Двухлетние умелки
Писала-писала про Васин ДР, а отчитаться об успехах и достижениях, как это принято, забыла. Да и неважным это кажется теперь, была бы здорова и радостна... Это как же наплевательски я буду к развитию третьего ребенка относиться, страшно подумать!) 
Тем не менее, итоги двух лет радуют неимоверно. Такое впечатление, что Васька все умеет и все знает сама, учить ее надо постольку-поскольку, а знания и навыки она черпает из окружающей атмосферы, воздуха, жизни большой семьи, примеров всех вокруг... Так растить ребенка мне нра гораздо больше, чем развлекать постоянно одно-единственное чадо, устраивать "тематические недельки" и жить постоянно интересами дитяти. Вот сейчас уехала старшая Маруся на море с бабушкой-дедушкой, разъехались взрослые мальчики - боже, как скучает Вася! Уж я с ней и тем, и другим позанимаюсь, и побеситься пытаюсь, и веселю ее - а все же что-то не то. У них, у детей, уже сложился свой мир, свои отношения... С взрослыми, пусть самыми близкими и любимыми, играется не так. И я устаю с одной Васькой гораздо больше, чем с ними двумя, ну это понятно и предсказуемо было - все-таки помощи от Маруси очень много.
Так вот, про итоги. Разговаривает дочь прекрасно, развернутыми предложениями, яркими образами, разумней меня иногда. Возмутилась сегодня утром, что я ее огромный, закрывающий все пузо нагрудник для кормления "слюнявчиком" обозвала. Это ж, говорит, разве "слюнявчик"??? Это, мама, целый СЛЮНЯВ!!! И правда, к чему там уменьшительный суффикс?)
Еще из детско-филологического: "иду куХать". Чего это куХать, а не кушать, Вась, ты же "ш" прекрасно произносишь? - Так ведь я иду на куХню, значит, куХать!)
Речь служит нам не только для необходимых коммуникаций, но и для достижения своих далеко идущих хитрых целей. Кормим, например, во дворе бездомную кошку. Насыпали корм, отошли, внимательно слежу, чтобы не трогала блохастую гостью. А ее прямо тянет к кисе поближе, в морду заглянуть. Пошли уже, говорю, пусть есть спокойно! - Ой, мамочка, я ж ей забыла "приятного аппетита" пожелать! - Ну ладно, беги... и пошли уже! - Ой, а я ей " кушай на здоровье" не сказала! - Хорошо, иди скажи, только не лезь близко, Бога ради! - Ага... ой, а я еще не спросила, вкусно ли ей?... Так и просидели возле кошки битых полчаса, мама вся на нервах, что лишай какой-нить подцепим)))
Ну, и по мелочи - цвета знаем, многие буквы, счет до пяти четко... Зверей-птиц, само собой. Всякие дачные растишки, включая льнянку и тысячелистник) Тоже со своей колокольни, кстати - упорно отказывается черноплодку черноплодкой называть. Это, грит, Черная Плодка. Ну, как Черная Смородина. Логично вообще-то - мы ж не говорим "черносмородинка") Легко и с удовольствием лепит колбаски-шарики, любит приплющить и размазать что-нить в книжице вроде "Школы семи гномов". Витуозно держит кисточку и карандаши - сразу как взрослая, тремя пальчиками, и изящно водит кистью) Правда, рисует все больше каля-маля и тучи (ожесточенно пошуровать темным цветом - вуаля, туча готова, ребенок горд собой), но вот сегодня нарисовала море, солнце (даже с лучами во все стороны) и рыбок. Покажу потом, и в рамочку, в рамочку! С сортерами разбирается вроде. Пирамидки строит, но любит по-своему больше, не по порядку. Бегает-прыгает. Задирает в подражание Марусе толстенькую ножку высоко-высоко и кричит: "Балет!!!") Из той же оперы - полумостик и почти-шпагат, сестра научила. Велики всякие еще не пробовали. Спорткомплекс домашний очень любит, виснет там всячески...
Не любит разговаривать с незнакомыми, стоит букой, не торопится демонстрировать свои знания. Может потом разговориться, когда доверием проникнется к собеседнику. Может долго-долго молча наблюдать за игрой старших детей или компаний на площадке, не вливаясь в коллектив. А иногда по настроению - сама там верховодит. Договариваться и делиться в принципе умеет, но маме надо бдеть все же поблизости)
Но самое-самое главное, что меня радует в младшей дочери - это ее способность выйти с утра из дачного домика, вдохнуть прохладный воздух и выдохнуть : "Как хорошо-о-о-о!" Так забавно это от двухлетки слышать) Вроде как она уже не просто впитывает, а сознательно оценивает окружающую жизнь, и оценивает ее - на твердую пятерку!)))