Занятие по развитию речи „Котята“
Сегодня расскажу (и покажу) наше типичное занятие по развитию речи.
Мы проводим их 1-2 раза в неделю. Я заранее готовлю материал по определенному плану, иногда придумываю сюжет, иногда просто подбираю задания и игры под одну тему. Стараюсь чередовать любимые игры с менее популярными, хотя в целом выбираю то, что дочке нравится, насильно не навязываю и (почти) ни на чем не настаиваю.
В этот раз у нас была беспроигрышная тема. Кошек Настена очень любит и часто говорит, что пойдет в магазин и купит себе маленького пушистого котенка.
Начали с распевки "Котенок" Железновых. Хотя Настя хорошо говорит самостоятельно, повторять целые предложения она не любит, даже в песнях. Поэтому здесь она только радостно помяукала, но настрой нужный появился.
1) Развитие общей моторики + логоритмика (Настя договаривала последнее слово в строчке, такие игры она очень любит):
Надувала кошка шар.
А котенок ей мешал.
Подошел и ножкой топ,
А у кошки шарик "лоп"!
Тут у меня в кармане кто-то зашевелился и замяукал. Настя, конечно, догадалась, что это котенок. А их оказалось даже двое! (фото сделала в конце дня, мордочки уже частично стерлись от многократного обнимания и целования)))
2) Дыхательная гимнастика
Котята сразу попросили Настю с ними поиграть. На каждую сторону стола мы поставили "домики" (заборчики из "Дупло") и котята ходили друг к другу в гости. А для этого на них надо было дуть, стараясь попасть точно в домик.
3) Мелкая моторика
Я сказала, что сейчас мы узнаем, как живут наши котята и как проходит их день. Но для того, чтобы различать день и ночь нам чего-то не хватает.
"Солнышко и луна!", догадалась Настя. Сделали солнышко, потом доча со всей ответственностью вывешивала в нужный момент солнце и луну на магнитную доску.
4) Артикуляционная гимнастика
Я построила на столе лес и поставила домик (тот же заборчик из Дупло, только соединен в треугольник). Прибежала мама-кошка и вместе с котятами поселилась в домике. Наступило утро, кошки проснулись, умылись (выполняем движения руками, как кошка умывается) и позавтракали.
"Котята лакали молочко (открыть немного рот и быстро выбрасывать язык веред и втягивать обратно)
И, облизнувшись, сказали: "Еще!" (языком тянуться с сторону носа и подбородка). Упражнение повторить 2-3 раза.
5) Описание картинки
После завтрака пора собираться на прогулку. Посмотри, что котята надели? (Картинка очень простая, как раз Насте по силам).
6) Лексические игры
Откуда ни возьмись появились разнокалиберные мячики. Я попросила их сосчитать, а потом и разложить по размеру. Слово "средний" пришлось подсказать. Потом спросила, каким будут играть котятки. А нам предложила поиграть с большим мячиком. Мы по очереди говорили, что нужно делать, используя предложения в форме повелительного наклонения с обращением ("Мама, кидай!", "Котенок, кати!"). Настя часто предпочитает обращение опускать, я не настаиваю, но говорю правильный вариант.
Наигравшись, котята вернулись домой. Пока мама-кошка готовила ужин, они убежали в лес. Пришлось кошке обращаться к Насте за помощью: где спрятались котята? (Тренировка использования предлогов "за", "между", "перед"). Конечно, доча моя хотела идти по простому пути: с радостным криком "Тут!" она хватала котенка из-за дерева/елки и предъявляла счастливой мамаше. Пришлось и лес подальше отодвинуть и маме-кошке очень убедительно просить сказать, а не показать, где котята))
7) Тренировка памяти и внимания.
Проснувшись на следующий лень котята снова поели (повторяем пункт 4) и решили сходить в госте к своей тете. Она как раз недавно прислала фотографию своего дома. И соседей у нее сколько!
Но, когда котята пришли к тетиному домику, не все соседи оказались на месте. Детектив Настя сразу догадалась, кто ушел по своим делам. Для такого профессионала, конечно, и следующая загадка была по зубам.
8) Игра на развитие слухового восприятия
Мы используем лист с картинками из пособий в предыдущем пункте (это распечатки сканов серии "Дошкольная мозаика", так выглядят наклейки). Я называю Насте слова в быстром темпе, она ищет и показывает или обводит маркером картинку.
9) Расскажи историю по картинкам
Котята нагулялись, наигрались, пора спать. А перед сном они просят почитать им сказку.
Полноценно Настя еще не может выполнить такое задание, поэтому мы делаем его вместе. Где-то она заканчивает мое предложение, где-то рассказывает сама с помощью наводящих вопросов.
10) Подвижная игра.
Вот идет черный кот,
Притаился, мышек ждет.
Мышка норку обойдет
И к коту не подойдет.
В целом занятие получилось очень легким и веселым. Новых слов мы не вводили, но хорошо потренировали структуры. Сразу видно, где есть пробелы или просто Настя идет по принципу наименьшего сопротивления, на что еще обратить внимание в следующий раз.
Девочки, если интересно, я расскажу более подробно, по какому плану готовлю занятия и какие пособия использую.