Про чтение словами и чтение по буквам
Почему-то считается, что родитель должен научить ребенка трем главным вещам - хождению, горшку и чтению (буквам). Даже те, кто с детьми не занимается по разным убеждениям все равно рано или поздно учат их буквам, потому что "а как же иначе"! Ну и к школе буквы обычно знают все.
Совсем иначе обстоит дело с чтением. Тут просто бушует война мнений тех, кто "читает" по Доману и тех, кто учит читать по буквам. Еще кстати есть промежуточный вариант - чтение по слогам, но он как-то чуть менее популярен.
Немного расскажу про мое мнение и о том, как мы с Варей учимся читать.
Я считаю, что письменная речь это не что-то экстраординарное и непостижимое, для знакомства с которым надо ждать определенного возраста, сознательности и усидчивости у ребенка. Мы не в каменном веке живем и письменная речь нас окружает везде! На упаковках с едой, на ценниках, на вывесках, рекламных плакатах, в книгах, письмах, телефонах и компьютерах! 50% нашего общения происходит сейчас с помощью печати: смс, ватсап, почта, соцсети, блоги, инстаграмм и т.п.
Поэтому для меня всегда было естественным решение знакомить Варю с письменным языком, так же как и с устным, с рождения, и не разжевывая все это по буквам (я же говорю с ней нормальным языком, в нормальном темпе, а не медленно и доходчиво простыми словами))) И суть не в том, чтобы она научилась читать скажем к 3м годам, а в том, чтобы она привыкла к тому, что есть устная речь, а есть ее знаковое изображение. И чтобы все это было естественно и органично усвоено, так же как происходит усвоение устной речи и визуальное познание окружающего нас мира.
Начала я со словарных карточек из комплектов Умницы по чтению. Как я всегда пишу, главное - без фанатизма! Я никогда не считала количества показов в день и не ставила будильники, чтобы не забыть показать карточки в нужный момент. Примерно раз в день и примерно каждый будний день по несколько слов. Неинтересно, не хочет? Сразу убираю и занимаемся чем-то другим.
Сразу скажу, что формы показа менялись. Иногда я показывала их как флеш-карты друг за другом, иногда расставляла на соответствующих предметах мебели или приклеивала на стену.
Чуть позже мы начали смотреть листалки из комплекта Умницы Букварь (прям не пост, а реклама получается, но ничего не могу поделать, мы именно с них и начинали, из песни слов не выкинешь). Листалки Варе всегда нравились гораздо больше просто слов. Ну конечно, там же небольшой стишок со смыслом, а не набор бессвязных слов!
Это все касается чтения сразу целыми словами, основанного на том, что ребенок с помощью зрительной памяти узнает знакомые слова и сразу понимает их смысл, а не читает их по буквам. Кстати говоря, взрослые люди читают именно так, мы быстро пробегаем глазами текст и узнаем слова и понимаем смысл, который за ними стоит. Мы же не расшифровываем каждое слово по буквам! Только незнакомые слова, но нам они встречаются крайне редко.
Но для беглого чтения нужен во-первых, большой запас таких зрительных образов, а во-вторых, все равно нужно знание того, как слова склоняются, спрягаются и образуются, чтобы понимать правила чтения. Поэтому разумеется нужно уметь читать и по буквам.
Тогда резонный вопрос: зачем изобретать велосипед и почему тогда не начать обучение чтению сразу с букв? Потому что чтение целыми словами дает нам ряд преимуществ. Во-первых, это врожденная грамотность. Ведь явление врожденной грамотности это не что иное как внимательность к деталям и хорошая зрительная память, а эти качества в отношении чтения как раз хорошо развиваются при просмотре разных слов и игре с ними. Во-вторых, ребенку будет проще начать понимать смысл прочитанного. Т.е. не просто прочитать Р А К О В И Н А и думать что же этот набор букв означает, а сразу произнести это слове верно и слитно и понять его смысл. Еще такой способ чтения быстрее наращивает письменный словарный запас, помогает избегать ошибок в диктантах и более грамотно писать. Но без знания букв и правил слогового чтения перед новым незнакомым словом мы можем оказаться в тупике, не понимая что это вообще такое. Поэтому на мой взгляд самым лучшим будет совмещать эти две методики.
Разумеется эту идею придумала не я, но я ее обдумывала и я с ней согласна) А почерпнула я ее из книги Шичиды, по мотивам методики которого мы с Варей занимаемся. У него как раз написано, что в Академии Шичиды есть несколько заданий, касающихся чтения. Это:
1) показ флеш-карт, когда сначала показывается предмет (картинка) и озвучивается, а потом показывается слово (название предмета на картинке) и тоже озвучивается. Т.е. это развитие визуального чтения целыми словами.
2) это изучение букв. 1-2 на занятие. Они рисуют эти буквы, лепят, пропевают, читают стихи про букву и играют в игры, называя предметы на эту букву. В общем-то тут видно уже знакомые нам с детства упражнения. Это уже развитие навыков побуквенного чтения.
Если к чтению словами можно приступать хоть с рождения (с 3х месяцев если быть точной, исходя из формирования зрения у ребенка), то к изучению букв лучше приступать гораздо позже - не раньше 2-3х лет, а потом переходить к слогам.
В общем-то про нас уже все написала и показала) Мы смотрим слова, стихи в листалках, составляем фразы из слов, еще отдельно у нас висят буквы (пока только 8 штук), к которым мы периодически обращаемся. Например, когда читаем стихи про буквы из книги Бродского или смотрим их в Птичьей азбуке. Еще у нас есть грифельная магнитная доска, на которой я составляю слова из букв, показывая как отдельные ничего не значащие буквы образуют слога, а потом и целое слово, и еще мы на ней рисуем буквы и просто так рисуем))
Доска у нас вот такая. Набор букв в ней только один, что конечно большой минус, т.к. даже элементарные слова нельзя составить, когда в наборе каждой буквы по 1 штуке. Поэтому я докупила отдельно еще один набор букв (у меня он самый обычный, другой фирмы).
Наши книжечки на эту тему. "Рабочая азбука" у нас в составе книги Бродского "Слон и Маруська". (В Лабиринте,
И Азбука Птицы. (В Лабиринте,
Еще есть очень известная Азбука Превращений Дарьи Герасимовой (В Лабиринте,
И еще у этого же автора есть "Азбука. Игра в слова" (В