"Каждый должен сам проесть себе дорогу, как земляной червяк" Милорад Павич
Грызя гранит науки мы решили познакомиться с червями.
Тем более, что в сентябре, когда мы отмечали еврейский
Наше занятие о червячках мы решили уместить в рамки одного дня.
В общих чертах мы познакомились со строением дождевого червяка:
- Рассказали о том, что кольчатые черви состоят из сегментов, каждый из которых отделён перегородкой, что позволяет в случае ранения или травмы разделиться червяку на две отдельные полноценные особи (это своего рода один из способов размножения - вегетативное, бесполое);
- Черви не имеют легких и дышат всей поверхностью тела;
- Они также не имеют сердца и передвижение крови по сосудам осуществляется сократительными элементами, находящимися внутри самих сосудов;
- Кровь у червей - бесцветная или зелёная, у некоторых видов - красная;
- Рассказали о том, что у дождевого червя имеется на теле уплотнение в пределах нескольких сегментов - поясок, в котором происходит формирование коконов для будущего появления потомства;
- Дождевые черви - гермафродиты - одновременное наличие у особей как мужских, так и женских половых признаков. Ребёнку всё объяснили просто: про самцов и самок он у нас знает, а про червей мы сказали ему то, что каждый червяк это самец и самка в одном лице.
Поговорили немного о роли дождевых червей в природе:
- Они разрыхляют землю и обогащают её кислородом при этом практически не нанося вред растениям;
- Рассказали Менделу о пищевой цепочке, в которой черви занимают очень важное место, так как являются пищей для многих видов животных (ежей, лягушек, птиц).
Так почему же червяки всё таки вылазят после дождя?
- Ну, во-первых, когда все их подземные ходы затоплены дождевой водой, они чувствуют себя там не лучшим образом и вылазят на поверхность;
- Во-вторых, есть мнение, что червяки воспринимают звук дождя как приближающуюся опасность в виде крота, например, и, спасаясь, опять же вылазят наверх.
Естественно мы использовали эту тему ещё и для математики, художественных работ и др.
Например, помогли математическим червякам справиться с заданиями, а потом разукрасили одного из них в розовый цвет))
А вот небольшая пальчиковая разминка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на столе. Сгибая пальцы, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущего червяка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает.
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)
Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем руки ладонями вверх)
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
Материалы по теме можно скачать