Дашкин словарик — редакция 2, исправленная и дополненная
УмешкиПоддалась настроениям в обществе и тоже решила подсчитать и записать.
Как истинный матлингвист я, конечно, не могла обойти вниманием освоение Дашкой такой важной штуки, как родной язык.
Дашка — аналитик. Она начала с грамматики. Лет с полутора строит предложения из трёх–четырёх слов. Повторяя новое слово, называет какой-то особо понравившийся слог — не пытается схватить целиком. Использует составные слова (брум-брум ням-няма — рыбка, ма ням-няма — крошка). А вот словарный запас пока небольшой.

Лексика
мама
папим, бабим — папа
дядя
Дим — родные дяди (один из них Дима, другой Паша, но всё равно называется «Дим»)
няма, ням-няма — еда целиком и любое конкретное блюдо, ягодка, гриб
ам, ням-ням — есть
брум-брум — любое средство передвижения; ехать, передвигаться; купаться
брум-брум ням-няма — рыбка (моё любимое)
мяу — кошка
мур-мур — мурлыкать
ба — собака
ба-ба — лаять
хрю-хрю — поросёнок
дипа — цыплёнок (последнее приобретение)
у-ху — сова
му — корова
ме — коза, баран
ииии — лошадь
мими — мышь (в том числе и компьютерная); пищать
кап-кап — дождик; капать
сь — неприятный (холодный, горячий, кислый, слишком сладкий)
ма (тоненько) — маленький
му (басом) — большой
ах — красивый
ня — хороший, мягкий
ась, ащь — нравится
бобом — болит
бабах — упасть
бум, бубум — удариться, ударить
бибим — бибикать
мяу — рисовать (??!)
эсь — достать, взять
на — на, дай, возьми
один
два
а — буква (любая), текст
да — да; можно
нет, не
не ня — не надо
ага
ай
а-а-а — непорядок (что-то сломалось, валяется не на месте и т. д.)
дяба — что-то, что произвело впечатление
Грамматика
Глаголы не спрягаются. Из существительных склоняются только два: мама и няма.
(Ср. идеи о первичности первого склонения...)
За неимением окончаний и предлогов большое значение придаётся интонациям и порядку слов. В повествовательных предложениях порядок слов всегда прямой. При объединении слов главное слово выносится вперёд: ба ням-ням — собака ест; ням-ням ба — собачий корм. Вопросы оформляются в основном интонацией.
Активно используются дополнительные способы оформления речи: мимика, жесты. Сейчас они носят явно смысловой характер и используются в речи наравне со словами объединяются в жесто-словосочетания, поэтому считаем их частью грамматики. Примеры: сопение носом — цветок, ёжик; нюхать (ба – сопение носом – мяу — собака понюхала кошку). Два разных движения языка — это «зубная щётка» и «облизывать».
Выводы
Сейчас Дашка выстроила себе достаточно стабильную грамматическую структуру, в которой есть средства для выражения всего, что ей нужно. Начинает наполнять эту структуру лексикой — стала пытаться повторять слова за взрослыми. Ждём пополнения словаря.