Детская площадка. Этюды о детской жадности
Страшно сказать, сколько времени провожу я, взрослый человек, на детской площадке) И сколько всего я там вижу. Сегодня мне захотелось поразмышлять над важнейшими "площадочными" вопросами: стоит ли делиться игрушками и как это делать? Как не прослыть жадиной, как понравиться окружающим и легко завести друзей? Ну просто Дейл Карнеги для начинающих)
Я очень и очень хочу рассказать о нашем опыте, не претендуя, конечно, на его исключительность и истинность - это просто наш опыт и он положительный: Ник спокойно делится игрушками (а если нет, я всегда могу распознать внутреннюю причину и проговорить ситуацию), легко знакомится с детьми и не переживает, когда кто-то не делится своими игрушками. Итак, как мы дошли до жизни такой.

1) Есть такой хороший принцип, касающийся отдыха в Индии, почерпнутый мной из всем известной книги "Есть, молиться, любить": ничего не трогай, кроме себя. Этот принцип применим ко всему, и особенно - к другим детям. Да, иногда хочется поучить другого ребенка или его маму. Что-то сказать, что-то пресечь. Но в действительности нужно понять всего одну вещь: мир так не изменить. Можно подать хороший пример, можно освещать этот мир своими прекрасными поступками, и люди потянутся к твоей идее. Например, к идее щедрости. Но заставить их быть щедрыми другим путем - нельзя. Я не боюсь, что мой ребенок будет жадным, потому что все вокруг жадные. Я предложу ему сделать первый шаг.
Как это работает на практике? На практике мы всегда берем с собой целый мешок игрушек. И его состав крайне важен, потому что он собирается для всех типов детей, которых мы встретим. Это
- любимая игрушка Никиты для него и только для него (и при попытках меняться я сразу отправляю всех порыться в других игрушках, говоря, что эту он уже выбрал для себя)
- что-то яркое и текстурное для малышей (не обязательно дорогое и вычурное - развевающиеся на ветру ленточки на палочке, мешочек с пшеном, который можно перебрасывать, погремушка, что-то давно вышедшее из нашего обихода, но когда-то любимое, способны натворить таких дел);
- каталки - две на палочке и две на веревочке (все, что у нас, в принципе, есть);
- огромное ведро, лопатки и формочки для любителей поковыряться в песке;
- шесть-семь машинок разной конфигурации - для мальчиков и девочек и для любых возрастов;
- мяч, один или два;
- мелкие игрушки для любителей ролевых игр (персонажи лего, пластиковые животные и т.д.);
- мелки для художников;
- домашняя выпечка и пастила на всех)
Как я все это ношу? С трудом, а вы как думали! Мечтаю об уличном сарайчике)
Что происходит, когда все это великолепие появляется на улице и как это влияет на мам? Мамы, которые за то, чтобы делиться, снимают все вопросы о возможной жадности и довольные, бросаются разбирать игрухи. Мамы, у которых сильно чувство собственности, сталкиваются с ситуацией, когда ребенок рвется к чужому, и запретить что-то нереально, потому что Ник каждый раз кричит: "Бери, бери, можно, это для всех, угощайся" и т.д. А то и сам что-то приносит. Я, кстати, не отношусь никоем образом к людям, которые осуждают тот или иной тип мам. Никто не знает, какой путь проходит другой человек и почему так относится к вещам. Зачем осуждать? Проще задать непринужденную атмосферу, и мамы привыкнут, что на площадке играют именно так. Я со своей стороны вижу, как расслабляются мамы и стараются меня поддержать - даже те мамы, которые были нелюдимы на первый взгляд. При этом для меня очень важно не требовать делать того же и не говорить: "Ну вот мы же поделились, а вы?" Может быть, это единственная игрушка, которую мама могла позволить купить ребенку. Может быть, что-то еще. Просто можно играть нашими игрушками - вот и все, без лишних слов. Если ребенок сидит сиднем на своих игрушках - я обычно начинаю играть рядом с ним, завлекать в нашу игру, предлагать поиграть с чем-то нашим. Но - никогда не покушаюсь на его игрушки и прошу Никиту не делать этого, говорю, что малыш не готов. Обычно получается.
2) Мамина активность. Мамина активность - важнейшее, что есть в детских играх в первое время, я в этом убеждена. Часто наблюдаю, как мамы сидят на лавочках и болтают, в то время как дети дерутся, забирают игрушки, жадничают или скучают. Я всегда сижу с детьми, по колено в песке и в грязи, и все проговариваю. Во-первых, всегда проговариваю модель знакомства, сейчас уже не для Ника, он справляется сам, а для других ребятишек: "Привет! Как тебя зовут? Мы тут замок строим, будешь с нами?" Или "О, Настя вышла погулять! Смотри, Ник, кто к нам пришел! Ура! давай с нами, мы тут мяч кидаем" и т.д. Во-вторых, я все время изобретаю игры, в которые дети могут поиграть хотя бы вдвоем. Если что-то в песочнице - то магазин, или город, где у каждого - дом и куклы, или ресторанчик. Если не в песочнице - то какая-то активная коллективная игра. Замечаю, что дети активнее делятся и общаются сначала со взрослым, а потом уже с другим ребенком. Просто, видимо, оттого, что другой ребенок не воспринимается пока как друг, с которым можно пообщаться.
3) Никогда и ни при каких обстоятельствах я не прошу и не поощряю на то, чтобы поменяться на ту игрушку, которая у ребенка в руках. Часто наблюдаю такую картину: ребенку срочно, и вот прямо сейчас нужна вот именно эта кукла (а так всегда - кто-то один взял - и всем нужна именно эта). И многие мамы начинают хитрить (а как же иначе? Так хочется угодить своему ребенку!): Давай мы тебе отдадим нашу машинку, а ты нам - эту куклу. Что читаем в подтексте? Давай мы дадим тебе вот эту неинтересную игрушку, а себе заберем интересную. Мне кажется, этот хитрый маневр считывается детьми безошибочно) Мое правило здесь: попросить: "Мне очень понравилась твоя игрушка. Можно я поиграю с ней, когда она тебе будет уже не нужна? А я тебе предложу вот это..." Можно попробовать завлечь другой игрушкой (но нечего злиться, если она покажется ребенку не настолько интересной, чтобы отдать вам свою), или включить в общую игру и расслабить, но вынуждать поменяться - нельзя. Я заметила также, что ребенок часто готов поделиться всем, что у него есть, но не готов расстаться именно с той игрушкой, которую держит в руках. В этом случае - понимание того, что у другого есть право на собственность, и умение ждать своей очереди - как раз те качества, которым жизнь предлагает вам в данный момент научиться. И ничего плохого нет в том, чтобы поставить своего ребенка на место другого, попытаться почувствовать, почему ему так дорога эта вещь, привести в пример свои, столь же дорогие игрушки.
4) Почему ребенок не хочет делиться игрушками? Вряд ли просто так, оттого, что он по характеру угрюмый жадюга. Может быть, мама ругает его за сломанные и потерянные игрушки, и он боится, что отдаст игрушку другому, и мама будет ругать. Может быть, не доверяет незнакомому пока ребенку. Может быть, в случае более младших родственников, ревнует. Или ребенок банально обидел его чем-то, и для вас эта обида осталась незамеченной. Причина есть. И если ваш ребенок жадничает, не надо отбирать игрушку и заставлять делиться во что бы то ни стало из страха, что ребенок не научится общаться. Нужно обсудить и докопаться до этой причины.
Вот и все наши нехитрые правила) Хороших вам совместных игр)