НЕ ХОЧУ, НЕ БУДУ
Многие мамы жалуются на проблемы с аппетитом у своих детей. Что делать, чтобы эти проблемы не возникали вообще?
Правило 1. Никогда не заставляйте ребенка есть то, что ему не нравится.
У
детей часто возникает неприязнь к каким-либо продуктам. Как правило,
это чисто возрастное явление, и с годами проходит. Но если ребенка
насильно заставлять есть то, что ему не нравится, то у него может
возникнуть настоящая фобия, связанная с этим продуктом. Иногда это
остается на всю жизнь. Преодолевать неприязнь ребенка к продукту
силовыми средствами не только бесполезно, но и крайне вредно. Заставляя
ребенка есть то, что ему не нравится, вы не только закрепляете
отрицательный рефлекс, но и прививаете стойкую нелюбовь к еде вообще.
Так часто возникает проблема плохого аппетита.
Правильно
действовать так: исключить на время из рациона то, что не нравится
ребенку; а когда память об этом продукте потускнеет, можно иногда, как
бы случайно, подкладывать его ребенку. Если отрицательный рефлекс на
данный продукт нестойкий, то, повзрослев, он может начать его есть, а
если стойкий, то это может быть на всю жизнь. И ничего с этим поделать
нельзя. Смиритесь.
Правило 2. Сам процесс еды должен вызывать у ребенка положительные эмоции.
Большое
значение имеет то, в какой обстановке происходит завтрак, обед или
ужин. Взрослым на это время необходимо забыть о своих проблемах и
всячески демонстрировать ребенку, как им приятно кушать в такой хорошей
кампании, и как всё вкусно приготовлено. Постарайтесь в это время
улыбаться и друг другу, и ребенку. Он должен привыкнуть к тому, что
когда семья за столом, то в семье всё хорошо, и все любят друг друга.
Если ребенок раскапризничался, если вы его наказали, то не стоит в это время сажать его за стол. Пусть сначала успокоится.
За
общим столом постарайтесь не дергать постоянно ребенка. Поменьше
обращайте на него внимание, кушайте сами с аппетитом. Тогда, глядя на
других, ребенок сам начнет есть.
Обратите внимание на то, из
какой посуды ребенку нравится есть. Некоторые дети любят только свою
тарелку, чашку, ложку. Одни дети любят детскую посуду, а другим
нравится, чтобы наливали во «взрослые» тарелки, как у всех. Можно
приобрести детские тарелки с разными рисунками на дне и каждый раз во
время обеда предлагать ребенку, съев весь суп, угадать, какой рисунок
ему попался в этот раз.
Правило 3. По возможности завтраки, обеды и ужины должны быть в одно и то же время и для всей семьи одновременно.
Постарайтесь
регулярно собираться за столом всей семьей. Конечно, в будние дни это
сделать сложно, но нужно к этому стремиться. Желательно, чтобы утром
дети вставали примерно в одно время со взрослыми, и чтобы завтрак был
общий для всей семьи. Но если это затруднительно, то в будние дни хотя
бы ужинайте все вместе. В выходные же семейные завтраки, обеды и ужины
должны стать традиционными.
Правило 4. Перед приемом пищи ребенок должен испытывать чувство голода.
Желание
кушать – естественное чувство, а отсутствие аппетита у ребенка –
противоестественно. Последнее чаще всего возникает тогда, когда ребенок
не голоден. Поставьте себя на место ребенка: вы сыты, а вас заставляют
есть насильно. Как вам это понравится?
Чтобы ребенок испытывал чувство голода именно к тому моменту, когда его сажают за стол, необходимо:
а) стремиться завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время;
б) обеспечить ребенку между приемами пищи достаточную двигательную активность и прогулки;
в) не подкармливать ребенка между приемами пищи разными вкусностями.
Если
ребенок плохо кушает, если у него плохой аппетит, то пункт в) должен
стать обязательным. Пусть он между приемами пищи как следует
проголодается. И не надо в этом случае поддаваться на его просьбы дать
что-нибудь покушать, пока не настанет назначенное время еды. По своему
опыту знаю, что стоит пересилить свою жалость к ребенку и выдержать
характер всего несколько раз, как проблема плохого аппетита полностью
исчезает.
Правило 5. Если ребенок не доел свою порцию, не надо его ругать.
Спокойно
уберите всё со стола и скажите, что в следующий раз будем кушать во
столько-то. И постарайтесь это обещание выдержать. В крайнем случае,
если ребенок до назначенного срока будет сильно просить поесть, можно
дать ему немного не сытных фруктов: яблоко, грушу, апельсин.
Правило 6. Не накладывайте ребенку сразу много еды.
Часто
бывает так. Ребенка оторвали от игры, чтобы он покушал. В этом случае
он воспринимает еду как досадную помеху, мешающую продолжать игру. А
когда ребенок видит перед собой большую порцию, требующую больших затрат
времени, он естественно начинает капризничать.
Дайте сначала
ребенку небольшую порцию, дождитесь, пока у него разовьется аппетит, и
добейтесь того, чтобы он попросил добавки. Просьба добавки должна стать
привычной.
Правило 7. Еда должна быть вкусной и выглядеть должна аппетитно.
Выполнение
перечисленных правил вполне по силам каждым родителям. Но неуклонное их
выполнение обязательно принесет успех при условии, что и мама, и папа, и
бабушки с дедушками будут действовать согласованно.
И главное – всё это относится только к здоровым детям.