Бессмертный полк
Мой прадед. Всегда числился пропавшим без вести. В век технологий, когда людям стало легче найти друг друга мы нашли свидетеля. Но это все очень страшно. Неделя прошла с тех пор, как мне мама рассказала новые факты, и мне очень хочется, чтобы никогда больше этого ни с кем не повторялось. То, что происходило там, было ужасно и горько.
МИШАГИН ЕРЕМЕЙ ФОМИЧ
Родился в 1905 году в д.Мишагина Каргапольского района, призван в Советскую Армию в 1942 году. Рядовой. 709 отдельный линейный батальон.
Был в последнем бою15.06.1942 у д.Мясной Бор Нижегородской области.
Я всю неделю искала информацию об этом месте и боях вокруг Мясного Бора.
Если кто знает об этих событиях, то наверное понимает, что это была настоящая Долина смерти.
"В январе 1941 года части Волховского фронта атакуют немецкие позиции на реке Волхов и идут навстречу Ленинградскому фронту. Их задача разгромить немецкие войска Группы армий «Север» под Ленинградом и снять осаду с города. Эта операция (на завершающем этапе ее назвали «Любанской») закончилась неудачно для советских войск. 2-я Ударная армия попала в окружение в районе д. Мясной Бор, где в июне 1942 г. почти вся погибла. Вырватся из «котла» смогли только небольшие группы бойцов.
Несмотря на постоянные авианалеты, отсутствие боеприпасов, голод (дневная норма в июне - 50 грамм хлеба) бойцы 2-й Ударной армии мужественно сражались с врагом. В конце июня 1942 года оставшиеся вживых пошли на прорыв окружения. Прорываться пришлось по узкому «коридору» шириной 400-700 м в районе деревни Мясной Бор. Этот коридор немцы простреливали перекрестным огнем из всех видов оружия, и поэтому наши бойцы назвали его «Долиной смерти».
Под ураганным огнем, вступая в рукопашные схватки небольшим группам бойцов удалось вырваться из окружения, но основное количество наших солдат осталось там навсегда."
Долина смерти. «Эх, умирать, так умирать».
Мясной Бор. Волховский фронт. 1942 г. Из серии картин «Битва за Ленинград 1941-1944 гг.»
Этих людей никто не искал после войны - их забыли, их вычеркнули, сказали что пропали без вести. Их считали "власовцами", поэтому они видимо были недостойны памяти... Хотя. Власов был последним генералом 2ой армии, он сдался, когда уже оголодавшие и брошеные Сталином полуживые солдаты вырвались из окружения. Там были обычные люди, обычные солдаты и мой прадед.
Искать и опознавать солдат стали только в 88 году добровольцы. В этих болотных местах каждый сантиметр пропитан кровью людей, бедой и скорбью.
Сейчас не опознана бОльшая доля павших там, но государство уже хочет построить на этом месте автотрассу и никто не собирается бороться до последнего.
В этих местах у людей бывает возникают хрономиражи - когда, оказавшись там, люди видят как наяву события этих времен. Это аномальная зона, в которой происходит активность каких-то неведомых сил.
Около 150 тысяч солдат полегло в этом немецком окружении в топких болотах. Эта армия была брошена на сьедение врагу - практически без оружия, без еды, без военной одежды.
Читая воспоминания очевидцев, я просто ужасалась от тяжести тех испытаний, которые выпали на долю этих солдат. В память врезалось, как не имея возможности поднять головы из укрытия, они лежали без оружия или максимум с пятью патронами в кармане и сьедали все листики на болоте вокруг себя, как могла дотянуться рука, чтобы совсем не умереть с голоду.
Многие, выбравшись из этой мясорубки, умерли от дистрофии. Но власти это было неинтересно.
Моя тетя нашла очевидца, который тоже был в этом полку и сказал, что у прадеда совсем не ходили ноги - они и так были больные до войны, - а тут совсем отказали. И когда все выходили из окружения, он просто не смог идти, так как был истощен. А так как не было сил ни у кого, то они его оставили. Из еды оставили ему конское ухо и ушли.Так и остался наш дед там навсегда.
Знаете. не могу никак отвлечься от картинки с моей голове - как он умирает там в голоде и грязи...
Горько, обидно...но это война. Не нам судить этих людей и судить ли...
Вечная память ему. Власть бывает разная, времена разные, но мы сами должны помнить этих людей и прочувствовать хоть тысячную болю этой боли, которая выпала на их долю.
ну и немецкие фотокадры тех лет ,которые удалось найти. Не публикую совсем страшные кадры, ибо и этого хватает для впечатлений. Война - это всегда война, это просто жизнь. Чья-то жизнь...