Сашка, Сашка...
Новые книги...что в кармашке?
Если спросить об этом Артёма, он ответит: "Шишки и шашки!"
Ну конечно, ведь у нас давно висит на стене бумажка с этой скороговоркой - уже и выцвела, и затрепалась. После знакомства со стихотворными опусами Незнайки Тёмка именно с нее начал повторный анализ наскальных настенных надписей.
А в этой книжечке на двадцати с лишним страницах рассказывается о разных затеях мальчика Сашки, которому мама на день рождения подарила синие штанишки с кармашками. И в этих кармашках чего только у Сашки нет! И гвоздики, и гаечки, и карандаш, и отвертка, и веревочки, и даже паровозик с корабликом - все это нужно Сашке для разных игр, которые он придумывает на ходу. Придумывает очень много, только жаль, что все перечисляемые автором игры и затеи не очень стыкуются с названием - ведь для всех этих придумок Сашке понадобилась только одна вещь, которая хранилась в кармашке - веревочка, вернее, несколько веревочек, все остальные вышеперечисленные богатства в действе не участвовали и нигде ни разу не пригодились, во всяком случае по тексту. Так что автор вообще ни разу не Чехов, чьи заветы в этом произведении совершенно не выполняются - книга просто напичкана ружьями, которые так и не выстрелили.
Заказывала книгу, когда отзывов вообще не было, втемную. Почитав, полистав, повертев книжечку в руках, я подумала, что дети это слушать не будут - слишком много действий, просто нагромождение их, причем буквально через два-три предложения, когда ребенок только попытается представить себе происходящее, ему уже предлагается следующий сюжет, который тут же мгновенно сменяется другим. Это даже мне показалось утомительным... Потом вспомнила медвежонка Снежка, подумала "пуркуа па?" кто их знает этих детей... и стала читать. Малышня, как и ожидалось, "спеклась" где-то на четвертом развороте и тихонько расползлась с дивана в разные стороны, едва мы добрались до середины. Темка героически пытался вникать в читаемое. Ему хотелось слушать, хотелось чтоб ему читали какую-то историю, но с этой справиться не мог.
Вообще, строго говоря, эта классически выполненная детская книга с крупным текстом и детскими иллюстрациями таковой вообще не является. Это не художественное произведение, а, скорее, план-конспект чем можно занять ребенка. Причем, исключительно для неленивых родителей. А больше всего это похоже на сценарий, потому что книге не хватает текстовых описаний, подробностей для того, чтоб ребенок мог представить себе происходящее, словом - не хватает видеоряда. Вот тогда бы малыш рассмотрел (представил себе) чем же Саша занимается и заинтересовался. Идеальный вариант - сначала поиграть с ребенком во все то, во что играл Саша, а потом начать читать книгу. Я думаю, что книга именно так и писалась - по воспоминаниям, типа сочинения "Как я провел лето". И за каждой строкой у автора и героя стоит целая история, которую они и вспоминают, перечитывая свою книжечку. А чтобы нам ее читать, надо накопить такой же багаж. И тогда книга станет близкой и любимой. Ее очень хорошо брать с собой в дорогу, на дачу, на отдых - при такой компактности масса вариантов и предложений. Предложение буквально в каждом предложении ))) И представляете, как здорово потом будет ее перечитывать! Сколько воспоминаний всколыхнется, сколько новых идей появится.
При всем несовершенстве (на мой взгляд) содержания, мне очень нравится исполнение - маленькая, довольно "толстенькая" (по сравнению с 3-4-листовыми книжками на скрепках) совершенно новогоднего мандаринового цвета. Мне даже чудится мандариновый запах, когда я беру ее в руки (еще бы - 30, 31 декабря, когда я разглядывала книги, на столе все время стояла ваза с мандаринами и тарелка со шкурками) Крупный четкий шрифт на белом фоне (меня очень напрягает разноцветный - глаза устают), а приятные детские иллюстрации на теплом оранжевом - так и хочется запеть: "Оранжевые мамы оранжевым ребятам оранжевые книжки оранжево жуют" )))
Ну и, собственно, книжечка:
Вот здесь, например - ребенок слышит слово - робот - все, он начинает представлять себе робота, но тут же - рельсы, шпалы, паровоз, вокзал, тупик... И опять метнулись назад к роботу, который уже куда-то идет, да еще это доктор, спешащий к малышу - это стенограмма бормотания ребенка в игре с мгновенными переходами от сюжета к сюжету. Но для другого это все - сущий бред, если он не погружен именно в эту игру и не видит декораций и общего плана, так сказать... Но это во мне опять включился злобный литературный критик )) ну его, идем дальше
А тут бы - поподробней про смешильный сок, о том, что случается, если его выпить, да хотя бы с маленьким диалогом, ведь одного только слова "смешильный" маловато для возникновения в воображении сюжета, нужны описания поподробней.