История про. Ранняя интеллектуализация, ориентация на успех и что из этого вышло.
Мысли вслухЕсли бы в 5-7 лет меня спросили, кто такой "гений", я бы, не задумываясь, ответила, что это, конечно же, мой младший двоюродный брат. Мы жили в разных городах, редко встречались, но я всем рассказывала о моём уникальном родственнике.
Сейчас его история, наверное, не покажется чем-то сверхъестественным, но тогда, в начале 90-х, это впечатляло. Помню, мы приехали к ним в гости, ему 5, он знает все страны (все, даже те, чьи названия кажутся бессмысленным набором букв), их столицы, крупнейшие города, водоёмы. Мой папа просит его нарисовать машины: "четвёрку", "семёрку", и малыш рисует их так, как нарисовал бы инженер, то есть, это больше похоже на чертёж, чем на рисунок, но на очень точный чертёж. Книги он "глотал", родители не успевали выписывать энциклопедии и художественную литературу, как сын со скучающим видом небрежно бросал книгу на стол: "Прочитал..."
В середине первого класса родителей вызвал директор школы, сообщил, что их ребёнку очень скучно учиться, а так же предложил, чтобы их сын отныне проходил в год по два класса. Предложение им, конечно, польстило, но, взвесив всё, они решили отказаться. Знаете, что было главным аргументом? Друзья. Они боялись, что у сына будет путаница в отношениях с людьми и он не сможет по-настоящему подружиться с кем-то из класса, если каждые полгода будет переходить из одного класса в другой. Через год-два они перевели его в лучшую школу города, чтобы он не скучал.
Тогда не было раскрученных методик, на этом никто не зарабатывал, просто в ребёнке был огромный интерес ко всему и родители его подхватили, решив, что раз эта «губка» так впитывает, то надо влить в неё, как можно больше. Недавно я прочитала книгу детского психолога Мурашовой "Ваш непонятный ребёнок", там есть один случай "в тему", когда родители вот такого же мальчика с супер-способностями обратились за помощью к ней же, они боялись навредить своему ребёнку и решили спросить, в какую сторону двигаться. Кроме того, их напрягала "безэмоциональность" мальчика: вроде всё понимает, но на уровне головы, а ничего не чувствует. Когда я уже училась в институте, приехала в гости к родственникам, тётя делилась со мной, что иногда ей кажется, будто сын ничего не чувствует: "Я его спрашиваю, ты хотя бы переживаешь? говорит, что переживает, просто внутри» - растерянно рассказывала тётя. Это не к тому, что мужчины более сдержаны, а к тому, что никогда нельзя было понять, что он чувствует.
Для меня он всегда был каким-то "чудом", но я не рассматривала его, как брата-друга и т.д. Мы и встречались-то редко, они нечасто ездили к нашей общей бабушке. Но в подростковом возрасте, налёт гениальности куда-то улетучился, мы стали чаще встречаться, сдружились, даже вели почтовую переписку! Он оказался просто замечательным, интересным, правда, по-прежнему, нельзя было сказать, что он чувствует, любит ли нашу бабушку так же сильно, хочет ли чаще приезжать в деревню. Он по-прежнему прекрасно учился, правда, художку бросил, но делал упор на учёбу, олимпиады. Родители были рады его достижениям. "Этот далеко пойдёт!" вот что они всё время про него говорили. Почему "этот"? Да потому что есть ещё и другой. Есть старший сын. Но он никогда такими успехами не отличался, интересы у него какие-то были "дурацкие" - театральный кружок! Родители посоветовали ему оставить это увлечение, тем более что сосед был актёром: "Хочешь такую же нищенскую зарплату? Посмотри, какой он чудик!". Перевели его в технический лицей, учился хорошо, но без интереса. А вместо театрального кружка он пошёл в карате, получил серьёзную травму головы, но всё обошлось. Это опять же не к тому, что не надо детей в карате отдавать. Недавно услышала такую фразу: "Если ребёнок заболел - значит ему это очень надо на подсознательном уровне". С карате отстали, понятно, но вот друзья не нравились... Запрещено было с ними общаться. Отношения между старшим сыном и родителями были ужасны, особенно с отцом. Но почему-то они продолжили делать в его судьбе только свой выбор. Выбрали ему замену армии - школу милиции, затем ВУЗ. Женился он, правда, по собственной воле, в 19 лет, видимо, испугавшись, что и тут могут "навязать".
Вернёмся к младшему. Он успешно закончил школу и поступил в лучший ВУЗ города, очень жалел потом, что не уехал учиться в Англию или Америку. Закончил ВУЗ. Там поработал, тут поработал. Я всегда была уверена, что он станет учёным или хирургом. ВУЗ он выбрал экономический. Ну, ладно, не хирургом... Сейчас он работает в такси. Я вот абсолютно ничего против такси не имею. У меня папа много лет проработал таксистом, потому что с детства бредил машинами, тогда, не имея собственной машины, где он ещё мог так тесно "общаться" с ними. К тому же, папа мой романтик и его всегда привлекали дороги, путешествия. Всегда его деятельность была связана с автомобилями, сейчас тоже. Но тут нет, не тот случай. Здесь человек пошёл на «лёгкие» деньги, таксует на своей машине, зарабатывает нормально, чего ещё надо?
Старший? там же.
В личной жизни не сказать, что счастливы, причём, оба. Родителей любят, конечно, но относятся весьма потребительски, совершенно не интересуются их делами.
Ещё вернусь к Мурашовой и её замечательной книге. Особенно к той главе, где родители потенциально гениального мальчика пришли к ней на приём. Как они расшевеливали его чувства, как направляли его способности в нужное русло, как они не стремились сделать из него вундер-кинда, успешного банкира и как вырос прекрасный человек.