Аватар

Наталия Самкина

На сайте с 23.07.2013, последнее посещение — 12 лет назад
5 записей 1 друг 3 подписчика
На сайте с 23.07.2013, последнее посещение — 12 лет назад
Все категории Поиск
Наталия Самкина
КИ(кохлеарная имплантация) -за и против от пользователя

КИ(кохлеарная имплантация) -за и против от пользователя.Информация найдена на сайте Всероссийского общества глухих.

Возможно Вам поможет мнение и рассуждение человека, который через это прошел!!!

Достижение невозможного (Размышления о КИ, взгляд изнутри)

http://www.voginfo.ru/novosti/kolonki/item/620-deafimplantyes.html

«Некоторые чудеса гораздо легче совершить, чем понять!»

Макс Фрай

Наталия Самкина
Игры и упражнениядля развития артикуляции

   Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции: нижней челюстью, мягким нёбом, губами, щеками и языком.

   Самомассаж – это выполнение самим ребенком определенных артикуляционных движений, которые вызывают эффект, сходный с массажным, то есть способствуют активизации кровообращения в области губ и языка. Заниматься нужно с 2 лет, сидя перед зеркалом, чтобы малыш видел свое лицо и лицо взрослого и мог сравнивать те движения, которые ему показывают, и собственные.

   Пассивную гимнастику, как правило, рекомендуют маленьким детям, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за снижения подвижности губ и языка. Движения нужно выполнять медленно и ритмично, повторяя 3–4 раза, желательно 2–3 раза в день.

   Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Статические упражнения подразумевают удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 3-10 секунд (двухлетнему малышу достаточно 3–5 секунд). Динамические упражнения требуют многократного повторения одного и того же движения. Благодаря им у малыша будет формироваться умение быстро переключаться с одного артикуляционного положения на другое.

   Помните: ребенок может отказаться выполнить упражнение не потому, что не хочет, а потому, что не может. Так будьте же терпеливы!

   Массаж лица и губ

   Направление движений – от середины лба к ушным раковинам.

   Вид движения – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

   Направление движений – от бровей к волосистой части головы.

   Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

   Направление движений – от носа к вискам (по щекам).

   Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

   Направление движений – от середины верхней губы к ушным раковинам (по щекам).

   Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

   Направление движений – от середины верхней губы, вокруг рта, на подбородок.

   Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

   Направление движений – от крыльев носа к углам губ (носогубные складки).

   Вид движения – поглаживание.

   Направление движений – от середины подбородка до ушных раковин.

   Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

   Направление движений – по верхней губе от уголков рта к середине губы.

   Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

   Направление движений – по нижней губе от уголков рта к середине губы.

   Виды движений – поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

САМОМАССАЖ ГУБ И ЯЗЫКА

   Смешная песенка

   Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю».

   Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом: «Б-Б-Б…» (Движения пальца – сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку.

   Расческа

   Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться.

   Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.

   Предложите ребенку «причесать» свои губки.

   Любопытный язычок

   Скажите малышу, что язычок очень любопытный – ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта.

   Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами – верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

   Предложите малышу повторить это упражнение.

   Накажем непослушный язычок

   Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу и теперь придется его наказать.

   Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине, от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить: «Та, та, та…»

   Предложите малышу повторить упражнение.

   Пожалеем язычок

   Жаль нам стало язычок! Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем.

   Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося: «Пя, пя, пя.»

   Предложите малышу повторить это упражнение.

ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

   Трубочка

   Указательными пальцами обеих рук собирайте губы ребенка в «трубочку». Для этого поставьте указательные пальцы около уголков губ и сдвиньте их навстречу друг другу.

   Улыбка

   Указательными пальцами обеих рук растягивайте губы ребенка в улыбку.

   Для этого поставьте указательные пальцы около уголков губ и раздвиньте их в разные стороны.

   Утиный клювик

   Захватите большими и указательными пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губы и оттягивайте их вперед, как утиный клювик. Можете предложить ребенку произнести в момент, когда ваши пальцы соскальзывают с его губ, звук БА.

   Поднимание верхней губы

   Указательными пальцами приподнимайте верхнюю губу ребенка так, чтобы стала видна верхняя десна.

   Для этого поставьте указательные пальцы над верхней губой ребенка и сдвиньте губу вверх.

   Опускание нижней губы

   Указательными пальцами опускайте нижнюю губу ребенка так, чтобы была видна нижняя десна.

   Для этого поставьте указательные пальцы под нижней губой ребенка и сдвиньте губу вниз.

   Поднимание языка

   Приподнимайте кончик языка ребенка ручкой чайной ложки к твердому нёбу или к верхней губе.

   Вытягивание языка

   Большим и указательным пальцами правой руки возьмите язык ребенка и слегка потянете его вперед. Левой рукой фиксируйте положение подбородка ребенка.

   Отведение языка в стороны

   Большим и указательным пальцами правой руки возьмите кончик языка ребенка и отведите его направо. Язык должен коснуться правого уголка губ.

   Затем отведите язык налево так, чтобы он коснулся левого уголка губ.

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

   Птенчик – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас будете его кормить.

   Попросите ребенка широко открыть рот (покажите) и подержать его в таком положении несколько секунд. При этом язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Положение губ, как при произнесении звука А.

   Поднесите щепоть правой руки к открытому рту ребенка, изображая, как будто что-то туда кладете или насыпаете. При этом можете прочитать рифмовку:

   Ротик шире открывай – Кушай, птенчик, не зевай!

   Затем уберите руку, а ребенок пусть закроет рот. Повторите упражнение не менее 3 раз.

   ? Игра учит ребенка управлять движениями нижней челюсти, готовит его к произнесению звука А.

   Трубочка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Покажите ребенку, как надо с напряжением вытянуть вперед губы, чтобы они напоминали трубочку. Попросите малыша самого повторить упражнение и держать губы в таком положении 3–5 секунд. При этом можете прочитать рифмовку:

   Губки в трубочку сложи Хоботок всем покажи.

   ? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звука «У».

   Улыбка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Широко улыбайтесь, обнажив сомкнутые зубы. Положение губ, как при произнесении звука И. Прикус естественный. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

   Попросите ребенка улыбнуться в ответ и держать губы в улыбке 3–5 секунд. Можете прочитать малышу рифмовку:

   Улыбнись мне поскорей, Тяни губки до ушей!

   ? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков И, С, З.

   Колечко – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Скажите малышу, что умеете делать колечко вот так: открываете рот, округлив губы рупором, вытягиваете их вперед. Положение губ, как при произнесении звука О.

   Спросите малыша, сумеет ли он сделать такое же колечко. Пусть малыш удержит губы в таком положении 3–5 секунд. Можете прочитать ребенку рифмовку:

   Губки круглые сложи И колечко покажи.

   ? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков О, Н, Ш, Ж.

   Малыш – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «Уа-уа!» При этом младенец сначала вытягивает губки трубочкой, а потом широко открывает рот. Произносите звукоподражание «Уа», но беззвучно, только шевеля губами. (Таким образом вы выполните одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик».)

   Попросите ребенка повторить эти движения губами.

   Сменить положение губ нужно 2–5 раз подряд.

   ? Игра вырабатывает у ребенка навык переключаемости – умение быстро переходить с одного положения губ на другое.

   Веселый-грустный – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Изобразите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.

   Сменить положение губ надо 2–5 раз.

   ? Игра вырабатывает навык быстрого переключения одного положения губ на другое.

   Шарик – статическое и динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Покажите ребенку, как можно надуть щеки воздухом и удерживать их в таком положении 3–5 секунд.

   Если у ребенка не получается, предложите ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами. В результате воздух изнутри надует щеки. Удерживать щеки надутыми надо в течение 2–5 секунд.

   Покажите, как можно поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Во время выполнения упражнения произносите команды: «Шарик надувай!», «Воздух выпускай!»

   ? Игра учит ребенка управлять движениями щек, плотно смыкать губы, готовит ребенка к произнесению звуков М, П, Б.

   Поцелуй – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух. (При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты.) Удерживайте такую позу в течение 2–5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув.

   Если у ребенка не получается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторить упражнение надо 2–5 раз.

   Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Последите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже.

   При выполнении артикуляционного упражнения прочитайте малышу рифмовку:

   Губки в трубочку сложу я, Потом маму поцелую.

   ? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков М, П, Б.

   Рыбка – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:

   Ротик открывает, Что сказать, не знает!

   Покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого то широко открывайте рот, то резко закрывайте его, плотно смыкая губы. В результате будет слышен звук. Постепенно наращивайте темп.

   Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, прочитайте ему рифмовку:

   Рыбка ротик открывает – Пузыри она пускает.

   ? Игра учит ребенка управлять движениями губ, готовит его к произнесению звуков М, П, Б.

   Тигр – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте оскал – отводите губы в стороны и обнажаете зубы, говоря, что тигр, когда сердится, всегда показывает зубы.

   Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить «когти».

   Для этого ему нужно поднять кисти рук на уровень лица и напряженно согнуть пальцы.

   Можете прочитать малышу рифмовку:

   Злого тигра всякий знает – Тигр всех вокруг пугает.

   ? Игра, развивая подвижность губ, подготовит их к произнесению звуков О, Н, Ы.

   Заборчик – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью зубов заборчик. Для этого надо закрыть рот, сжать зубы, а губы раздвинуть, обнажив при этом зубы. Удерживать губы в таком положении нужно в течение 3–5 секунд.

   Попросите малыша повторить упражнение не менее 3 раз. Удивитесь тому, какой крепкий получился заборчик, – ведь в нем нет ни одной щелочки!

   ? Игра развивает подвижность губ.

   Лопатка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

   Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать свою лопатку. Пока ребенок удерживает в течение 3–5 секунд артикуляционную позу, прочитайте ему рифмовку:

   Вот она, лопатка, – Широка да гладка.

    Игра учит ребенка расслаблять язык, готовит артикуляционный аппарат малыша к произнесению звуков С, З, Ш, Ж, Л.

   Прятки – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы – «язычок спрятался».

   Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3–5 таких движений.

   Можно заинтересовать ребенка еще одним игровым приемом. Скажите, что будете ловить язычок малыша. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите «Цап!» и покажите хватательное движение около губ ребенка, как будто хотите поймать высунутый язык малыша. В этот момент ребенок спрячет язык в рот.

   Мы играем в прятки. Где ж твоя лопатка?

   ? Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков К, Г, С, З.

   Горка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка упритесь в нижние зубы, как в упражнении «Прятки». Затем, не отрывая кончика, приподнимите среднюю часть языка и выгните ее горкой вверх. Предложите ребенку самому показать горку. Пока ребенокудерживает артикуляционную позу, прочитайте ему рифмовку:

   Вот она какая,

   Горочка крутая!

   ? Игра подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков К, Г, Ы, С, З.

   Кошечка – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Расскажите малышу, что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает: высовываете изо рта и втягиваете обратно широкий, как лопатка, язык.

   Предложите малышу изобразить кошечку, которая лакает молоко из блюдца, и совершить для этого 3–5 движений языком.

   Покажите ребенку, как можно сложить ладони чашечкой, изображая блюдце или плошку, и «лакать» из нее молочко:

   Полакай, как кошка, Молоко из плошки.

   ? Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л.

   Иголочка – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше изо рта напряженный язык. Придавайте языку форму длинного и тонкого жала и удерживайте эту позу в течение 3–5 секунд.

   Попросите малыша повторить упражнение и скажите ребенку, что его язык похож на длинную и острую иголочку. Изобразите, что хотите прикоснуться ладонью к «иголочке», но затем, не донося руки до рта малыша, отдерните ее со словами: «Ой, какая острая!» Можете прочитать рифмовку:

   Вот она, иголка, – И остра, и колка.

   ? Игра учит малыша напрягать кончик языка. Подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Т, Д, Л, Р.

   Часики – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Высуньте изо рта длинный и тонкий, как жало, язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что так же качается маятник у часов.

   Попросите ребенка показать свои часики. Пусть он сделает 4–8 движений языком из стороны в сторону. Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте ее рукой.

   При выполнении ребенком упражнения произносите звукоподражания: «Тик-так, тик-так…», задавая темп движений.

   ? Игра учит малыша напрягать кончик языка и управлять его движениями.

   Качели – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Высуньте язык изо рта. Совершайте им движения вверх-вниз, как будто тянетесь языком то к носу, то к подбородку. Скажите малышу, что так язычок качается на качелях.

   Предложите ребенку, покачать на качелях свой язычок. Пусть он сделает 4–8 движений.

   Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте ее рукой.

   При выполнении ребенком упражнения произносите слова: «Вверх-вниз, вверх-вниз.», задавая темп движений.

   ? Игра развивает подвижность языка, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков: К, Г, С, З, Ш, Ж.

   Чистим нижние зубки – динамическое артикуляционное упражнение (с 3 лет)

   Покажите ребенку, как можно языком почистить нижние зубы. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние резцы с внутренней стороны.

   Движения языком следует совершать вверх-вниз под счет: «Раз-два, раз-два…», в спокойном темпе, 6-10 раз.

   Попросите ребенка повторить упражнение и похвалите за то, что он хорошо почистил зубы.

   ? Игра учит ребенка удерживать язык за нижними зубами, готовит ребенка к произнесению звуков С, З.

   Бантик – статическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

   Покажите ребенку, как можно придать языку форму бантика. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Затем выгнуть среднюю часть языка вверх и вперед.

   В тот момент, когда средняя часть языка «выгнется» изо рта наружу, нужно слегка прикусить язык верхними зубами. Оказавшаяся снаружи средняя часть языка по форме будет напоминать бантик за счет того, что посередине языка окажется желобок.

   Удерживать язык в таком положении, под счет, нужно 5-10 секунд. Повторить упражнение 3–5 раз.

   ? Игра учит малыша удерживать кончик языка за нижними зубами, делать желобок посередине языка, готовит ребенка к произнесению звуков С, З.

   Смешные обезьянки – статическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что это обезьянка-мама.

   Попросите малыша самого изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3–5 секунд.

   В следующий раз покажите обезьянку-папу: поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами. Предложите малышу повторить. Прочитайте ребенку рифмовку:

   Мы покажем обезьян:

   За губой у них карман,

   А в кармашке – язычок

   Спать улегся на бочок.

   ? Игра учит малыша напрягать кончик языка: чувствовать его, управлять его движениями, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков С, З, Ш, Ж.

   Обезьянка и банан – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Расскажите малышу, что обезьяна очень любит бананы: «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку». Кончиком языка оттопырьте правую щеку и удерживайте эту позу в течение 3–5 секунд. Предложите малышу самому изобразить, как обезьяна прячет за щекой банан.

   Покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана за другой щекой. Для этого изнутри оттопырьте языком левую щеку. Затем попросите ребенка спрятать «банан» то за одну, то за другую щеку. Скажите, что сейчас будете отгадывать, за какой щекой у него банан. При этом дотрагивайтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем, говоря: «Здесь банан!» Можете прочитать ребенку рифмовку:

   Прячут обезьяны За щекой бананы.

   ? Игра учит малыша напрягать кончик языка: чувствовать его, управлять его движениями, подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Т, Д, Л, Р.

   Лошадка динамическое артикуляционное упражнение (с 2–3 лет)

   Покажите малышу, как можно изобразить скачущую лошадку: приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, затем постепенно увеличивайте темп.

   Предложите малышу «поскакать на лошадке» вместе с вами.

   Можете согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изображая всадника, держащего в руках вожжи.

   Прочитайте рифмовку:

   Скачем на лошадке По дорожке гладкой!

   ? Игра развивает подвижность языка, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.

   Стой, лошадка! – динамическое артикуляционное упражнение (с 2 лет)

   Скажите малышу, что пора остановить лошадку. Покажите ребенку, как конюх останавливает лошадь: закройте рот, сомкните губы и выпустите воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать. Надо на одном дыхании дуть через губы как можно дольше. В результате получится звук, похожий на «тпру».

   Теперь предложите малышу остановить и свою лошадку. Прочитайте рифмовку:

   Стой, моя лошадка, стой!

   Прискакали мы домой!

   (Остановите лошадей, произнеся: «Тпру!»)

   ? Игра развивает подвижность губ, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звука «Р».

   Вкусное варенье – динамическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

   Предложите ребенку представить себе, что он сейчас кушал варенье и измазал в нем верхнюю губу.

   Покажите малышу, как можно губу облизать. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Движение нужно выполнить 3–6 раз.

   ? Игра развивает подвижность языка, готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.

   Чашечка – статическое артикуляционное упражнение (с 3 лет)

   Покажите ребенку, как можно высунуть изо рта язык и придать ему форму чашечки. Для этого надо поднять боковые края языка и его кончик, а среднюю часть прогнуть книзу.

   Предложите малышу самому сделать чашечку и удерживать язык в таком положении как можно дольше (до 10 секунд).

   Сложите пальцы щепотью и поднесите их ко рту ребенка. Скажите, что это вы из чайника наливаете ему в чашечку сладкий чай.

   ? Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л.

   Маляр – динамическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

   Предложите малышу сделать ремонт в домике-ротике. Для этого надо открыть рот и языком-кисточкой погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно).

   Пусть ребенок сделает 4–8 движений.

   ? Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звуков Ш, Ж, Л, Р.

   Лопатка-иголочка – динамическое артикуляционное упражнение (с 3–4 лет)

   Попросите ребенка по очереди показывать упражнения «Лопатка» и «Иголочка», удерживая язык в каждом положении в течение 3–5 секунд.

   Сначала язык надо расслабить и положить на нижнюю губу (см. упражнение «Лопатка»), а затем, наоборот, напрячь и, выдвинув вперед, придать ему заостренную форму (см. упражнение «Иголочка»).

   Во время выполнения ребенком артикуляционного упражнения давайте ему команды: «Лопатка, иголочка, лопатка, иголочка.»

   ? Игра развивает подвижность языка, учит ребенка то расслаблять, то напрягать кончик языка и подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к произнесению твердого звука Л.

   Грибок – статическое артикуляционное упражнение (с 3 лет)

   Попросите ребенка показать грибок с помощью языка. Для этого надо широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении нужно как можно дольше (до 10 секунд). Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Попросите малыша повторить упражнение 2–3 раза.

   ? Игра готовит артикуляционный аппарат ребенка к произнесению звука Р.

   Фокус – дыхательно-артикуляционное упражнение (с 4–5 лет)

   Предложите ребенку выполнить цирковой номер. Для этого надо положить на кончик носа маленький кусочек ватки, высунуть изо рта язык, придать ему форму «чашечки» и подуть на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх (воздушная струя при этом направляется вверх).

   Если «чашечка» будет недостаточно глубокой, то воздушная струя изменит направление. В результате ватка останется лежать на носу.

   Повторите упражнение 3–5 раз.

   Посоревнуйтесь, чья ватка подлетит выше.

...

   ? Игра учит малыша удерживать язык в положении «чашечка», готовит к произнесению звуков Ш, Ж, Р.

   Индюк – динамическое артикуляционно-голосовое упражнение (с 3 лет)

   Покажите ребенку, как можно изобразить голос индюка. Для этого приоткройте рот, слегка улыбнитесь.

   Производите широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загните, чтобы было удобнее им поглаживать.

   Сначала производите медленные движения, потом увеличьте темп и добавьте голос, пока не послышатся звуки: «Бл, бл, бл…»

   Попросите ребенка тоже изобразить индюка. Упражнение выполнять следует как можно дольше.

Наталия Самкина
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ (от 2–3 до 6 лет)

   На третьем году жизни нормально развивающийся ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: М, МЬ; Н, НЬ; П, ПЬ; Б, БЬ; Ф, ФЬ; В, ВЬ; Т, ТЬ; Д, ДЬ; К, КЬ; Г, ГЬ; Х, ХЬ; Й; СЬ; ЛЬ. При этом допустимо, что некоторые согласные звуки произносятся смягченно или заменяются похожими. Однако необходимо внимательно следить за тем, какие именно звуки не получаются. Для их отработки будут необходимы артикуляционные упражнения, специальные игры и элементы логопедического массажа.

   В норме к 5–6 годам речь ребенка должна стать чистой, то есть дошкольник должен произносить все звуки родного языка правильно.

   К четырем годам в речи малыша должны появиться свистящие звуки: С, З и Ц. Ближе к пяти годам ребенок должен кроме свистящих произносить шипящие звуки: Ш, Ж, Ч и Щ. Шестилетний дошкольник должен владеть всеми звуками родной речи, в том числе и наиболее сложными сонорными – произносить звук Р и твердый звук Л.

   Если ваш ребенок не вписывается в эти нормативы, то с ним нужно проводить комплексную логопедическую работу, включающую в себя развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Игры и упражнения на развитие дыхания

   Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик), а выдыхать непрерывно.

   Малыш до 3 лет может дуть через губы, сложенные трубочкой, а ребенку постарше необходимо учиться делать легкую улыбку и дуть в щелочку между губами. Важное условие – игрушка, на которую дует малыш, должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10–15 см. Щеки во время дыхательных упражнений ни в коем случае не должны надуваться – можно предложить ему придержать щечки ладошками.

   Внимание! Дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать головокружение: не делайте более 3–5 упражнений подряд.

   Длительность пропевания звуков зависит от возраста. Так, 2-летний малыш может тянуть один звук в течение 2 секунд (или пропеть подряд два разных гласных звука), 3-летний ребенок может петь один звук в течение 3 секунд (или подряд три разных гласных звука), 4-летний тянет звук в течение 4 секунд. Правило простое: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет.

   Поиграй животиком!

   Для игры понадобится любая игрушка-зверушка. Предложите ребенку лечь в кроватку или на ковер и положить руки себе на живот.

   Покажите, как надо глубоко вдохнуть, – надуть животик, а затем через несколько секунд выдохнуть, – животик при этом опустится. Делать упражнение можно не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы. А чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик ребенка небольшую игрушку. Когда малыш вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

   ? Игра развивает физиологическое дыхание. Длина вдоха по продолжительности равна длине выдоха.

   Вертушка

   Для игры вам потребуется игрушка-вертушка, купленная в магазине или изготовленная собственными руками.

   Покажите ребенку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение.

   Пусть малыш сам подует на бумажную вертушку.

   ? Игра развивает физиологическое дыхание.

   Бабочка

   Для игры надо вырезать бабочку из папиросной бумаги и прикрепить ее на нитку длиной 15–20 см.

   Покажите ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке.

   Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.

   ? Игра помогает выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

   Танцующая матрешка

   До начала игры надо вырезать из бумаги фигурку матрешки, раскрасить ее и прикрепить игрушку на нитку.

   Покажите ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует.

   Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть самого, чтобы матрешка начала танцевать.

   ? Игра формирует у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

   Сдуй снежинку с рукавички

   Для игры понадобятся вырезанная из картона рукавичка и вырезанная из бумаги снежинка.

   Покажите ребенку, как можно сдуть бумажную снежинку с рукавички.

   Затем вновь положите снежинку на рукавичку, поднесите ее к губам малыша. Попросите ребенка подуть на снежинку.

   ? Игра помогает выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

   Сдуй пушинку

   Для игры потребуются легкое перышко, пушинка или кусочек ваты.

   Покажите ребенку, как можно сдуть перышко с ладони.

   Затем положите перышко на свою ладонь, поднесите ее к губам малыша и попросите его подуть на перышко.

   В другой раз дайте задание ребенку сдуть с вашей ладони несколько пушинок или бумажек одним выдохом. Бумажки расположите так, чтобы они находились одна от другой на некотором расстоянии.

   ? Игра помогает закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

   Карусель

   До игры изготовьте пособие «Карусель». Для этого надо вырезать из цветной бумаги 4 круга и согнуть их пополам. Вложите посередине пособия тонкую веревочку, а затем склейте круги.

   Покажите ребенку, как надо взять игрушку за концы веревочки и подуть на нее. Под струей воздуха карусель начнет кружиться.

   Затем дайте пособие малышу и попросите его подуть.

   ? Игра формирует у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

   Загони мяч в ворота

   Для игры понадобятся воротики (их можно заменить двумя кубиками) и кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек папиросной бумаги, играющие роль мяча.

   Покажите малышу, как можно дуть на легкий «мячик», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Попросите ребенка самого загнать мяч в ворота.

   ? Игра вырабатывает у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.

   Кораблик

   Для игры приготовьте бумажный кораблик, который поставьте на стол с гладкой поверхностью.

   Покажите малышу, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.

   ? Игра вырабатывает у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.

   Буря в стакане

   Предлагайте ребенку время от времени пить сок с помощью трубочки. Меняйте диаметр трубочек, предлагая малышу трубочки сначала толстые, а потом все более тонкие.

   Расскажите ребенку, что можно не только втягивать в себя сок с помощью трубочки, но и выдувать воздух через трубочку. Для этого налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть малыш сам попробует создать бурю в стакане воды.

   ? Игра формирует у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный выдох, развивает подвижность губ, умение плотно смыкать их.

   Звуковая ниточка

   Покажите малышу, как надо соединить пальцы рук, собранные щепотью, перед грудью (как будто они держат за концы короткую ниточку). Затем вдохните и начните разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тяните длинную нить).

   Можно предложить сначала протянуть короткую ниточку (пропеть звук А в течение 1 секунды), лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропеть звук А в течение нескольких секунд, разведя руки в стороны как можно шире).

   В следующий раз предложите малышу пропеть другой гласный звук: У, О или И.

   ? Игра помогает ребенку развивать правильное речевое дыхание, уточнять артикуляцию гласных звуков.

   Намотай клубочек

   Предложите малышу намотать звуковую ниточку, так чтобы получился клубок. Для этого покажите ребенку, как надо вращать руки одна вокруг другой перед грудью и в это время длительно пропевать гласный звук.

   Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее, а значит, и клубок будет больше. (Разумеется, взрослому следует время от времени поддаваться.)

   ? Игра развивает длительный речевой выдох, закрепляет правильную артикуляцию гласных звуков.

   Звуковая зарядка-1 (с 2 лет)

   Покажите малышу, как после короткого глубокого вдоха надо через стороны поднять руки вверх, пропевая звук А, а затем опустить руки вниз, пропевая на этот раз звук У.

   Пусть малыш скопирует вслед за вами движения и услышанные звуки.

   В следующий раз можно пропеть другую пару гласных звуков. Например: ИА, УА, ИО и т. п.

   ? Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе два гласных звука, закрепляет правильную артикуляцию гласных звуков.

   Звуковая зарядка-2 (с 3 лет)

   Продемонстрируйте ребенку, как нужно после короткого глубокого вдоха поднять руки вверх, пропевая звук А, затем развести руки в стороны, про-певая звук У, и, наконец, опустить их вниз, пропевая звук И.

   Пусть малыш скопирует вслед за вами все движения и звуки.

   В следующий раз можно пропеть другую тройку звуков, сопровождая их движениями рук. Например: УИА, АОИ, ОУЭ и т. п.

   ? Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе три гласных звука.

   Слоговая зарядка (с 3 лет)

   Продемонстрируйте ребенку, как после короткого глубокого вдоха надо поднять руки вверх, произнося слог ТА, затем развести руки в стороны, произнося слог ТО, и опустить их вниз, произнося слог ТУ.

   Пусть малыш скопирует вслед за вами все движения и звуки.

   В следующий раз можно предложить ребенку произнести другую тройку слогов, заменив в них согласный звук. Например: ГА, ГО, ГУ или НА, НО, НУ.

...

   ? Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе три слога.

   Удлиним фразу (с 3 лет)

   Для игры понадобится фотография или рисунок, изображающие жаркий летний день. На картине обязательно должно быть солнце.

   Попросите ребенка повторять вслед за вами все те слова и фразы, которые вы будете произносить.

   Покажите ребенку картинку «Жаркий день», укажите на солнце и скажите: «Солнце!»

   Затем скажите: «Солнце светит!»

   После этого произнесите: «Солнце светит ярко!»

   Скажите фразу от начала до конца: «Солнце светит ярко – всем нам стало жарко!»

   Пусть ребенок попробует повторить каждую фразу.

   ? Игра помогает развивать речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Игры и упражнения для развития голоса

   Как только в активном словаре ребенка появятся первые звукоподражания, продемонстрируйте малышу, как можно говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, громко произнесите: «АВ-АВ!», а изображая маленькую собачку, то же звукоподражание произнесите тихо.

   Учите малыша менять силу голоса не только в игре, но и в реальной жизни. Для этого сами сначала поговорите с ребенком тихо: скажите ему что-нибудь интересное, а затем продолжите разговор голосом обычной силы. В следующий раз, когда вы будете говорить тихо, малыш начнет прислушиваться.

   Свяжите в сознании ребенка тихий и громкий голос с разными событиями повседневной жизни. Например, укладывая малыша спать, всегда разговаривайте с ним тихо. Перед сном пропойте тихонько колыбельную песню или расскажите ребенку сказку.

   Учите малыша говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Объясните, что кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Также объясните ребенку, что о некоторых вещах, особенно на людях, надо всегда стараться говорить очень тихо или даже шепотом, например, о том, что нужно сходить в туалет.

   Учите ребенка говорить голосом разной высоты. Вот издалека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У..»

 Маленькие дети часто говорят в ускоренном темпе. Из-за этого ухудшаются внятность, четкость речи, артикуляция звуков, выпадают отдельные звуки и даже слоги (особенно часто «глотаются» окончания слов). Поэтому важно постепенно вырабатывать у малыша умеренный темп речи.

   Кошка и котенок

   Приготовьте игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок».

   Озвучьте каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите ребенку самому изобразить, как мяукают мама-кошка и котенок.

   Можно провести игры, изображая голоса коровы с теленком, мышки с мышонком, собаки со щенком и т. д.

   ? Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо.

   Большой и маленький

   Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими.

   Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так».

   Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

   Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).

   ? Игра способствует развитию силы голоса ребенка.

   Скажи на ушко

   Для игры понадобится игрушка-собачка.

   Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.

   Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

   ? Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит говорить шепотом.

   Передай

   Приготовьте игрушечную кошку и блюдце.

   Поручите ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо».

   Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки), нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.

   ? Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом.

   Две машинки

   Приготовьте две машинки: побольше и поменьше. Покажите ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би-би-и-и…» Обратите внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском.

   Предложите ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.

   ? Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

   Быстро и медленно

   Вам понадобится игрушка-зайчик.

   Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»

   Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

   Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

   ? Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.

   Ветер и ветерок (с 3 лет)

   Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.

   Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».

   Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой.

   ? Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.

   Три медведя (с 3 лет)

   Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя».

   Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.

   Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание: «Э!», а затем и некоторые фразы из сказки (например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?»).

   ? Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

   Карусели (с 3 лет)

   Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

   Еле-еле-еле-еле

   Завертелись

   Карусели

   (идите и говорите в медленном темпе).

   А потом, потом, потом

   (темп постепенно нарастает)

   Все бегом, бегом, бегом

   (двигайтесь и говорите в быстром темпе)!

   Тише, тише, не спешите

   (темп постепенно замедляется) —

   Карусель остановите

   (идите и говорите в медленном темпе)!

   Раз, два, раз, два

   (хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!

   При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.

   ? Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя в игре темп речи и движений.

   Вьюга (с 4 лет)

   Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга – сильный холодный ветер, который несет с собой снег. Снег падает на лицо, забивается под одежду. В такую погоду гулять нельзя. Голосом изобразите, как завывает за окном вьюга. Для этого длительно произносите звук В.

   Предложите малышу послушать вас внимательно и определить, начинается вьюга или кончается. Предупредите: если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала был сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается и, значит, скоро можно будет идти гулять.

   Попросите ребенка самого загадать вам такие же звуковые загадки.

   ? Игра способствует совершенствованию речевого дыхания, слухового внимания, развитию силы голоса.

Ольга Андреевна Новиковская 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи - накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному словарю (самостоятельной речи). Поэтому в первую очередь необходимо научить ребенка понимать речь.

Учить говорить нужно не только на специальных занятиях, но и в быту, во время повседневного общения. Для этого малышу задают вопросы, на которые первое время взрослому приходится отвечать самому. Так, мама застилает кроватку для малыша и говорит: «Куда Ваня сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Если сначала малыш говорил «Бай-бай», то через некоторое время на этот вопрос он начнет отвечать «Пать» («Спать»). Таким образом из речи будут постепенно вытесняться звукоподражания и лепетные слова.

Разговаривать с маленьким ребенком нужно только о тех предметах, которые привлекают его внимание в этот момент, или о тех действиях, которые он совершает. Например, купая малыша, нет смысла говорить об игрушках, лучше обратить его внимание на мочалку, мыло и полотенце.

Малыш, увлекшись игрой, начнет повторять за вами предложенные звуковые комплексы и упрощенные слова. И неважно, какого качества будут эти первые слова, - важно, что они наконец-то прозвучат. Похвалите ребенка и порадуйтесь вместе с ним.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ