодами. Пальцами другой, гладим каждый палец от основания к кончику)
И в лукошко собираю (обе ладони сложить чашечкой)
Будет полное лукошко (одну ладонь накрываем другой).
"МЫШКА"
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали "Бом!"
(Один хлопок над головой)
Мышь скатилась кувырком!
(Руки "скатываются" на пол).
Мышь решила второй раз,
Посмотреть который час.
Вдруг часы звонят "Бом, бом!"
(Два хлопка над головой),
Мышь скатилась кувырком!
(Руки "скатываются" на пол).
Мышь полезла в третий раз,
Посмотреть, который час.
Услыхала: "Бом, бом, бом!"
(Три хлопка над головой),
И скатилась кувырком!
(Руки "скатываются" на пол).
Можно попробовать этот стишок в английском варианте, называется "Hickory Dickory Dock".
4.Логоритмика. 1-2 песенки Железновой + приседания, висение на турнике;
5.Дидактическая игра. Блоки Дьенеша. Сортируем по цвету, размеру, фигурам. Выкладываем домики, машинки, гусениц. Можно просто, можно по распечатанным картинкам (блоки можно заменить на картонные круги, квадраты и треугольники, желтого, синего и красных цветов, разного размера, но советую купить все-таки блоки Дьенеша, это недорогое пособие можно использовать лет до 7);
6. Творчество. Аппликация "Слон Элмер". Рисуем слона и нарезаем кусочки разноцветной бумаги. Ребенок должен заклеить слона этими кусочками. Не забываем спрашивать у ребенка цвет бумажки, когда он ее клеит;
7. Развитие слуха. "Пляска с погремушками" Антоновой. Учим детей выполнять хороводные движения под музыку, вызывать эмоциональный отклик на музыку;
8. Игры с терапевтическим материалом. Игры с песком. Печем пирожки с начинкой, делаем пироженые, украшаем их сверху, разрезаем на кусочки, делаем печенья (раскатываем тонкий слой песка, и вырезаем формами на печенья или формочками).
Приглашаем и угощаем гостей;
9. Сюжетно-ролевые игры. "Чаепитие". Совмещаем игры с песком и сюжетно-ролевую игру.
ВТОРНИК.
1. Артикуляционная гимнастика.
Зубы ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
Под высокою сосной,
Мы грибок нашли с тобой,
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.
Цок-цок-цок по мостовой,
Идет лошадка к нам с тобой,
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
Дятел-дятел тук, тук, тук.
ДДДДД
Ты чего стучишь, мой друг?
ДДДДД
Я не зря во рту стучу.
ДДДДД
Звукам правильным учу.
ДДДДД.
2. Упражнения на дыхание.
Дуем на тучки, сдуваем с солнышка (на листе бумаги нарисовать солнышко, тучки вырезать из цветной бумаги);
Дуем на вертушку;
Дуем на колокольчики "Музыка ветра"
"Скажи-ка нам ветер, какого ты цвета?
Я цвета заката,
Я цвета - рассвета,
Я - снежного цвета,
Я - цвета огня...
Такой я, каким ты увидишь меня. (Лунин)
3. Массаж пальчиков массажными мячами;
"ЕЖИК"
Гладь мои ладошки ёж,
Ты колючий, ну и что ж,
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
"ИГРА С ЕЖИКОМ"
Ежик выбился из сил,
Яблоки, гибы носил,
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко,
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Еж в лесочек убежал,
Нам спасибо пропищал.
4.Логоритмика. 1-2 песенки Железновой + ходим вдоль скакалки и между игрушками (учит ребенка смотреть себе под ноги);
5.Мелкая моторика. Яблочки по мешочкам. Вырезаем из картона разноцветные мешки (желтый, зеленый, красный) и яблочки (кружочки). На мешках рисуем круги. Просим ребенка разместить яблочки в кружки, соответственно цвету;
6. Развитие слуха. Слушаем русские народные песни. Учим малыша выполнять простые танцевальные движения под музыку: пяточка-носочек, повороты с руками на поясе, хоровод);
7. Математика. Играем с счетными палочками или палочками от мороженого. Считаем, выкладываем из них геометрические фигуры;
8. Алфавит. Читаем стихи про азбуку Маршака. Раскрашиваем раскраски со словами на букву Б (бегемот, бобер, белка, бурундук, банан, баклажан, бульдог).
СРЕДА:
1. Артикуляционная гимнастика.
Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл,
Подразним мы бегемота, подшутить над ним охота
Улыбается щенок, зубки напоказ,
Я бы точно также смог,
Вот смотри сейчас.
Хоботок слоненок тянет, он вот-вот банан достанет,
Губы в трубочку сложи и слоненку покажи.
Устала собачка, и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет полежит.
И снова собачка за кошкой спешит.
Котенок любит молоко, нальешь и нет ни капли вмиг,
Лакает быстро и легко, лопаткой высунув язык.
2. Упражнения на дыхание.
Учимся дуть в аэробол. Используем не только шарик, но и перышки, кусочки бумаги.
Задуваем шарик в ворота. Или, в нашем случае, в рот коале:
"Мы на шарик дунем дружно, мишку покормить нам нужно".
3. Массаж ладошек с помощью карандашей.
"ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ"
Бом, бом, бом
По гвоздям бьем молотком.
Гвозди не вбиваются, только загибаются. (Ребенок стучит карандашом по пальчикам, отбивая ритм стихотворения);
"ТОЧИЛКА"
Мы точилочку берем,
Карандаш в нее кладем.
Будет острым наш,
Синий карандаш.
(Одной рукой сжимаем карандаш, другой крутим. Карандаш должен быть ребристый);
4. Логоритмика. 1-2 песенки Железновой + упражнение "Мишка" (ходим вперевалочку по массажным коврикам, поднимаемся по наклонной доске);
5. Дидактические игры. "Волшебный мешок". Учим ребенка узнавать предметы на ощупь, по описанию и особым признакам. Учим подбирать слова для обозначения признакам, того, что он чувствует. В мешок кладем овощи и фрукты, настоящие, игрушечные не дают таких тактильных ощущений;
6. Творчество. Рисуем телефон. Делаем картонную заготовку в виде телефона (сотового или обычного) с цифрами. Ребенок должен нарисовать кнопки, обвести каждую цифру в кружок. Читаем Чуковского "Телефон";
7. Развитие слуха. Играем на музыкальных инструментах. Представляем, что мишка идет - барабан, птички поют это дудочки, белочка щелкает орешки - трещетка и тд. Отгадываем какой инструмент звучит;
8. Игры с сенсорной коробкой. С помощью крупы, камней, ракушек, палочек и фигурок животных делаем тематическую коробку. Прячем фигурки в крупе, после того как ребенок все найдет, просим его спрятать;
9. Сюжетно-ролевые игры. Играем в зоопарк. Строим из кубиков или лего вальеры, селим туда животных. Приезжает экскурсия в зоопарк (несколько маленьких игрушек). Смотритель зоопарка (другая маленькая игрушка или ребенок) проводит экскурссию. Рассказывает, что это за животные, откуда они, чем питаются и тд; (можно взять демонстрационные карточки, как правило, сзади написана информация о животном);
ЧЕТВЕРГ.
1. Артикуляционная гимнастика.
Бегемот открыл свой рот,
Булки просит бегемот.
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках,
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
Подражаем мы в лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Мы потянем-перестанем,
И нисколько не устанем.
Буду подражать слону -
Губы хоботом тяну.
Белка щелкает орешки,
Обстоятельно, без спешки,
Упираем язычок влево-вправо набочок.
2. Упражнения на дыхание.
Упражнение "Дровосек"
Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
"Ветер"
Вдохнуть спокойно через нос - выдохнуть через рот.
Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть),
Я подую низко (присесть и подуть),
Я подую далеко (наклон вперед, подуть),
Я подую близко (руки сложить на груди и подуть на них).
3. Пальчиковая гимнастика.
"ПЕСЕНКА"
У ходиков песня такая: тик, тик, тик (руки - стрелки).
У птички-синички - такая: пик, пик, пик (ладошки клювиком).
У поросенка такая - рюх, рюх, рюх. (Кольцо из большого и указательного пальцев).
У ежика песня такая: плюх, плюх, плюх. (Растопыриваем ладошки).
У кисоньки песня такая: мяу, мяу. (Рука гладит другую руку).
А у рыбешки какая? (Закрываем рот рукой).
"КАПУСТКА"
Мы капустку рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку жмем-жмем.
4.Логоритмика 1-2 песенки Железновой + упражнения с мячами, учимся бросать мяч в корзину, о стену. Учимчя играть в съедобное-несъедобное;
5. Мелкая моторика. Лист и гусеница. Вырезаем из картона. Проделываем там дырки. Просим ребенка продеть шнурок или шиниловую проволоку;
6. Развитие слуха. Показываем ребенку карточку с изображением органа. Слушаем Баха;
7. Математика. На деталях лего или кубиках пишим цифры от 1 до скольки нужно. Просим ребенка собрать башню. На пластиковых бутылках пишим цифры. Просим ребенка положить шарики в бутылки в соответствии с цифрой;
8. Алфавит. Учим стихотворение Заходера "Песенка-Азбука". На листе бумаги рисуем печатные буквы вразнобой, просим ребенка обвести все буквы Б. Рисуем большую букву Б и просим ребенка налепить на нее кусочки пластилина.
ПЯТНИЦА.
1. Артикуляционная гимнастика.
Рот пошире открываем, в бегемотика играем, Широко откроем рот, как голодный бегемот, Закрывать его нельзя, до 5 считаю я, А потом закроем рот - отдыхает бегемот.
Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!
Потерял пастух дуду,
Губы трубочкой сложи и мальчишке покажи.
Кит огромный словно дом, улыбаясь бьет хвостом.
Покажи киту улыбку и запомни кит - не рыбка!
Я веселая лошадка, темная как шоколадка,
Язычком пощелкай звонко - стук копыт услышишь громкий.
Волк морской мотор заводит, в море синие выходит,
Заведи язык-мотор, чтоб поднялся в море шторм.
2. Упражнения на дыхание.
Делаем бурю в стакане, задуваем свечи.
"Нужно глубоко вздохнуть,
Чтобы свечку нам задуть".
3. Пальчиковая гимнастика.
ХОМЯЧОК"
Хома, хома, хомячок (руки положите на щеки, покачайте головой из стороны в сторону),
Полосатенький бочок (похлопайте ладонями по бокам),
Хома раненько встает (разведите руки в сторону, потягиваясь),
Щечки моет (потрите ладонями щеки),
Лапки трет (моющие движения руками).
Хома, хома, хомячок,
Разожми мой кулочок!
(Протяните ребенку свой сжатый кулак со спрятанной конфеткой или сушкой).
Ну-ка, ну-ка разожми,
Что найдешь - себе возьми!
"КОРОВКА"
Я коровушку свою (приставляем к голове пальцы-рожки),
Рано утром подою (делаем руками движения как-будто доим)
Я поглажу ей бока (гладим коровушку (воздух);
Дай детишкам молока (руками просяще-хватательное движение);
4. Логоритмика. 1-2 песенки Железновой + полоса препятствий (бегаем по массажным коврикам, пролезаем через туннель, пролезаем под гимнастической дугой или стулом, перелезаем через диванные подушки);
5. Дидактические игры. Просим детей по описанию узнать и показать предметы мебели и домашнию утварь;
6. Творчество. Рисуем кусочками льда (при замораживании в воду добавляем краску);
7. Развитие слуха. Слушаем фрагменты из "Карнавала животных" К. Сен-Санса;
8. Игры с терапевтическим материалом. Игры с водой. Переливание воды. Вылавливаем пинг-понговые шарики или крышки от пюрешек сачком или ситом;
9. Сюжетно-ролевые игры. Инсценировка русской народной сказки "Заюшкина избушка".