Три вещи разрушают человека: обида, гордыня, злость .
Три вещи в жизни никогда не надежны: власть, удача, состояние.
1. У тебя ничего не получается — дай сделаю я!
2. Возьми, только успокойся!
Тяжело некоторым родителям выдержать многочасовое заунывное «ну пожалуйста, ну дай». Но, согласившись дать малышу то, что он просит, родители, сами того не желая, дают понять: нытьем и уговорами можно добиться всего, и мамино «нет» не стоит воспринимать всерьез.
3. Еще раз такое увижу — ты у меня получишь!
Как показала практика, дальше угроз дело не доходит. Ни мама, ни папа не осуществят наказание, а ребенок будет только напуган. Подобная фраза у детей вызывает лишь обиду и недоумение. Не пугайте своего кроху. Ребенок должен точно знать, чего стоит ожидать в том или ином случае. А внезапные срывы родителей ни к чему хорошему не приведут.
4. Я сказал(а) немедленно перестань!
Не стоит так резко говорить с малышом! Это же ваш ребенок! Если вы сорвались, лучше извиниться. Ребенок ведь обижается, чувствуя себя абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы «перестать» начинает протестовать — малыши плачут и капризничают, подростки молча уходят и замыкаются в себе. В общем, как ни крути, это фраза никак не поможет добиться желаемого.
5. Ты должен понимать, что …
У многих детей возникает защитная реакция на эту фразу и ее занудное продолжение. Малыш не понимает нравоучений и, не слушая вас, переключается на что-то другое. Хуже всего поучения воспринимаются ребенком, когда он взбудоражен, расстроен или разозлен. Помните, он тоже человек, у которого возникла какая-то «проблема», и в данный момент он озабочен ею, и никак не принимает ваши даже самые здравые и правильные рассуждения.
6. Мальчики (девочки) так себя не ведут!
Постоянно повторяя это, родители прививают ребенку определенные стереотипы. И во взрослой жизни выросший уже мальчик будет воспринимать собственную эмоциональность как что-то недостойное, а девочка — испытывать комплексы по поводу «неженской» профессии или недостаточно убранной квартиры.
7. Не расстраивайся из-за ерунды!
Возможно, для малыша это не ерунда! Вспомните себя в детстве! Да, ребенка может расстроиться, что ему машинку не дали или дом из кубиков рассыпался. Ведь в его маленьком мире именно машинка и домик — самое важное! Демонстрируя пренебрежение к проблемам ребенка, вы рискуете потерять его доверие и в дальнейшем не узнать о других, совсем не ерундовых проблемах своего малыша. [Это может быть очень опасно для ребенка, если он не расскажет, скажем, о наблюдающем за ним взрослом – Прим. М.Р.]
8. Побереги мое здоровье!
Нередко некоторые мамы говорят это малышам. Но поймите, рано или поздно все это перестает восприниматься всерьез, как в сказке про пастуха и волков. И на действительно плохое самочувствие мамы ребенок по привычке может не обратить внимания. Он подумает, что мама жалуется, лишь бы он перестал шуметь, прыгать, играть и т.д.
9. Нет, это мы не купим — денег нет (дорого)!
Тяжело объяснить малышу, почему не стоит покупать всё подряд. Но получается, если у мамы или папы будут деньги — можно купить в магазине всё! Малыш именно так понимает эту фразу. Не лучше ли сказать, мамы и папы: «такая игрушка у тебя уже есть», «шоколада много вредно». Да, объяснять всегда трудно! Но ребенок должен понимать, почему родители ему это не покупают.
10. У всех дети как дети, а ты…
…господнее наказание, неряха, растяпа и т.п. Не надо подобные ярлыки «вешать» на детей! Это понижают самооценку, и ребенок действительно начинает им соответствовать.
"Одно из главных различий в восприятии счастья взрослыми и детьми — это контроль времени. Взрослые часто жалуются на то, что им вечно не хватает времени, дети сталкиваются с иной проблемой. Как мать, я оказываю огромное влияние на то, как мои дочери, вернувшись из школы, распоряжаются своим свободным временем", — рассказывает американка Гретхен Рубин. И дает 2 самых гармоничных совета.
Охраняй свободное время своих детей!
Продумывая домашнее расписание Элизы на новую четверть, я буквально разрывалась: столько возможностей! Она могла бы изучать что угодно: от китайского языка до шахмат и виолончели. Подобные занятия могли бы быть приятными и полезными — в том числе, и при составлении будущих резюме! Подобно многим родителям, мы хотели дать нашим детям все, что только в наших силах. Нам повезло: мы можем отправить своих детей на любые курсы. Ну, а если Элиза не хочет этим заниматься? Мне, например, ужасно хотелось, чтобы она училась играть на пианино. Если когда-то и можно этому научиться, то только сейчас. Но Элиза не хотела играть на пианино. Может, заставить?
Из-за уроков фортепиано мы не раз ссорились с Элизой. Конечно, знакомство с классической музыкой, дисциплинированность и умение играть на фортепиано обогатило бы жизнь девочки. Инструмента у нас не было, но у родителей Джейми был рояль, а они жили совсем рядом — за углом. (Элинор сосчитала: ровно 106 шагов.) Моя свекровь Джуди обожает музыку. Я знала, что ей будет приятно, если Элиза будет приходить к ним и заниматься.
Я обсуждала уроки музыки со своими подругами.
— Когда чем-то занимаешься достаточно долго, то мастерство растет, и начинаешь получать удовольствие! — говорила одна.
— Может быть, — задумчиво ответила я. Действительно ли это так?
— Если родители не будут заставлять, дети бросят занятия. Я терпеть не могла скрипку, и родители позволили мне бросить. А теперь я жалею об этом.
— Думаешь, если долго что-то ненавидишь, то потом сможешь это полюбить? — удивилась я. — Со мной такого не случалось. Мне не кажется, что человек устроен именно так. Кроме того, мастерство приобретается практикой. Если тебе не нравится играть на скрипке, ты никогда не достигнешь такого уровня, когда занятия музыкой доставляют тебе удовольствие.
Подругу я не убедила, но это действительно было так: долгие часы сознательных репетиций — вот что отличает великих музыкантов от любителей.
Настойчивость важнее для мастерства, чем талант, потому что самый важный элемент истинного искусства — это готовность тренироваться.
Да, то, в чем мы преуспели, начинает доставлять удовольствие, но ни в работе, ни в игре гарантировать этого невозможно. Преуспеяние в чем-либо иногда скрывает за собой полную неприязнь к этому занятию. Я была вполне успешным адвокатом — и это замедлило осознание того, что мне следовало бы заняться чем-то другим.
— Но ведь если б ты действительно хотела играть на скрипке, — сказала я, — то могла бы брать уроки. Я знаю взрослых людей, которые учатся играть на музыкальных инструментах.
— Я не собираюсь учиться этому сейчас, — возразила она.
Ага, оказывается, очень легко сожалеть об усилиях, которые мы не захотели приложить в прошлом, но перспектива прикладывать аналогичные усилия сейчас кажется уже не столь привлекательной.
— Репетиции стимулируют дисциплинированность, — говорила мне другая знакомая. — А если репетиции тебе не нравятся, то они стимулируют дисциплинированность еще больше.
Я очень дисциплинирована, и считаю это качество чрезвычайно полезным. Но в то же время я вижу все риски самодисциплины. Я умею заставлять себя делать то, что мне не нравится. Но порой лучше было бы этого не делать. Самодисциплина ради самодисциплины — занятие тщетное. Как замечал Сэмюэль Джонсон: "Любые лишения, которые не приносят добра и не предотвращают зла, бессмысленны и пусты". Как бы то ни было, в школе у Элизы была масса возможностей воспитывать в себе самодисциплину. Следует ли продолжать ту же практику и дома?
Я понимала, что уроки фортепиано будут полезны, но, с другой стороны, я понимала и ценность свободного времени — особенно для детей! Важно даже то время, которое кажется потраченным бесцельно. Философ Бертран Расселл так вспоминал свое детство:
"Я привык бродить по парку в полном одиночестве, то собирая птичьи яйца, то предаваясь размышлениям о том, что есть убегающее время. Сколько себя помню, важные, определяющие детские впечатления прояснялись в сознании как-то мимоходом, когда я играл или занимался своими детскими делами, и старшим я никогда ни о чем таком не проговаривался. Полагаю, что минуты и часы стихийного насыщения жизнью, когда юному существу ничего не навязывается извне, и есть самые для него важные, именно тогда закладываются вроде бы поверхностные, а на самом деле жизненно важные впечатления". (Пер. Т. Казавчинской, Н. Цыркун).
Как типичный родитель типа А, я хотела, чтобы мои дочери использовали свое время максимально продуктивно. Но я также понимала, что полезные занятия не всегда кажутся полезными. Знаменитый звукооператор Уолтер Мурк вспоминал: "Сейчас, в 58 лет, я делаю в точности то, что восхищало меня в 11. Но я долгое время думал: „Звуки не могут быть настоящей работой. Может, стать геологом или преподавать историю искусств?“". Моя подруга всегда увлеченно играла с кукольными домиками, сейчас она — дизайнер интерьеров. Другая подруга долго училась на юрфаке, но гораздо больше ее увлекали видеоигры. В конце концов она бросила юриспруденцию и устроилась в компанию, производящую видеоигры. Что было для нее пустой тратой времени — игры или юрфак? Элизабет однажды со вздохом сказала:— Ах, если б в детстве я могла больше смотреть телевизор! И неудивительно — ведь она пишет сценарии телепрограмм! В детстве я выписывала цитаты из прочитанных книг в тетрадку, иллюстрировала их вырезками из журналов — именно этим я сегодня занимаюсь в своем блоге.
Многие считают, что детям нужно предлагать самые разные занятия, чтобы они могли развиваться разносторонне. Но действительно ли эти занятия развивают новые интересы, которых у детей нет? Не душим ли мы зарождающийся интерес в зародыше, заставляя ребенка заниматься тем, что ему пока еще неинтересно?
Родители хотят, чтобы их дети использовали время с толком и выбирали то, что сделает их счастливыми. Мы хотим обеспечить им надежное место в этом мире. Но я понимаю, что подобное стремление может быть и опасным.
— Тебе лучше стать профессором, адвокатом, бухгалтером, учителем, выйти замуж, — советуют родители. — Это менее рискованно.
Я знаю многих, кто вступил на безопасный, одобренный родителями путь, но впоследствии покинул его — добровольно или нет. Эти люди впустую потратили массу времени, сил и денег на то, что их никогда не привлекало. Теперь я сама мама и в полной мере оценила ту поддержку, которую оказали мне родители, когда я решила бросить карьеру юриста и стать писателем.
Но всегда ли мы знаем, что хорошо, а что — пустая трата времени.
Так что же нам с Джейми делать: настаивать на том, чтобы Элиза училась игре на рояле, или позволить ей поступить по своему усмотрению?
Может, Элизе понравится играть на рояле, если мы заставим ее брать уроки, а может, и нет. Может, она научится самодисциплине, а может, и нет. Но нужно учитывать и еще один фактор: цену, которую придется заплатить за эту возможность. Если рассуждать логически, любой выбор означает отказ от альтернативы. Час занятий игрой на рояле значит отказ от всех других занятий. Чем бы занялась Элиза, если б этот час был у нее свободным? Она узнает только в том случае, если мы позволим ей решать самой.
Мысли о будущем заставляли меня желать, чтобы Элиза накапливала багаж достижений с раннего возраста, но более разумная моя часть твердила: лучший урок детства — это понимание того, чем ты хочешь заниматься. Если б до поступления на юрфак я проанализировала то, чему посвящала все свое свободное время, то раньше стала бы писателем. Я не жалею о том, что сделала. Мне нравилось учиться и нравилась работа адвоката. Но этот опыт мог оказаться гораздо менее приятным. А кроме того, я могла бы никогда не набраться храбрости взяться за перо.
И детям, и взрослым случается не заниматься ничем особенным. И тогда мы сами выбираем занятие себе по душе.
— Взрослея, я страшно скучала, — вспоминала одна моя подруга, очень творческая особа. — Но, благодаря этому, у меня была чрезвычайно богатая внутренняя жизнь.
— Да, — кивнула я. — Скука тоже может быть важной. Именно в такие моменты понимаешь, чем тебе хочется заниматься.
После месяца споров мы с Джейми решили следовать правилу "Охраняй свободное время своих детей". Мы хотели, чтобы Элиза оставалась самой собой, даже если для этого придется отказаться от фортепиано. Мы хотели, чтобы свободное время стало для нее возможностью исследований и выбора.
Я полностью согласна с Монтенем:
"Самые прекрасные движения нашей души —
это наименее напряженные и наиболее естественные ее движения".
Чем же Элиза занимается в свободное время дома? Играет ли она в шахматы, делает ли химические опыты, пишет ли сонеты или организует благотворительные вечера в пользу приюта для бездомных животных? Ничуть не бывало. Она часами рисует или снимает себя на видео, а потом тратит массу времени на просмотр снятого. И неважно, нравится ли мне это, но она этим занимается.
— Ты не хочешь пойти на курсы видеосъемки? — спросила я. — Тебя научат монтажу, спецэффектам и всякому такому?
— Не-а, — покачала головой Элиза. — Я не хочу учиться с другими людьми. Мне нравится во всем разбираться самой и работать в одиночку.
— А книжку об этом почитать ты не хочешь?
— Очень!
Я купила ей книжку по видеомонтажу на "макинтоше". И книжку про Синди Шерман!
Мнение писательницы и мамы двух дочек Гретхен Рубин,
взято из книги "Счастливы дома"
1. Мама, а почему, когда ты уходишь в магазин, дядя всегда сажает меня себе на коленки и смешно меня щекочет?
2. Папа, а если меня попросили сохранить что-то в тайне, я же не должен никому про это рассказывать?
3. Бабушка, а почему на меня сегодня какая-то тётя долго смотрела, ведь это неприлично?
4. Дедушка, я ведь уже большой, раз меня сегодня утром добрый дядя на завтра в гости пригласил?
5. Мама, а почему в соседнем дворе горка выше, чем в нашем?
Во всех случаях нужно найти время для скорейшей беседы с ребенком. Лучше всего – сразу же. Скажите: «Какой интересный вопрос! Почему ты мне его задал? Ты такой наблюдательный! Молодец, что рассказал мне об этом! За твою наблюдательность тебе полагается приз – прогулка в магазин».
Потом принимаем решительные меры, аккуратно и последовательно:
- разбираясь с дядей;
- выясняя, кто там попросил ребенка сохранить что-то в тайне;
- выставляя постоянное наблюдение за детской площадкой в поисках тети;
- организуя «встречу» доброго дяди;
- узнавая, как ребенок мог сравнить две горки (скорее всего, без разрешения ходил в соседний двор).
Слушая Вашего ребенка, старайтесь слышать, что он Вам говорит.
Девочки, а у вас бывает такое: видишь книжку и сразу хочешь её купить, глядя только на картинки??? Когда случайно увидела это
Нет никакого научного подтверждения теории раннего развития!Не верите?
Честолюбивые мамы и папы уверены: чем раньше они впихнут в ребенка максимальное количество информации, тем скорее дитя сможет раскрыть свои истинные таланты, а там и до ласкающего слух слова "вундеркинд" рукой подать. Но поголовная потенциальная одаренность малышей — это, к сожалению или к счастью, всего лишь иллюзия, подпитывающая работу развивающих центров и продажу обучающих пособий для дошкольников. В научной литературе по психофизиологии, нейропсихологии и педагогике практически ничего не говорится о сверхспособностях младенцев, зато там можно найти данные о том, что у малышей запоминание информации носит механический характер (ребенок никак не анализирует материал). Такая организация памяти, безусловно, позволяет детке выучить не только примитивные считалочки, но и, например, времена английских глаголов или несколько поэм Пушкина. Мозг малыша оказывается забит невероятным количеством информации, классифицировать которую ребенок не в состоянии, и в результате в голове у маленького знайки возникает чудовищная путаница, которая, во-первых, мучительна для него самого, а во-вторых, может запросто привести к неврозу. Чтобы избежать подобных "перегрузок", важно заранее узнать о "побочных эффектах" и "противопоказаниях" современных развивающих методик и систем."Обучение чтению с рождения!", "Английский для грудничков!", "Математика для эмбрионов!" — сегодня подобными формулировками никого не удивишь. Идея о том, что мозг малыша до 5 лет способен переваривать неограниченное количество информации, вдохновляет пап и мам на бесконечные интеллектуальные искания. И только очень немногие родители знают, что никакого научного подтверждения этой теории не существует. Мы не призываем вас полностью отказаться от раннего развития, но и чрезмерно увлекаться им тоже не стоит, ведь вреда в этом деле может быть едва ли не больше, чем пользы.
Система Монтессори
Основные принципы. Главная задача методики — создать благоприятные условия для саморазвития ребенка, девиз — "Помоги мне сделать это самому!". Роль педагога в этой системе состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ученика. Особое внимание уделяется организации развивающей среды с помощью "Монтессори-материалов", которые находятся в разных "специальных зонах" помещения. Так, в "зоне реальной жизни" ребенок учится одеваться, вырезать и раскрашивать, а в "зоне сенсорного развития" изучает размер, форму и цвет предметов. Карапуз сам выбирает место, где он сейчас будет играть, и материал, с которым хочет работать. Педагог в течение 2-3 минут показывает, что можно делать с заинтересовавшими малыша предметами, а дальше детка должен орудовать самостоятельно.
Побочные эффекты
Пожалуй, самым спорным тезисом методики Монтессори является утверждение, что только сам ребенок точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Предоставьте наследника самому себе — и вы увидите, как он начнет совершенствовать вкусовое восприятие, поедая конфеты, и оттачивать зрение и слух с помощью телевизора.
Другой тезис Монтессори гласит: "До 6 лет ребенок строит свой разум, а после 6 активно осваивает культуру". Это утверждение противоречит современным данным о механизмах детского психического развития. Формирование интеллекта и впитывание культурных норм идут параллельно, а "строить свой разум" дети продолжают до 9-12 лет — возраста, когда, по наблюдениям нейрофизиологов и нейропсихологов, завершается формирование представлений о пространстве.
Монтессори указывает слишком позднюю возрастную границу для завершения сенсорного развития детей — 5,5 лет. На самом деле способность ребенка различать палитру зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений заканчивает свое формирование к 3 годам. Дальше малыш просто учится строить свою жизнь на этой платформе.
Благодаря Монтессори в народ ушла идея о том, что совершенствование мелкой моторики способствует развитию речи. Родители щедро рассыпают перед молчаливым чадом гречку, которую он должен перебирать пальчиками, и, затаив дыхание, ждут, когда же, наконец, малыш заговорит. Однако игры на развитие мелкой моторики стимулируют лишь артикуляцию, но никак не влияют на формирование других компонентов речи: звукового анализа, грамматического оформления и смыслового наполнения.
Если у наследника вместо сердца не просто пламенный мотор, а реактивный двигатель, это потрясет основы системы Монтессори. Поправ принцип невмешательства, педагог будет вынужден гоняться за юным исследователем по всем "зонам" и ловить свистящие в воздухе "материалы".
Главными понятиями в отечественной педагогике и психологии являются "зона ближайшего развития" и "совместная деятельность со взрослым". То есть задания, предлагаемые ребенку, должны быть всегда чуть сложнее тех, которые он уже может сделать самостоятельно, Помощь взрослых в такой ситуации малышу необходима — на этом принципе построено все традиционное школьное и вузовское обучение.
В системе Монтессори уделяется мало внимания творчеству, ролевым и спонтанным играм. То есть тому, на что имеет полное право каждый нормальный дошкольник.
Показания к применению
Самое ценное в системе Монтессори — это собственно Монтессори-материалы. Вы нигде больше не найдете такого количества игрушек, закладывающих представления о форме, цвете, количестве и прочих нюансах восприятия мира. Но при их выборе лучше не столько полагаться на интерес ребенка, сколько исходить из пробелов в его знаниях. Непоседливым и тем более гиперактивным детям полезнее заниматься вместе с мамой или индивидуально с педагогом. А вот если ребенок ходит в сад, работающий по системе Монтессори, то в свободное время имеет смысл уделять больше времени ролевым играм и чтению сказок.
Кубики Зайцева
Основные принципы. Методика предназначена для обучения чтению с 2 лет. Материалами служат таблицы, разные виды кубиков и музыкальные записи, под которые ребенок пропевает "склады". "Склады", в отличие от слогов, — это части слов, наиболее приближенные к живой артикуляции; "ба-бу-ш-ка" вместо "ба-буш-ка". Таблица с написанными складами вешается на стену, а под ней располагается полка, на которой составляют слова из кубиков. Взрослый показывает указкой склады, а малыш ищет подходящие кубики. Кубики различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", "белые с зелеными знаками препинания"), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками) и звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Все эти особенности обеспечивают непроизвольное запоминание складов, определение их мягкости, твердости, глухости или звонкости.
Побочные эффекты
По правилам, нижний край "зайцевской" таблицы должен располагаться на высоте165-170 см от пола. Предполагается, что таким образом ребенок избежит нарушений осанки, если будет работать стоя, с поднятой головой. А теперь представьте себе двухлетку, который по доброй воле будет следить за указкой, находясь в такой позе.
Когда речь заходит об обучении чтению детей 2-3 лет, возникает вопрос: зачем так торопиться? То, что такой кроха освоит за год, пятилетний ребенок сможет выучить за месяц. Хотя, конечно, если перед родителями малыша стоит задача сразить наповал всех знакомых мам с окрестных площадок или порадовать свекра-академика, кубики Зайцева просто незаменимы.
В 2-3 года у ребенка особенно интенсивно развиваются височные отделы левого полушария головного мозга, "ответственные" за звуковой анализ речи. В таком возрасте приучать наследника ориентироваться на зрительную информацию при восприятии слов — значит нарушать естественный ход его развития.
Привычка делить слова на пресловутые "склады" не находит поддержки у учителей начальных классов, выражающих свой протест единственным доступным им способом — двойкой в дневнике.
Из-за отсутствия навыков звукового анализа у ребенка в школе возникают трудности при разборе слова по составу (выделении приставки, корня и т.д.) и в фонетическом разборе с написанием транскрипции. Приходится переучиваться, а это, согласитесь, очень непросто.
Показания к применению
Кубики Зайцева дают возможность освоить чтение детям с задержкой психического развития (ЗПР), общим недоразвитием речи (ОНР), алалией, аутизмом и другими психо-неврологическим проблемами. Что же касается их здоровых сверстников, то им лучше использовать кубики Зайцева не для обучения чтению, а в качестве дополнительной развивающей игры. Частое пропевание "складов" сделает речь чище и отчетливее, а работа с кубиками расширит словарный запас, подстегнет поисковую активность и улучшит избирательность зрительного восприятия.
Вальдорфская педагогика
Основные принципы. В отличие от предыдущих методик, вальдорфская педагогика выступает против ранней интеллектуализации детей и ориентируется на воспитание воли и чувств малыша. Сия благая цель достигается отказом от телевизора и играми с недоделанными деревянными игрушками — например, безглазыми лошадками. Отсутствие важнейших деталей на лошадиной физиономии будит фантазию малыша и побуждает к усовершенствованию игрушки. День воспитанника вальдорфской системы разделен на три части: духовную (свободная игра), душевную (музыка и "эвритмический" танец, где каждый жест соответствует звуку речи) и креативно-практическую (лепка, рисование, шитье и т.д.). При этом ребенка не обучают — он познает мир опытным путем, подражая окружающим взрослым и детям. Вальдорфцы полагают, что после 12 лет, впитав знания об окружающем мире, ребенок начнет демонстрировать потрясающие успехи в интеллектуальной области.
Побочные эффекты
Пребывая в обществе деревянных чурбачков и глиняных плошек, малыш лишается целого пласта современной детской культуры, в которой, наряду с минусами, есть много-много плюсов.
За "эвритмические" танцы и стремление ритуализировать все сферы жизни ребенка противники вальдорофских садов и школ называют их сектами.
Поскольку ребенок получает все знания самостоятельно, они оказываются крайне несистематизированными.
Следование идеям вальдорфской педагогики накладывает определенный отпечаток на жизнь всей семьи. Это касается проведения досуга, питания, выбора круга общения.
Хотя официально школы не требуют от первоклассников умения читать, считать и писать печатными буквами, на собеседовании больше всего внимания уделяется именно этим навыкам. Если ваш малыш виртуозно вырежет свистульку из деревянной палки, но при этом не сможет сложить буквы в слово, он вряд ли произведет нужное впечатление на учительницу.
Показания к применению
Приверженцы вальдорфской педагогики безусловно правы в том, что быт, окружающий современного ребенка, слишком автоматизирован и далек от природы. Погруженность в народное творчество действительно помогает детям научиться соотносить научные знания с практическим опытом. Также вальдорфская система позволяет развить музыкальные способности даже у тех детишек, на чьих ушах потопталось целое семейство медведей.
Метод Глена Домана
Основные принципы. Врач-нейрохирург Доман разрабатывал свою систему для развития и реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. С помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать "резервные" клетки головного мозга, чтобы они взяли на себя функции поврежденных. В результате Доман сформулировал свой главный тезис: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. Тут-то малышня и попала в цепкие руки адептов ранней интеллектуализации. Теперь вместо зайцев и водяных пистолетов ребенок вынужден "играть" со специальными карточками, на которых написаны слова или наклеены изображения растений, животных, планет и исторических деятелей. Карточки разделяются на тематические серии, а затем — в течение дня — их показывают карапузу: предполагается, что таким образом родитель загружает в мозг сына или дочки "биты" информации.
Побочные эффекты
Глен Доман сделал неверный вывод из своего главного закона. По его мнению, чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Случаи нервного перенапряжения из-за избытка информации опровергают это утверждение.
Занятия по Доману требуют от родителей полной отдачи, на уровне "уволиться с работы, нанять помощницу по хозяйству и полностью посвятить себя изготовлению карточек".
Предполагается, что ребенок спокойно сидит на месте и послушно внимает новым знаниям. Каждая карточка предъявляется на 1-2 секунды, Давать их карапузу в руки и отвечать на его вопросы нельзя. Малыш должен как бы "фотографирофировать" взглядом карточку, а потом — в состоянии покоя — переваривать полученную информацию. Такая теория противоречит всем современным представлениям о зрительном восприятии как об активном и длительном процессе: ребенок должен успеть сопоставить изображения между собой, определить, знает ли он вообще, что на них нарисовано, да еще и соотнести их со сферой своих интересов. Успеть сделать все это за 2 секунды невозможно.
Подписи к картинкам слишком коротки для того, чтобы дать детям полное представление о том, что они изучают. Такой аскетизм затрудняет развитие речи, не учит воспринимать длинные тексты, анализировать их и самостоятельно добывать информацию.
Показания к применению
Метод Домана лучше всего подходит для той цели, ради которой он, собственно, и был создан, — реабилитации малышей с тяжелыми поражениями ЦНС. Здоровым детям карточная система может пригодиться лишь в школе или в тех случаях, когда необходимо механически заучить большой объем информации: например, иностранные слова с переводом, даты исторических сражений и т.д.
Несмотря на то, что различные методики раннего развития сохраняют свою популярность в течение последних 25-30 лет, за это время почему-то так и не увеличилось количество гениев. Проаналиизировав биографию семерых никитинских детей, можно сказать лишь о том, что они смогли получить хорошее образование и найти достойную работу, а это вполне под сипу человеку, воспитывавшемуся по классической "советской" методике.
Система Никитиных
Основные принципы. Пробежаться босиком по хрустящему утреннему снегу, сделать "подъем переворотом" на турнике домашнего спорткомплекса и, немного перекусив, приняться за решение головоломки. Игры Никитиных представляют собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов и деталей конструктора. Задания расположены в порядке возрастания сложности, при этом наследнику нельзя объяснять ни способ, ни порядок их решения. Если ученик не может справиться с головоломкой, нужно вернуться к более легким заданиям или временно отложить игру.
Побочные эффекты
Любое вмешательство в деятельность ребенка воспринимается как нарушение свободного творческого процесса. Система Никитиных ориентирована, прежде всего, на семейное воспитание, отсюда и ее структура — чтобы рационально организовать время, лучше занять всех детей головоломками, чем работать с каждым индивидуально.
Если ребенок не может выполнить задание, предполагается, что оно характеризует "потолок" его развития на сегодняшний день, и нужно просто подождать, когда этот самый "потолок" немного поднимется. Получается, что, если первоклассник вдруг не сможет написать правильную закорючку, это дело лучше отложить до второго класса — идея, может быть, и хорошая, но в условиях нашей школы, увы, совершенно невыполнимая.
Предполагается, что если решение головоломки предстает перед ребенком в виде рисунка или сооружения из кубиков, это позволяет ему самому проверять точность выполнения задачи. Непонятно, правда, что делать в том случае, если малыш не заметал своих ошибок.
Как и во многих других системах раннего развития, рисованию, лепке, ролевым играм и чтению в методике Никитиных внимания практически не уделяется. А ведь именно эти занятия напрямую отвечают за развитие творческого мышления: они стимулируют работу правого полушария головного мозга, "ответственного" за принятие нестандартных решений, в то время как головоломки знакомят ребенка с различными типами алгоритмов.
Показания к применению
Из системы Никитиных полезно перенять их подход к спорту и закаливанию детей, опустив некоторые радикальные приемы вроде ходьбы по снегу или подниманию тяжестей. Что касается развивающих игр, то при их использовании лучше злостно нарушать правила, установленные авторами. Помогите ребенку сложить замысловатый узор, покажите, как конструкция из кубиков соотносится с чертежом, и вместе посчитайте количество деталей. Поскольку большая часть "никитинских" игр направлена на развитие пространственного мышления, их необходимо дополнить заданиями на развитие речи.
Раннее обучение языкам
Основные принципы. Ребенку создаются условия для непроизвольного копирования иностранной речи, ведь именно так он осваивает родной язык. Никаких правил грамматики, тренировки произношения и прочих заучиваний диалогов о погоде! Малыш погружается в мир стихов, сказок и песенок и незаметно для себя осваивает лексику, сопровождающую подвижные игры. Считается, что чем младше ребенок, тем больше у него шансов овладеть иностранным языком в максимально возможном объеме. Педагоги и родители стараются следовать правилу воспитания билингвов (детей, для которых два языка являются родными): "Один язык — один родитель". Поскольку не у всех имеется дома папа-англичанин или мама-француженка, ребенку нанимают няню, которая разговаривает с ним только на иностранном языке.
Побочные эффекты
Практически все дети, изучающие иностранный язык с раннего детства, проходят стадию смешения языков.
Например, ребенок может попросить: "Дай мне ball", потому что "ball" произносится легче, чем "мяч". При тщательном контроле за речью малыша это быстро проходит.
Все дети имеют разные способности, в том числе и лингвистические. Даже воспитываясь родителями разных национальностей, ребенок может испытывать трудности в освоении одного из языков.
Вот наиболее распространенные из них:
- два языка относятся к разным сферам употребления, поэтому словарный запас каждого из них ограничен (например, если в садике ребенок говорит на русском, а дома объясняется по-французски, то русский язык будет ограничен садовской лексикой, а французский — бытовой);
- на одном из языков ребенок не умеет читать, писать, не знает правил грамматики;
- языки по-разному эмоционально окрашены для малыша, что отражается на их выразительности;
- произношение имеет "усредненный" характер;
- малыш применяет стратегию смешения языков в общении, если знает, что собеседник сможет его понять;
- у детей при отсутствии практики утрата одного из языков происходит гораздо быстрее, чем у взрослых.
Показания к применению
Специалисты рекомендуют регулярно использовать каждый из изучаемых языков во всех возможных сферах жизни. Ребенок должен научиться понимать не только бытовую лексику, но и юмор, сленг, современные обороты, научную, политическую и экономическую терминологию. Если обучение второму языку не было начато до года, лучше подождать до 4-5 лет, пока у чада не сформируется правильное произношение звуков родной речи.
Многие родители начинают учить 2-3-летнего ребенка иностранному языку, надеясь, что вслед за развитием лингвистических способностей "подтянутся" и другие таланты. Однако если обратиться к статистике, можно увидеть, что около трети наших соотечественников являются билингвами, одинаково хорошо владеющими национальным и русским языками. К сожалению, далеко не всех из этих людей можно назвать интеллектуалами и никаких данных о совершенных ими гениальных открытиях пока не поступало.
Статья предоставлена
Да, вот такие мы разные. На этой фотке очень хорошо видна разница в поведении и мировосприятии моих девчонок. Аня - фея, летает в облаках своих мыслей, чувств, эмоций, а Ева - реалист, самостоятельный прагматик, и уверенный "отстаиватель" своих намерений и желаний))))
Как сегодня привить ребёнку любовь к чтению? Наши детки растут в эпоху компьютерных технологий, телевизоров, DVD-проигрывателей и приучить их к чтению книг совсем не просто. Но… возможно. Начинать читать книги малышу можно ещё до его рождения, а с того момента как малыш родился, здорово, если вы будете читать ему книжки каждый день. Пусть карапуз ещё не понимает слов, но он чувствует мамин голос, видит ласковую улыбку и будет принимать чтение как неотъемлемую часть вашего общения.
Ребёнок должен
расти в окружении книг, которые манят своими разноцветными корешками
заглянуть в этот необычный мир слов. Мир, который открывается каждому
по-своему, который будоражит воображение, играет с нашей фантазией,
пробуждает воспоминания и заставляет мыслить, рассуждать, анализировать.
Завлекайте, зачитывая яркие фрагменты, интригуйте, останавливая чтение на самом интересном месте, читайте ярко в образах и переходите на шепот, чтобы замирало дыхание, и тогда вы подарите своему ребёнку этот самый важный, самый таинственный и бесценный ключ, который позволит им заглянуть за горизонт.
Каждый из нас помнит это словосочетание: сочинение -рассуждение. В школе кто-то нервно грыз карандаш, кто-то щёлкал ручкой, пытаясь сосредоточится, ............ да? было?))) Сегодня я предлагаю вам написать сочинение (рассуждение будет позже). Всё очень просто:размер - на ваше усмотрение, орфография - значения не имеет. Представьте вашего ребёнка (не важно сын или дочь) , представьте, что ему 16, а теперь 20, а теперь столько, сколько вам Опишите идеальную жизнь вашего сына или дочери. Какой вы видете его жизнь? Какие у него увлечения, хобби? Как он следит за своим здоровьем? Какие у него отношения? Занимается ли ваш ребенок личным развитием (каким?), физическими упражнениями (какими)? Сколько времени он проводит на работе, а сколько посвящает себе? Сколько времени он проводит со своей семьей? все это описывайте, представив, что вашему ребенку столько же лет, сколько вам сейчас. Пишите искренне и так, как вы хотите видеть жизнь своего ребенка на самом деле. Прежде чем читать дальше, сделайте описанную часть упражнения. Перепишите получившийся текст о своем ребенке, поместив на место ребенка себя. Прочтите описание своей идеальной жизни и оцените, насколько ваша реальная жизнь соответствует писанной по десятибалльной системе. Задумайтесь, есть ли возможность привнести в вашу жизнь что-либо из описанного. Самый эффективный способ сделать близких счастливыми – это быть примером, а не сводом правил счастья не-для-себя. |
Далеко-далеко, на берегу моря жил Мастер. А мастером он был в гончарном деле. И не было ему равных в изготовлении кувшинов. Одни кувшины были для хранения вина, другие для воды, третьи для молока. И для каждого случая гончар использовал различные смеси глины. В таких кувшинах вода не протухала, вино не портилось, молоко не прокисало. В этом и состоял секрет его мастерства. Однажды на базаре гончар увидел нечто с прекрасным ароматом. Это было розовое масло. Никогда прежде у него не было такого необычного продукта. Ни один из прежних его кувшинов не был способен сохранить аромат масла. И тогда гончар сделал новый кувшинчик и назвал его Себастьян. Мастер налил в него розовое масло, и Себастьян присоединился к семье кувшинов, которые жили у Мастера. Аромат масла разливался по всей комнате, где жили кувшины. Он был таким восхитительным, что другие тоже захотели, чтобы в них хранился этот удивительный эликсир. Они стали жаловаться кувшинчику, что их не ценят, что их жизнь однообразна и скучна. И попросили Кувшин поговорить с Мастером. Себастьян очень хотел помощь собратьям, хотел быть принятым в семью и пошел навстречу. Он поговорил с Мастером: - Дорогой Мастер, пожалуйста, храни розовое масло не только во мне, но и в других кувшинах. - Я не могу этого делать. - Ну почему? - Потому что у каждого кувшина свое предназначение. Оно не хуже и не лучше, чем у остальных. Каждый сосуд был изготовлен так, чтобы смог выполнять свое предназначение наилучшим образом. Я люблю и ценю каждый кувшин вне зависимости от того, что в нем храню: воду, молоко или вино. Кувшинчик передал слова гончара, но ему не поверили. В его собратьях появилась зависть и злость. Теперь они уже не приходили к нему жаловаться на свою горькую судьбу, они злословили и обвиняли. - Ты счастливчик. В тебя наливают розовое масло. Почему ты?! Почему тебе досталось такое предназначение, а не нам?! Ты просто лицемерный, хитрый обманщик. Ты во всем угождаешь Мастеру, и поэтому он к тебе благосклонен. Себастьян снова обратился к гончару с той же просьбой, и в ответ услышал, что и прежде. Тогда он сказал: - Храни и во мне воду, вино или молоко. - Я не могу этого делать,- проговорил гончар, - эти продукты пропадут в тебе. В тебе можно хранить только розовое масло. Я ценю и уважаю все кувшины. Кувшин передал и этот разговор. Но ему опять никто не поверил. Зависть собратьев переросла в ненависть, и нашему герою тяжело стало жить. Он проклинал себя за то, что родился таким, Мастера за то, что он такой упрямый и не хочет ничего понимать. И решил отказаться от своего предназначения. - Мастер, моя жизнь безрадостна, по твоей милости мне завидуют и ненавидят. Я больше не хочу хранить масло. И если ни к чему другому я не приспособлен, то пусть лучше буду стоять пустым. - Милый Себастьян, это не из-за меня твоя жизнь безрадостна. Я наливаю в тебя чудеснейший эликсир. Ты почти всегда полный, до краев. Ты просто недостаточно любишь себя. Терпи, учись любить то, что ты есть, и злость, зависть других со временем уйдут. - Нет, не уйдут. Я не хочу так больше, мне одиноко и больно. А если буду пустым, меня примут, начнут любить. Я стану счастлив. - Ты ошибаешься. Но наш герой настаивал на своем, и гончар сдался. Он перестал наливать в него розовое масло. И кувшинчик стал пустым. Он оставался пустым и год, и два, и три, … На него перестали злиться, обижаться, злословить. Даже стали приглашать в гости, но любви, которой так ждал Себастьян, так и не было. В его пустоте поселились тоска, уныние, печаль. Потом заглянули обида и злость, да так и остались. Как-то к нему снова пришел Мастер. - Милый мой Кувшин, как твоя жизнь? Ты счастлив? - Ах, Мастер, почему то сейчас я чувствую себя еще более несчастным, чем в то время, когда хранил масло. Тогда мне было тяжело, но я был наполненным, и это меня согревало. А сейчас мне холодно. - Может, ты снова начнешь делать то, что делал раньше? Себастьян задумался. Но страх опять испытать гнев, ненависть со стороны своих собратьев был выше того уныния, которое он испытывал сейчас. И он отказался. Прошло еще сколько-то лет. Однажды утром кувшинчик понял, что умирает, но не от старости. И тогда желание жить победило страх осуждения, отторжения. Он позвал гончара и сказал: - Наполни снова меня маслом. - Ты слишком долго был пустым,- ответил тот. В тебе сейчас много горечи. Она испортит масло. - Неужели ничего нельзя поделать?! - вскричал Кувшин. - Можно. Но сначала надо убрать горечь и уныние из тебя. Это будет больно и не быстро. Ты готов? - Да, готов. - Хорошо. После этого я налью в тебя немного масла. Через полгода еще немного. И только через 3 года ты станешь прежним. Дальше произошло все так, как сказал Мастер. Через три года Себастьян снова стал прежним. Кувшины первое время злословили, изливали свою ненависть, но наш герой был непреклонен и не обращал на них внимание. В конце концов, они успокоились. Себастьян, выполняя свое предназначение, обрел счастье, радость, полноту жизни. Он стал любить и уважать то, что он есть, и для чего. Глядя на него, другие кувшины тоже стали учиться любить и уважать себя. Мастер был счастлив, потому что его творенья, в которые он вкладывал душу, обрели понимание: нет плохих и хороших предназначений, и что очень важно выполнять то, для чего ты создан. |