ДЗ №1. Питер Пауль Рубенс. Ч4 - основная заключительная))
Самообразование :)Сегодня будет много :) но интересно!
Продолжение этого. Ч1 http://www.babyblog.ru/user/gzara2/2998145
Продолжение этого. Ч2 http://www.babyblog.ru/user/gzara2/2999074
Продолжение этого. Ч3 http://www.babyblog.ru/user/gzara2/3000610
«Коронация Марии Медичи»:
Реальное историческое событие 13мая 1610г., Париж.
Официальный парадный портрет.
-Цельность. Гармония тона.
-Всего лишь 4 оттенка: золотисто-желтый, розовый, черный и белый. Но они позволяют ощутить поразительное колористическое богатство эскиза - "Чрезвычайная звучность при малом кол-ве инструментов".
-Из аллегорических фигур только - изображения Славы и Чести, парящих с венками в руках.
-Несмотря на суммарность эскиза- можно различить конкретные исторические лица (кардиналы, будущ.франц. король, принцесса..). Все фигуры изображены обощенно, но Рубенс умел передать характерную позу, схватить движение, характер персонажа- одним взмахом кисти.
«Портрет камеристки инфанты Изабеллы», 1625, в Эрмитаже:
Правительница Нидерландов.
Полный размер тут
Неофициальный портрет. Портрет близкого человека.
-Строгость композиции.
-Неожиданноые для Рубенса, сдержанные цвета. Но особо изысканный колорит- изумительная нюансированность цветого строя. Весь портрет буд-то соткан из неуловимых оттенков.
-Тончайшие различия градаций настроение и движения души. В огромных распахнутых глазах- мечтательность и грусть уживаются с тихой веселостью. А приветливость- с мягкой иронией.
-Хрупкий образ полон внутренней силы.
-Образ наделен "неуловимой духовностью". Посл. 2 десятилетия, Рубенс, придавал этому едва ли не наибольшее значение.
В 1623г. и 1625г. умирает его старшая дочь и жена. Рубенс полностью погружается в дипломатическую деятельность. Сначала едет с секретным поручением в Париж. Затем в Голландию. Затем в Мадрид. Затем в Лондон. Ведет переговоры.. В 1630г. многолетние старания художника увенчались успехом- подписан мир между Испанией и Англией- конец морской войне.
Подготовленный Рубенсом, договор о мире, подписал знатный вельможа, имевшим высокое положение в обществе. Рубенс же всего, был человеком, жившим трудом своих рук и разума. Хоть ему и дали грамоту, цепь рыцаря.. но родовые аристократы нигде не упускали шанса лишний раз унизить художника, т.к. были выше на общественной лестнице.
В итоге, Рубенс оставил дипломатическую деятельность, всецело отдавшись творчеству.
Рубенс женился второй раз. На дочери честных горожан. Жил с женой, растил детей и "..не стремился ни к чему на свете, кроме мирной жизни".
«Пейзаж с радугой», п.пол.1630х гг., в Эрмитаже:
-Стремление к гармонии и равновесию в строе и в сюжете.
-Идеаллистическому настроению отдыхающих пастухов вторит покой окружающей природы.
Во всех пейзажах Рубенса п.пол.1630-х гг. ощущается воздействие композиций Тициана. В поисках гармонической цельности образов Рубенс опирался на его произведения.
-Выражена чисто ренессанская идея о гармоническом единстве человека и мира- прекрасная мечта, которая также эфемерна ка ки появление радуги на небе. Рубенс без устали поет гимн немеркнущей красоте жизни.
-Зритель осязает воплощение этой мечты. Всю картину пронизывает чувство восторга.
Портик "Храм Януса":
-Согласно обычаю в Древнем Риме, двери храма Яруса открывались только при объявлении войны. Шла тридцатилетняя война в Европе и Рубенс, исходя из существующего положения- показал открытыми двери храма. Предшественники Рубенса, предпочитали в пободных случая, всё-равно изображать из запертыми. Художник стремился выразить решительный призыв к действию.
-Из дверей вырывается слепая Ярость с мечом и факелом. Ей расчищают путь Раздор со змеями вместо волос и фурия, опрокинувшая урну, полную крови.
-Слепая Ярость несет людям: Насилие- в образе война, не знающего пощады; Чуму- в образе призрака смерти с косой и факелом; Голод- в образе хищных злых Гарпий, полуженщин-полуптиц.
-Левый портик украшен медальонами с профилями Страха и Бедности с атрибутами войны- цепями и шипами. Венчают портик 2 женские фигуры- олицетворение Бедности и Скорби.
Противопоставление ужасам войны- картина мира.
-Правый портик украшен медальонами с профилем Мужества и Чести в венке с атрибутами наук и искусств- кисти, палитра, компас и линейка. 2 женские фигуры- Спокойствие и Безопасность между колоннами пр.портика. 2 женские фигуры- Изобилие и Богатство над пр.портиком.
-Чтобы вернуть мир в страну, двери пытается закрыть инфанта Изабелла, во вдовьем монашеском одеянии и фигуры- Благочестие и Мир.
-Композиция построена с расчетом на активное сопереживание зрителя.
-"Живая картина", с её характерным театральным действием. В картине не было сложной учёной символики и она была доступна самой широкой аудитории.
-Эмоциональный подтекст отводился цвету: различные оттенки желтого, серого и красного.
Портик «Удаляющийся Меркурий»:
Та же подчиненность формального строя основной идее произведения- эскиз портика.
-Родной город Рубенса, Антверпен - в образе женщины, которая жалуется на исчезновения мореплавания и торговли. Она просит инфанта удержать Меркурия, который готов улететь, уже одной ногой отделился от постамента.
-На перевернутой ладье- печальный моряк без дела. Валяются якорь и руль. Напротив него сидит Бог реки Шельды, с оковами на ногах- склонился над сетями, опирается на свою урну.
-Слева от зрителя богиня Богатства- сидит на груде товаров. Изобилие- сыпет ей на колени всевозможные сокровища.
-Справа от зрителя Бедность- в лохмотьях, с куделью и веретеном. Кормит ребенка кореньями и травами. Рядом моряк с мотыгой в руке- рвал на себе волосы..
-Сверху- голова океана, по волосам и бороде стекала вода. На скалах и дельфинах восседал Нептун с трезубцем и рулем корабля. Рядом- Амфитрита, одной рукой опирается на нос корабля, а другой- держит рог счастья. По бокам два тритона трубян в раковины - в память, когда родной город Рубенса процветал благодаря мореплаванию.
-Живописное расположение масс. Шероховатая вибрирующая обработка стен - полное впечатление водной стихии.
-В колористическом строе - зеленоватый оттенок. Он связывает другие цвета- достигается колористическое единство композиции.
Рубенс подходил даже к задаче архитектора- как художник. Рубенс воспринимал декоративное изображение как некое пространство, в которое подразумевалось включать зрителя, активно сопереживающего фантазиям автора.
Также втягивало зрителя в мир пространства картины:
«Вакх», между 1636 и 1640:
-На переднем плане -фигурная группа. + Бесконечная воздушная даль пейзажа в глубине.
-Зритель оказывается в плену, созданных Рубенсом, образов.
-Необычная интерпретация античной темы. Римский бог виноградства и виноделия изображен не привычным, для тех времен, стройным юношей, а в виде безобразного растолстевшего гуляки, восседающего на бочке в момент возлияния.
Рубенс: "..Главная причина, почему в наше время тела человеческие отличаются от тел античности, — объяснял художник далее, — в лени и отсутствии упражнений, так как большинство людей упражняют свои тела лишь в питье и обильной еде.. Вместо того древние ежедневно усиленно упражняли свои тела в палестрах и в гимнасиях, нередко доходя до пота и усталости..."
-Но образы Рубенса далеки от назойливого морального поучения. Они торжественны и кажутся порождением самой Матери-природы.
-Разноголосье красок сливается в единый мощный аккорд. Тончайшими градациями цветовых оттенков, Рубенс, передает ощущение глубины пространства, объемности фигур и трепетности живой плоти.
"Вакх" - работа самых последних дней жизни. Он писал её для себя, а не на заказ. Она оставалась в его мастерской до самой его смерти.
Последние несколько лет, Рубенс жил уединенно. Писал пейзажи. Наблюдал жизнь окрестных сел, крестьян, их гулянья. Болезнь была жестокая, мешала работать, но привычная активность не покидала его до последнего дня жизни. Он руководил своими помощниками, заботился об учениках. А когда уже не мог держать перо в руках - диктовал письма. Его дух оставался стойким..
30 мая 1640 года Рубенс скончался от паралича сердца.
Художник был похоронен самым торжественным образом. Перед гробом несли корону на подушке из черного бархата. тело сопровождали множественне любители искусства.
Многие современники и биографы посвящали ему восторженные строки. Но наиболее слова принадлежат Беллори:
"Дала тебе краски свои Ирида сама и Аврора,
Ночь дала мрак, Аполлон — яркие света лучи.
Ты же, Рубенс, дал жизнь и душу всем этим фигурам,
Кистью ты оживил краски, и тени, и свет.
Ныне злобная смерть погубить тебя хочет. Напрасно!
Жив ты! в красках твоих жизнь пламенеет сама."
________________________________________________
Вот и закончилась краткая биография)))
А мне так жалко..
Когда напишешь столько букВ о художнике.. как-то.. становишься далеко неравнодушным к его судьбе.
________________________________________________
Кто прочитал всё и до конца- молодцы! Возьмите с полочки пирожок :)
Могу что-то не правильно писать. Так что- простите, если что)
Источник- интернет :) Отсюда