Пересказ на пальцах. 5 finger retell
Некоторое время назад Совунья подняла интересную тему - как научить ребенка пересказывать книги. По следам дискуссии я полезла в инет за лайфхаками и нашла очень интересную методу: 5 finger retell.
Выглядит это так:
Итак,
Большой палец - Герои. О ком рассказывает книга?
Указательный - Место. Где происходит действие?
Средний - Проблема. С какой проблемой сталкивается главный герой? Что не так? (Начало истории)
Безымянный - События. Что происходит после того, как герой столкнулся с проблемой? (Середина истории)
Мизинец - Результат. Как решается проблема героя? (Конец)
В начале процесс нужно визуализировать. Сначала пальцы собраны в кулак. Потом «открываете» большой палец и задаете вопрос: «О ком книжка?», потом указательный: «Где происходит история?» и т.д., пока ладонь не раскроется полностью. После чего «даем пять» = задача выполнена.
Также можно сделать плакат с подсказками.
На примере «Курочки Рябы» пересказ выглядит так:
Большой палец - Герои - Дед, бабка, курочка Ряба
Указательный - Где - В доме у деда с бабкой
Средний - Проблема - Курочка снесла золотое яичко, и дед и с бабкой не могут его разбить
Безымянный - События - Дед и бабка пытаются безрезультатно разбить яйцо, мимо бежит мышка, задевает яйцо, оно падает и разбивается
Мизинец - Результат - Дед с бабкой плачут над разбитым яйцом
Методика эта предназначена для старших дошкольников и младших школьников. Плюсы:
1. Простота формулировок. Всегда проще ответить на вопрос «Что происходит в истории?», чем на просьбу «Раздели текст на смысловые части и озаглавь их». Хотя речь идет об одном и том же,
2. Наглядность, «осязаемость» схемы,
3. Фан. Ладошка для детей всегда интереснее, чем сухой план пересказа,
4. Положительная обратная связь от педагога или родителя в конце пересказа («дай пять» - важная часть процесса).
И, конечно, для начала выбирайте простые, понятные ребенку, компактные истории.