Поделки с детьми в удовольствие
Совместное творчество - один из вариантов проведения досуга, один из инструментов для развития координации, ориентирования в пространстве, навыков счета и множества других навыков и умений.
Существуют общие рекомендации в зависимости от возраста ребенка по времени и характеру работы. Это важный момент. Его важно понимать, чтобы не перегрузить чадо и не ассоциировать творчество с чем-то неприятным.
Внимание дошкольников в основном непроизвольное, тяжело удерживать внимание в неинтересном занятии. Поэтому при планировании создания поделки учитываем примерное время работы (здесь указаны средние нормы; для детей с гиперактивностью и другими симптомами время будет иное):
1,5 года - 3 - 7 минут;
2 года - 4-10 мин;
до 3 лет - 6 - 15 минут;
до 4 лет - 8 - 20 минут;
5 лет - 10-25 минут;
6 лет - до 30 минут;
7 лет - 14-35 минут.
Как понять, что ребенок устал? Наиболее частыми признаками являются ерзание, начинает отвлекаться, нервничать. Постоянное наблюдение за ребенком позволит вам со временем ориентироваться по комфортному для вас обоих времени.
Младшие школьники (7 - 9 лет) 20-45 минут в норме могут удерживать внимание. Есть лайфхак: для поддержания высокого уровня сосредоточенности необходимо переключать внимание на новый тип деятельности. То есть сочетаем умственную нагрузку с физической, сочетаем разные виды мыслительной деятельности: сравнили, посчитали, ответили на вопрос и т.п.
От 10 лет и старше - 20-50 мин, при этом, если ребенок заинтересован, увлекся, то может и дольше уделить внимание занятию.
Второй важный момент для комфортного творчества заключается в правильном подборе материалов для работы. С маленькими детьми и в целях безопасности не приветствуются очень мелкие детали. А если еще и ребенок очень активный, то это будет требовать супер внимательности и контроля со стороны взрослого. Получите ли вы удовольствие в таком случае? Конечно, у всех ответ будет разный. Примерный список материалов для творчества все же обозначу:
До 3х лет:
Бумага (цветная, белая, картон); салфетки; кусочки ткани; фетр; ватные диски; соленое тесто; пальчиковые краски; гуашь (хорошо смывающаяся), карандаши (восковые, классические).
Дошкольники и младшие школьники:
Бумага (цветная, белая, бархатная, катон, гофробумага), пористая резина (фоамиран), ткани, фетр, ленты, ножницы (безопасные с закругленным концами; для фигурной резки), пластилин (классический, воздушный), безопасная игла/швейная игла, пряжа, фольга, бусинки, декор разной формы, акварель, гуашь, карандаши.
Третий важный момент заключается в правильно организованном месте для работы: удобно сидеть ребенку, у взрослого хороший обзор, правильное освещение (для правшей свет спереди или слева, для левшей свет спереди или справа), инструменты для работы лежат так, что их удобно брать, не задевая клей, баночку с водой и т.п. Использование клеенки облегчает уборку - свернул клеенку и высыпал весь мусор аккуратно. При работе с крупами, клеенку часто стелила на пол, потому что уборка в этом случае занимала намного меньше времени, нежели убирать со стола и под столом, все что упало. По окончании деятельности все предметы раскладываются по своим местам, дабы потом не тратить времени на их поиски. Дети тоже помогают убирать (степень вовлеченности зависит от возраста).
В каких техниках можно творить:
Рисование классические варианты кистью, пальчиками, также можно экспериментировать и вместо кисти брать слегка надутый воздушный шарик, стакан (окунаем их в емкость с краской и рисуем: воздушный шар оставляет круги, от стакана получится окружность), ватные палочки и др.; можно попробовать рисовать, держа ногами кисть/карандаш (отличная тренировка стоп), или зубами (это к нейроупражнениям близко). Можно разрисовать камни, шишки и т.д.
Аппликации из бумаги, природных материалов (шишки, семена, листья, веточки, желуди), круп, кусочков ткани, пуговиц, наклеек, ваты, мятой бумаги, квиллинг.
Мозайка: термомозайка, аквамозайка, алмазная, по схемам из наклеек, деревянная или пластмассовая мозайка по возрасту.
Объемные поделки из картона, туалетных втулок, коробок, гофрокартона, пластилина, соленого теста, квиллинг, конструктор по возрасту деревянный, металлический, типа Lego.
Работа с ножницами: вырезалки, 3Д модели на бумаге в клетку, симметричные картинки.
Оригами. В технике оригами не только можно делать поделки из бумаги. Попробуйте сложить салфетки при сервировке стола, полотенца или футболки при складывании в шкаф. Много интересных техник есть на просторах интернета.
Шитье и вышивка. Сшить можно простую игрушку, одежду для куклы. Техники вышивки: изонить, гладь, крестиком, ковровая вышивка.
Плетение. С маленькими игры со шнуровкой. Возможные техники с детьми постарше: плетение из проволоки-шенилл, фольги, шнура, бисероплетение, плетение из резиночек.
Театр. Это тоже про творчество. Для домашнего спектакля можно использовать ранее изготовленные поделки, можно создать специальные декорации из вещей, которые есть дома. Придумать сюжет свой полностью или отталкиваясь от любимой книги. Создать образ героев из имеющегося гардероба. Сейчас я перечислила подготовку к классическому спектаклю. А ведь есть еще театр теней, пальчиковый театр. И это тоже все реально сделать дома.
Опыты. Проведение опыта развивает наблюдательность, стремление познавать мир, изобретать и исследовать. Опыты - это тоже творческий процесс. Есть простые варианты, как например, рисование соком моркови и свеклы или набирание воды в пластиковую бутылку в наполненном тазу. Есть более сложные форматы, которые требуют подготовки заранее. Здесь обязательно соответствие возрасту ребенка и соблюдение техники безопасности.
Главный секрет творческой работы с ребенком в удовольствие кроется в общении с чадом:
1. Избегаем критику, обесценивание и оценку. Поддерживаем позитивную реакцию на творчество. Обсуждаем, что он изобразил и как. Даже если нарисованная машина похожа на кляксу, принимаем ее за машину и интересуемся, где у нее колеса, спойлер :).
2. Не делаем работу вместо ребенка, пусть проявляет фантазию и имеет свободу к самовыражению. У детей очень интересные варианты получаются такие, как робот из шишек, например.
3. Помогаем ребенку найти и подобрать подходящие материалы для воплощения задуманного или информацию о том, как это можно сделать.
4. Наряду с работами, где можно проявлять полную самостоятельность и фантазию, выполняем и работы, которые имеют критерии исполнения, результата ( по образцу, на определенную тематику, с выполнением определенных условий - например, в аппликации пуговицы в ряд выкладываем по схеме 1 желтая, 2 зелены, 1 желтая, 2 зеленых и т.д.). Если ребенок затрудняется в подобном задании, взрослый может показать процесс выполнения. Критерии соответственно возрасту.
5. Обязательно поблагодарите друг друга за совместную деятельность и полученный результат повесьте на видное место или положите на специально отведенную для творческих работ полку.
Прикреплю к посту ссылочки на раннее выполненные работы с детьми:
"Мартовские поделки" - примерно возраст 2-5 лет