ЭПОХИ И ГОДОВОЙ РИТМ,НЕДЕЛЬНЫЙ ДНЕВНОЙ и ОГРАНИЗАЦИЯ Елена Гринталь
Публикуется с согласия Елены Гринталь.
Источник группа в ВК
ЭПОХИ И ГОДОВОЙ РИТМ
Годовой ритм представляет собой чередование эпох, каждой из который отводится примерно месяц. Каждая эпоха венчается праздником.
Празднование праздников не только дает возможность детям пережить чудесное, не только приобщает их к культурному наследию народа, но и является средством морального воспитания, передачи ценностей. Подготовка и проведение праздников дает пищу для души. Каждый праздник связан с той или иной добродетелью. Мужество, благодарность, любовь, сочувствие, верность выступают в образной форме сказки, истории, сюжета кукольного представления или игрового действия и противопоставляются дурным качествам, также выступающим в виде сказочных персонажей. При этом основным девизом всего периода дошкольного детства является идея Добра.
Годичный кругооборот также находит отражение в «столике времен года» - особом месте, на котором можно встретить типичные для этого времени года или праздника материалы и фигуры. На годичный круг ориентированы различные игры и хороводы, а также поделки с детьми. Такая организация направлена на сознательное переживание изменений, происходящих в природе в течение года, помогает детям гармонично найти себя в земном природном и культурном окружении.
Сентябрь - Эпоха Урожая
Октябрь - Эпоха Осени
Ноябрь - Эпоха Гномов и Праздник Фонариков
Декабрь - Рождество
Январь - Святки. Зимняя эпоха
Февраль - Масленица
Март - Встреча Весны и Заклички птиц
Апрель - Пасхальная Эпоха
Май - Встреча лета. Майский сад
Июнь, Июль, Август - Эпоха лета
НЕДЕЛЬНЫЙ РИТМ
Ребёнку и маме жизненно необходим недельный ритм. Зачем он нужен? Он необходим для создания для детей спокойной, знакомой, ожидаемой обстановки каждого дня жизни. Вместе с тем благодаря закономерностям временного характера, определенный день недели имеет свою особенную окраску.
При определении недельного ритма необходимо распределить определенные виды деятельности по конкретным дням недели. Определение мамой ритма недели является, безусловно, творческим процессом.
Например:
понедельник: артикуляционная гимнастика,
вторник: лепка,
среда: подарки к празднику,
четверг: живопись, поливаем цветы
пятница: выпечка,
суббота: выездной день,
воскресенье: семейный мастер-класс.
НАШ НЕДЕЛЬНЫЙ РИТМ
Понедельник
Детские занятия: Поделки из бумаги и картона: открытки, витражи, аппликации и т.п. Из бумаги можно делать: птиц, цветы, бабочек, тапочки и многое другое.
Вторник
Детские занятия: Лепка из пчелиного воска, глины, солёного теста.
Среда
Детские занятия: Шитьё, работа с шерстью, фетром.
Четверг
1) Поливаем и опрыскиваем цветы вместе с детьми.
2) Детские занятия: Живопись по «мокрому» тремя цветами.
Пятница
Детские занятия: Приготовление еды вместе с детьми: выпечка, домашний йогурт с ягодами, фруктовый салат .
Суббота и воскресенье: тут уже на усмотрение каждой семьи, так как в выходные надо учитывать интересы папы)) Один выходной можно посвятить полностью мужу, а второй - провести всей семьёй абсолютно без плана. Вечером в воскресенье я планирую занятия с детьми на следующую неделю: подготовка сказки, спектакля, идеи для творческих занятий.
РИТМ ДНЯ
Чтобы мама не сошла с ума, находясь весь день дома с детьми, ей просто жизненно необходим чёткий распорядок дня. В вальдорфской педагогике это называется ритм дня. Ритм помогает ребенку легко переходить от деятельности к деятельности, вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности. Определенные занятия детей и мамы, свободная игра, трапезы совершаются в определенной последовательности. Ритм дня при этом входит в привычку ребенка и воспринимается им как само собой разумеющийся ход жизни.
Важным условием при определении ритма дня является сочетание тех видов детской деятельности, которые требуют от ребенка концентрации, с теми, в которых ребенок может расслабиться. Можно представить ритм дня как живое чередование «вдоха» и «выдоха». Хорошо, когда в ритме дня спокойные занятия сменяются подвижными, занятия с мамой - сменяются индивидуальными.
Определение ритма дня является очень творческим процессом для мамы. Раз созданный, этот индивидуальный ритм в дальнейшем будет сохраняться, поддерживаться. Вместе с тем, при его выработке можно опереться на уже опробованные в практике вальдорфской педагогике варианты ритмов дня.
Примеры построения ритма дня
7.30 - 8.30 - подъём, утренний моцион
8.30 - 9.00 - завтрак
9.00 - 10.30 - свободная игра
10.30 - 10.40 - уборка игрушек
10.40 - 11.10 - музыкально-ритмическая игра
11.10 - 12.30 - одевание и прогулка
12.30 - 12.40 - сказка
12.40 - 13.10 - обед
13.10 - 15.10 - дневной сон
15.10 - 15.30 - подъём детей
15.30 - 15.50 - полдник
15.50 - 17.00 - игры и занятия по недельному ритму: живопись, лепка, выпечка и т.д.
17.00 - 17.30 - уборка и одевание
17.30 - 18.00 - прогулка
18.00 - 19.00 - ужин
19.00 - 20.00 - спокойные игры
20.00 - 20.30 - купание
20.30 - 21.00 - чтение
21.00 - ночной сон
Отрывок из книги Елены Гринталь "Счастливая мама".
НЕМНОГО ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДНЯ
Вот уже две недели я провожу онлайн-консультации. Если честно, я думала, буду больше вдохновлять мамочек на то, как здорово и интересно создавать семейные традиции, заниматься творчеством с детьми, готовиться вместе к праздникам. Но основная проблема мамочек всё-таки в организации дня. Поэтому хочу немного поговорить о том, что даст маме сил, чтобы начать с упоением заниматься творчеством, играми и праздниками с детьми.
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ МАМ НАЧИНАЕТСЯ С ЗАБОТЫ О СЕБЕ
Тайм-менеджмент начинается с заботы о себе. Если мама истощена, у неё будет сил даже начать составлять план, а если даже план появится, не будет сил его реализовывать. Поэтому заботиться о себе надо каждый день, и забота о себе должна быть приоритетным делом в вашем ежедневнике. Забота о себе должна быть в 4 сферах: тело, душа, разум, дух.
Например:
Тело: вставать пораньше, ложиться пораньше, делать небольшую зарядку с утра вместе с детьми, приводить себя с утра в порядок: красиво причесаться и одеться.
Душа: раз в неделю общаться с друзьями.
Разум: читать книгу по своей специальности ежедневно , как минимум полчаса.
Дух: встав пораньше, посвящать 20-30 минут молитве и духовному чтению.
План-минимум, который должен присутствовать в вашем плане в течение дня:
1) Привести себя порядок с утра.
2) Пока ребёнок спит днём - нужно тоже отдыхать, а не заниматься рутинными домашними делами. Отдыхом может быть поспать, почитать, поработать (для меня смена деятельности является лучшим отдыхом), пописать, позаниматься любимым рукоделием, которым с ребёнком не получается позаниматься. Хотя я практически любым рукоделием научилась заниматься вместе с детьми. А все хозяйственные дела и уборку лучше делать вместе с детьми, активно привлекая их к помощи.
3) Вечерний отдых. Например, совместная прогулка всей семьёй, как показывает практика, на улице легче пообщаться с мужем, чем дома. Или принять спокойно расслабляющую ванну (я люблю с хвойными аромамаслами), а папа в это время играет с детьми.
4) Подготовка к следующему дню.
ВЕЧЕРНИЕ ДЕЛА
Выполняя вечерние дела, стоит подготовиться к завтрашнему дню. Многое, сделанное вечером, облегчит утро следующего дня.
-Можем подготовить всё для завтрака или частично его приготовить. Если нужно, достать заморозку (размораживать лучше в холодильнике). Замочить цельные злаки с вечера, чтобы из них вышла фитиновая кислота.
-Помыть посуду и оставить пустую раковину - тоже очень важная подготовка к утру.
-Подготовить одежду для себя, для детей.
-Пробежаться по завтрашним делам, вписать дела, которые появились на завтра.
И очень важно: лечь в "приличное" время, чтобы хорошо выспаться.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ
Главная цель планирования для мамы - улучшить, сохранить и поддержать взаимоотношения в семье. Если нет близости, доверия и безусловной любви с самыми близкими, то зачем все усилия по самоорганизации? Зачем нашей семье убранный дом, ужин из трёх блюд и выглаженное бельё, если, получая это, мы теряем себя?
Главное - не как всё успевать? А как успевать главное!
А для меня главное, научиться успевать любить!!
Я хочу научиться организовать свой день и жизнь так, чтобы в первую очередь не потерять близости с мужем и детьми!
Вот это - главное для меня!
БЛИЗОСТЬ С ДЕТЬМИ
Если есть близость с детьми, то они более предсказуемы , как следствие, более управляемы. А значит, есть больше времени на порядок в доме!Когда мы знаем каждый вдох малыша, когда легко предсказать его поведение - намного проще удовлетворить его нужды И организовать свои дела вокруг ребёнка и вместе с ним. В свою очередь, ребёнок, доверяющий маме и уверенный в её любви, будет более послушным и гибким.
РИТМ ДНЯ
Чтобы правильно организовать день, где мама будет успевать: и заниматься с детьми, и собой, и домом, и работой - нужно правильно составить ритм дня по принципу вдоха и выдоха и организовать игровое пространство для детей.
ЧЕТКИЙ РИТМ ДНЯ
Как же можно наладить осмысленный ритм дня в семье?
Лучше всего поступить практично - взять лист бумаги и карандаш.
Сначала в одну колонку запишем все важные процессы, повторяющиеся изо дня в день. Например, утром у детей все происходит одинаково:
- их будят,
- подъем,
- ванная комната,
- одевание,
- общий завтрак,
- еще раз ванная комната,
- обувь и верхняя одежда,
- выход из дома (в школу и детский сад).
В колонку напротив вписываем время.
«Настолько точно? Это действительно нужно?» Да, вначале обязательно, так у нас самих, у родителей, формируется необходимый ясный образ.
Так же, как для организации утра, регулярные нормы времени в семье нужны для трапез, домашних заданий, игр, прогулок, упражнений на музыкальном инструменте. И конечно же, мы вовлекаем в это детей, если весь распорядок дня записываем четкими буквами на одном большом листе и побуждаем детей дорисовать к нему маленькие картинки, например, возле времени подъема - солнышко, возле времени чистки зубов - зубную щетку и пасту… И если прикрепляем лист на видном месте, где-то на кухонной двери или в коридоре,
он всегда бросается в глаза, когда мы проходим мимо, и всякий раз побуждает добрые намерения выполнять установленный распорядок.
Лучше, чтобы одевание и выполнение домашних заданий всегда происходили на постоянном месте, это облегчает ориентацию. У детей хорошая пространственная память, но все же не стратегия обучения. Потому они очень зависят от нашего четкого руководства!
СЕМЬ ШАГОВ К УСПЕВАНИЮ ДОМА (отрывок из книги "Счастливая мама")
Как же я стала все успевать дома с детьми? Поддерживать чистоту, воспитывать детей, вести домашний бизнес, писать статьи, уделять время себе и мужу. По прошествии пяти лет я могу сделать некоторые выводы по поводу того, с чего начинать, то есть описать первые шаги.
Может, кому-то покажется все это лишним, но на своем опыте могу утверждать, что меня это просто спасает. Я успеваю переделать большое количество дел, привнести в свою жизнь много нового, и при этом ощущать себя счастливой и умиротворенной.
Этот опыт особенно пригодится тем мамам, которым сложно «собрать себя в кучу» и обновить свою жизнь. При этом не надо забывать, что каждый человек всегда переживает взлеты и падения и это - нормально. Быть все время в состоянии полета и эйфории невозможно, мы каждый месяц опускаемся на «дно», чтобы лучше понять себя, переосмыслить свои желания и опять влететь на новый уровень. Так называемые «творческие кризисы» присущи всем, и они нам просто необходимы. Кризисы у меня случаются довольно часто, но это говорит лишь о том, что необходимо выходить на новый уровень, что-то менять, работать над своими ошибками.
Вот мои семь шагов, чтобы начать успевать дома:
1 шаг. Толчок
2 шаг. Жизненная миссия и миссия Воспитания
3шаг. Планирование на месяц
4 шаг. Недельный ритм
5 шаг. Ритм дня
6 шаг. Недельное меню.
7 шаг. План занятий с детьми на месяц (Эпоху).
Первый шаг. Толчок
Нужен толчок. Причем мощный. Это может быть книга, тренинг, семинар, чье-то духовное наставление. Нужно вдохновиться. Самой по себе встать на путь перемен, живя в тоске и болоте, очень тяжело. Но тоже возможно. Даже просто сесть и начать записывать свои планы и цели очень тяжело, когда двигаешься по течению, находишься в состоянии ничегонеуспевания. Тут, конечно, надо себя заставить, или чтобы кто-нибудь вас побудил.
Меня побудили и вдохновили книги. И продолжают вдохновлять. Я поняла, что нужно постоянно читать - читать духоподъемную литературу, иначе рост идет в обратную сторону. Поэтому правильные книги - лучший способ самосовершенствоваться для мамы. Книжку можно читать, даже когда ребенок сосет грудь или задремал у вас на руках. У меня в распорядке дня обязательные 20 минут чтения вечером, когда малыш уснул. А если книжка очень интересная, то я могу почитать и во время дневного сна детей.
В разные периоды жизни меня вдохновляли разные книги. В начале моего пути большое впечатление произвела книга Хелен Анделин «Очарование женственности», одно время меня очень вдохновляли книги Ицхака Пинтосевича, эксперта в системном развитии личности («Действуй», «Создавай привычки», «Ставь цели») и Светы Гончаровой («Семь навыков организованной мамы»). Также важным считаю читать книги по воспитанию детей. Последняя вещь, которая буквально совершила переворот в сознании, - книга Робин Берман «Баловать нельзя контролировать».
Очень важны духовные книги, которые следует подбирать согласно вашему вероисповеданию. Такие книги дают силы, помогают справиться со страхами, унынием, каким-то внутренним недовольством.
Второй шаг. Жизненная миссия и миссия воспитания
Начать нужно с формулировки своей миссии и своего жизненного предназначения.
Как разобраться в жизненном предназначении, в жизненной Миссии?
В чем ценности и принципы моей жизни? Какой я стремлюсь быть? Что я хочу оставить после себя? Все это включает личная миссия, которая должна быть у каждого человека. Основные направления миссии одинаковы для всех - жить, любить, учиться и оставить наследие. Но все мы индивидуальны - и в каждом из этих направлений у нас свой поток.
У меня есть своя миссия, есть миссии у каждого из наших проектов и даже у нашей семьи. Это помогает жить - вдохновляет и создает понимание. Я очень рекомендую вам создать свою миссию.
«Если вы не можете найти себя, свое предназначение, не знаете в какой сфере применить свои способности, вспомните свое детство, а именно: что вам нравилось делать в детстве больше всего» - вот такой совет я встретила в одной книге.
Неужели призвание и склонности человека можно разглядеть еще в раннем детстве? Начала анализировать свою жизнь. Чем я сейчас занимаюсь? У меня интернет-магазин, я люблю заниматься творчеством с детьми, веду свой паблик, пишу статьи, делаю фотоотчеты наших занятий. И даже взялась писать книгу, больше напоминающую дневник. Есть ли здесь какая-то связь с моими детскими увлечениями?
Вспоминаю, что любила делать, когда была ребенком.
Действительно, игра в магазин была любимой игрой. Я могла играть в нее часами. И вот, открыв три года назад интернет-магазин натуральных продуктов и экотоваров, до сих пор, как ребенок, радуюсь каждому заказу.
А чуть позже я полюбила писать рассказы, вела дневники, в 13 лет написала небольшую автобиографию. Делала фотоальбомы своими руками. Очень любила мастерить открытки, сувениры, настольные детские игры. А сейчас я веду блог - онлайн дневник, куда выкладываю фотоотчёты, где мы с детьми делаем поделки, сувениры и подарки своими руками. И пишу книгу, тоже больше напоминающий дневник.
Так что автор вышеприведенного совета был прав. Многие наши детские увлечения находят новое выражение во взрослой жизни.
Полезно вспомнить свои детские увлечения, чтобы определиться в какой отрасли ваше жизненное предназначение. А также начните внимательнее приглядываться к своим детям и подмечать их увлечения. А когда они подрастут и будут задумываться о профессии - будет нелишним напомнить им, что они любили делать в детстве больше всего.
Что касается миссии воспитания, то когда я была на семинаре у Шалвы Амонашвили, он попросил каждого родителя ответить на пять вопросов:
1) Взгляд на ребенка. Кто он? Почему пришел в мою семью? Какова моя ответственность? Что я должен вложить?
2) Цель воспитания. К чему я веду в своем воспитании? Что значит воспитать хорошего ребенка?
3) Главное направление воспитания. Основной подход, метод.
4) Личность воспитателя. А я достойный воспитатель для своего ребенка?
5) Образ жизни в семье, который питает корни ребенка.
Вот мои ответы на эти пять вопросов. Думаю, это не окончательный вариант и со временем буду что-то дополнять.
1. ВЗГЛЯД НА РЕБЕНКА. Кто он? Почему пришел в мою семью? Какова моя ответственность? Что я должен вложить?
Мой ребенок пришел со своим предназначением, он пришел научить меня, воспитать меня. Моя задача - увидеть это предназначение и помочь ему развиться. Мой ребенок выбрал меня и моего мужа, так как именно в нашей семье он может максимально реализоваться. Моя задача - заложить нравственные качества в ребенка, видеть его сильные стороны и давать им развиваться.
2. ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ. К чему я веду в своем воспитании? Что значит воспитать хорошего ребенка?
Цель моего воспитания - заложить основу, «корневую систему» моим детям. Чтобы они были устойчивы в вечных жизненных ценностях, а это: доброта, любовь, честность, порядочность, ответственность, уверенность в своих силах, вера в Бога. И уже на базе этих вечных ценностей дать детям свободу выбирать свой путь, творить, преображать этот мир, реализовывать себя как жена (муж), как мама (папа), как личность.
Сделать следующие акценты в воспитании девочек и мальчиков.
Девочкам привить (задача мамы) - понимание женского предназначения: умение быть гибкой, мудрой, нежной, умение быть элегантной и женственной. Девочек научить искусству кулинарии, рукоделию, музыке, танцам, домоуправлению (иди домовитости), аккуратности. И главное, умению выстраивать гармоничные отношения с мужем.
Мальчикам привить (задача папы) - умение брать на себя ответственность, уверенность в себе, хозяйственность, дипломатичность, деловую хватку, приверженность здоровому образу жизни, уважение к женщине.
3. ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ. Основной подход, метод.
Основной подход: целостно развивать в ребенке мышление, чувства и волю. Поощрять творческие способности во всех сферах жизни. Давать детям достаточную свободу, но не вседозволенность, ставить границы. Развить в детях бытовую зрелость. Воспитать из них хороших помощников. Заложить морально-нравственное воспитание.
4. ЛИЧНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. А я достойный воспитатель для своего ребенка?
Мне необходимо следовать Божьим заповедям. Совершенствоваться в терпении, смирении, управлении эмоциями. Научиться справляться с гневом, леностью, чревоугодием, унынием, гордыней, тщеславием, завистью, осуждением. Совершенствоваться в глубокой безусловной любви к членам семьи, основанной на уважении, принятии, честности.
5. ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ, который напитает «корни» ребенка.
- Воспитание собственным примером.
- Здоровый образ жизни.
- Отсутствие телевидения, любовь к чтению.
- Семейные праздники.
- Вера в Бога и христианский образ жизни, добрые дела.
Вот мои ответы на эти пять вопросов. Попробуйте и вы сформулировать для себя, кого вы хотите вырастить? Какого ЧЕЛОВЕКА? И каким примером хотите быть? Какое послание несете ребенку своим образом жизни? Это очень полезно сделать каждому родителю. Чтобы потом не удивляться, что же в результате выросло в вашей семье.
КАК ВСЁ УСПЕВАТЬ ДОМА С ДЕТЬМИ?
Вопрос:
«Добрый день, Елена. Хочу задать вот какой вопрос: как вам удается соблюдать ритм и повторяемость в вашей домашней жизни? У меня с этим большие проблемы. В условиях садика все понятно: есть повар, есть уборщица, продукты привозят, и это все не забота воспитателя, это во многом оторвано от реальной жизни и высвобождается время на творчество, хороводы и сказки. И воспитатель работает еще и с помощником, да еще по сменам.
Но т.к. мы живем дома реальной жизнью, то каждый день сталкиваемся с кучей дел, и иногда незапланированных. Это и поход за продуктами, и к врачу, например, на почту, плюс у меня дети ходят в бассейн и старший на музыку, еще есть родственники и друзья, с которыми тоже надо когда-то видеться.
Как маме успеть приготовить, везде сходить, погулять с детьми, пообщаться со всеми, сделать ген уборку и тп? Я дома выстроила какое-то подобие ритма, это подъем в одно время, завтрак, к-то кружок ( бассейн, музыка), прогулка, обед, сон. Вечером отбой в одно время. При этом у меня ненормированная работа и дети в срочном порядке отправляются к бабушкам. Мне приходится делать уже ночью работу, читать книги, уделять внимание мужу, иногда даже готовить еду, вышивать. И мы не успеваем, вернее очень эпизодически, лепить из воска, рисовать акварелью, разучивать хороводы, т.е.это присутствует по вдохновению, но без ритма, например, на улице дождь - сядем потворим. А когда тепло - так мы вообще целыми днями гуляем с перерывом на обед и сон. Поделитесь, как вы решаете эти противоречия?»
Ответ:
«У каждой женщины, тем более мамы, всегда будет незапланированные дела, поездки, форс-мажоры. И это нормально. Но в любом случае, чтобы всё успевать и не превращать жизнь в вечное неуспевание, нужна основа, стержень - а это чёткий ритм дня, ритм недели, ритм года. Ритм должен пронизывать всю вашу жизнь, даже если вам надо срочно уехать, вечером вы возвращаетесь и смотрите, что у вас в это время и продолжаете дальше двигаться по расписанию. Любая организация, а семья - то очень сложная организация, начинается с тайм-менеджмента. Ритм дня, ритм недели и ритм года - это тайм-менеджмент в организации воспитательного процесса, в семье. Извините, что я сравниваю семью с бизнесом, я 5 лет занималась оперативным управлением промышленной компании, поэтому на опыте знаю, что во всём должна быть чётная система, иначе любая деятельность: неважно крупная корпорация или семья, превращается в хаос, рутину. Женщине дома трудно построить упорядоченную систему, поэтому мамы дома часто выглядят немного "замученными"))))) Если есть ритмы, то какие-бы дела вас не захлеснули, вам всегда есть куда вернуться.
Пропишите с мужем все хозяйственно-бытовые дела, разделите обязанности. Во все домашние дела привлекайте детей. Им всё интересно: от смены лампочки до приготовления еды.
Ритм дня и недели - это не рутина. Вот его отсутствие приводит к тому, что домашняя хозяйственная жизнь превращается в рутину, когда ничего не успеваешь, нет места для новизны. Только из полного порядка возможен выход в эту новизну. Один день в неделе, выходной, пусть будет незапланированным, хаотичным. Этот день тоже нужен, чтобы осознать важность планирования.
Это очень серьёзные инструменты, причём все про них знают, но почти никто не пользуется.
Волшебство планирования заключается в том, что когда переписал все дела, возникает эффект непроизвольной концентрации на них. На эти дела идёт наше внимание и соответственно и энергия. Многие запланированные завтрашние дела, волшебным образом делаются уже вечером)))
Шариковая ручка - это ваша волшебная палочка. Многие дела сами рассасываются.
Поэтому очень серьёзно надо подойти к составлению ритма дня, ритма недели, годового ритма, ритма питания. Ритмы - это стержни, основа. И нужно перевести в привычку планировать каждый месяц и предстоящий день.
Многие неправильно воспринимают понятие ритма - и думают, что с появлением ритма дня, вся их жизнь превратиться в рутину, где не будет места для творчества. Ритм дня, это как ось, хребет, стержень, а творчество и заключается, чтобы наполнять новизной существующий стрежень. Поесть и поспать - ведь не является рутиной и обыденностью, это необходимость, тоже самое ритм - это необходимость, без которого не выжить. Ритм дня делается один раз и надолго. Это ось, на которую каждый день нанизывается что-то новое.
В ритме есть основа: подъём, приёмы еды, сон, а между ними идут другие важные дела: свободная игра, музыкально-ритмическая игра, прогулка или поход в гости, творческое занятие, вечерние игры с папой, купание, всё это ведь присутствует каждый день. А творчество и заключается в новизне: в новом блюде, новом интересном рукоделии, новом интересном занятии с папой, увлекательной прогулке и т.д.
Очень важен недельный ритм: где все основные дела распределяются по дням недели и там можно прописать всё: от бытовых дел: звонки бабушкам - по понедельникам, подстригание детям ногтей по вторникам, полив цветов - по средам и т.д. до детских занятий: лепка -по понедельникам, живопись - по вторник, выпечка - по средам и т.д..
Благодаря чёткому планированию, я успеваю огромное количество дел: проводить все занятия с детьми, готовить еду 3-4 раза в день, каждый день убирать определённую зону, писать статьи, заниматься интернет-магазином. При этом ещё остаётся свободное время на чтение.
Самое сложное всегда, заставить себя начать писать все эти ритмы. Это проблема всех женщин, женщине очень трудно это даётся. Так как планирование - это аппеляция к разуму, а женщина живёт больше эмоциями, чувствами.
А теперь по вашим конкретным вопросам:
1. Прогулку с детьми всегда можно совмещать с походом в магазин, а за крупными покупками ездить в выходные.
2. Поездки к родственникам и друзьям совершать лучше тоже по выходным. Либо заменять прогулку на поход к друзьям, и планировать это лучше с вечера. Спонтанные поездки нас часто радуют, но вносят сумбур и отнимают силы.
3. Генеральную уборку лучше делать один раз в 2-3 недели (привлекая детей, мужа или помощь уборщицы), а в остальные дни убирать небольшой участок.
4. Пока у детей свободная игра, можно всё перестирать и перегладить.
5. Вышивать и готовить лучше вместе с детьми, им нужен ваш практический опыт, чтобы было чему подражать.
6. Если из-за срочной работы вы не успеваете полепить воском или порисовать, ничего страшного, просто это занятие пропускаете, и на следующий день двигайтесь по недельному ритму. Например, сегодня мы возили дочку на массаж и пропустили и хоровод и творчество, которое у нас по понедельникам. Ничего страшного, завтра мы уже будем двигаться по расписанию следующего дня.
7. Вы пишите, когда тепло, мы в основном гуляем, поэтому и нужно составлять ритм на холодное время года,и на тёплое. Мы тоже с мая по сентябрь проводим всё время на улице, при этом у нас составлен летний ритм дня.
8. И попробуйте взять старшего сына с собой на съёмки, я думаю, ему будет интересно посмотреть, чем занимается мама. Предварительно, конечно, провести с ним беседу, чтобы он вам не мешал.
9. Я решила до 7 лет детей никуда не возить: ни в бассейн, ни на детскую йогу, ни на разные занятия. Это связано с тем, что мы живём за городом и длительные переезды утомляют, отнимают кучу времени и сил. Поэтому всю неделю мы находимся дома. Благодаря этому экономиться куча времени. Я возила дочек и на арт-терапию, и на песочную терапию, детскую йогу, мягкую школу и т.д. И поняла, что всё это лишнее. При большом желании, можно всё это дома проводить. Я полгода проводила сама детскую йогу дочкам, потом мягкую школу. Но потом решила заниматься только в русле вальдорфской педагогики, и отменила эти занятия. В общем, решила, что вместе со школой ввести и дополнительные занятия. А пока детям хорошо и дома, на природе, рядом с мамой и папой
НЕ РАЗДЕЛЯЙТЕ ЖИЗНЬ И ДЕТЕЙ, НАМ НАДО НАУЧИТЬСЯ ВСЁ ЭТО СОВМЕЩАТЬ)))
ЕЖЕГОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Ребёнок переживает течение года детским наивным образом, он принимает в нём участие всем своим существом. Но из всего года выделяются ежегодные празднования, которые могут быть охвачены сознанием ребёнка совершенно различными способами, в соответствии с его натурой.
К празднику Рождества ребёнок имеет непосредственный доступ. Символика этого праздника понятна ребёнку. Уже в предрождественское время (за четыре воскресенья до Рождества) он сильно переживает, волнуется. После тёмных, туманных ноябрьских дней в первые предрождественские дни появляется солнце. Каждый день приносит новый свет, который усиливают свечи на рождественской ёлке. Ребёнок может сам принимать участие в подготовке к празднику: мастерить маленькие подарки, рисовать, клеить, вязать красить и т.п.
Традиции и твёрдо установленные обычаи не обязательно должны играть в жизни взрослых людей ведущую роль. Для детской жизни, напротив, традиции могут быть целительны. Очень хорошо для души ребёнка, когда Рождество каждый год празднуется с теми же символами, ёлка украшается так же, поются те же песни и т.д. Самым радостным для детей в рождественские праздники являются старые (прошлогодние) игры, в которых они сами принимают участие.
Другие христианские праздники дети воспринимают по-другому. Пасха и Троица для ребёнка - праздники расцветающей, распускающейся природы. Катание яиц в Пасху, украшение дома ветками берёз и цветами в Троицу дают ребёнку такие яркие переживания, которые он редко испытывает.
К задачам религиозного воспитания относится и такая: как дать ребёнку, наряду с восходом и закатом солнца, почувствовать ночь. При этом очень важна деликатность взрослого. Готовят ли ребёнка, возможно, в первый раз, к восприятию звёздного неба в зимний вечер, когда Орион победно сияет на юго-востоке, а под ним -Сириус, или разрешают ему в летнюю ночь остаться на улице, посмотреть на Большую Медведицу и другие созвездия, прежде всего воспитатель должен ощущать в себе самом благоговейное почтение к этим космическим явлениям. Можно обойтись без слов. Уже то, как воспитатель долго молчит, глядя на звёздное небо, оказывает на ребёнка большое влияние.
В воспитании бесконечно многое основано на том, что глубочайшие воспитательные воздействия исходят не из слов, поучений и увещеваний, а из впечатлений, к которым мы подводим ребёнка.
Вернёмся опять к рождению Христа. Что здесь представлено? В чистом, святом сиянии - зачатие и рождение. Это те жизненные процессы, представление о которых подрастающий человек зачастую получает в циничной, отталкивающей форме от товарищей, на улице или когда взрослые объясняют тайну абстрактно-естествоведчески. Оба пути одинаково вредны и неверны. Ведь когда ребёнок спрашивает о своём происхождении, он спрашивает в первую очередь о происхождении своей души, себя самого, а уж потом о происхождении телесного бытия.
В истории рождения в Евангелии удивительно переплетаются небесное и телесное происхождение ребёнка Иисуса.
Если подрастающий человек имеет счастье из года в год наблюдать это представление, то тихая сила останется в его душе на всю жизнь и будет противостоять всему грязному и циничному. Это относится также к изображению архангела Михаила, который победил дракона, а также к другим картинам из природы, истории искусства, которые представляются учителями и воспитателями, но не интерпретируются абстрактно.
Религиозное воспитание может брать свои просветительские силы не только из Библии, оно может питаться каждым явлением мира. Нет ни одного мифа, легенды, сказания, ни одного истинного произведения искусства, которые не несут в себе религиозных сил, так как они возникают из связи с духовным миром, только принимают различные формы в зависимости от состояния сознания людей.
К. фон Гейдебранд
О душевной сущности ребенка
О РИТМАХ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА И О ВОСПИТАНИИ РЕЛИГИОЗНОГО ЧУВСТВА
Существенным для всего живого в мире является ритм. Мы наблюдаем его в растениях, которые вырастают и развиваются в соответствии с ритмом года: их части (корни, литья, цветки) организованны в определенном ритме. Мы наблюдаем ритм в строении организма животного и человека.
Мы удивляемся музыкальным пропорциям человеческого тела, например, лопатка, плечо, предплечье, кисть, пальцы гармонично взаимосвязаны. И нам известно, что все органические процессы протекают ритмично. Они следуют ритмами дня и ночи, весны и лета, осени и зимы. Человек научился преодолевать эти ритмы. Он может спать днём, бодрствовать ночью, произвольно принимать пищу и т.д.
Ребёнок не может действовать таким же образом, как взрослый, он ещё нуждается в ритмах. Его организм должен в определённое время принимать пищу, в определённые часы спать и бодрствовать. Чем ритмичнее протекает жизнь маленького ребёнка, тем здоровее он будет. Но ребёнку требуется также и ритмичное принятие душевной пищи, чтобы игра и учение были попеременно включены в течение дня. Каждое нарушение режима вредит душевным способностям ребёнка.
Полезно для воспитания воли ребёнка, чтобы он каждый день выполнял небольшие задания: вытирал пыль, поливал цветы, чистил обувь, убирал постель и т.д. Но эти задания каждый день должны выполняться в строго определённое время. Очень плохо, когда ребёнок играет, а мать в это время его зовёт, чтобы дать задание, которое ей вдруг пришло в голову.
Так же обстоит дело и со школьными заданиями. Если для выполнения заданий отведено определенное время, которое изменяется только в случае необходимости, то ребёнок привыкает делать это вовремя.
Точно так же все маленькие обязанности: умывание, чистка зубов, зарядка и т.п. - должны выполняться ежедневно, регулярно, в одно и то же время. Из этого рождаются хорошие привычки. Однако здесь не должно быть излишней педантичности которая является злейшим врагом воспитания.
Необходимо обратить особое внимание на то, как ребёнок засыпает и как пробуждается. Это те ворота, через которые душа уходит каждый вечер в духовный мир и каждое утро возвращается в земной. Очень важно подготовить ребёнка ко сну. Конечно совершенно не подходят гнев, ежевечерние "баталии" при укладывании ребёнка, как это бывает во многих семьях. Гораздо более подходящим являются сказки, легенды, осмысленная, но не морализующая история, песни, тихая мелодия. С некоторыми детьми можно поговорить о том, что он сделал за день, что переживал.
Обед означает важное событие в течение дня. Члены семьи собираются для совместной еды. Молитвенные изречения помогают напомнить о духовной связи и настроить душу на благодарный и радостный лад. В этот момент должна отсутствовать всякая сентиментальность. Образ, слово, звук в религиозном действе имеют силу сами по себе и не нуждаются в субъективном чувствовании. Вот изречение, которое можно произносить перед едой:
Хлеб не сам питает. В нем кормят нас с тобой Вечное Божие Слово, и Жизнь, и Дух Святой Трудно представить, какое значение имеет для христиан воскресенье. Шесть дней следуют друг за другом, они посвящены работе, делам. Эти дни отличаются от 7-го дня, который приносит совершенно другие переживания. Каждый знает, например, что во время каникул наступает отдых не потому, что человек "ничего не делает" в это время, а потому, что он делает что-то другое, чем обычно. Живое чувство к воскресенью должно быть разбужено в детях. Но как? Повести ребёнка в церковь слушать интеллектуальный, догматический ход мысли проповеди? Дети часто совсем ничего не слушают, это потерянное время. Множество примеров из детских воспоминаний говорит о том, что детская душа ищет наглядности культа, в котором открывается сверхчувственное. Дети, которые воспитываются совсем без религии, строят себе нечто, похожее на культ. Ребёнок, жаждущий образного проявления сокровенных предчувствий и смутных воспоминаний о жизни до рождения, делает что-то предметом поклонения гораздо чаще, чем думают.
Один ребёнок рос в среде, где он познакомился с религией, представленной в оболочке тривиальной интеллектуальности и чувствительности. Всё божественное, что он должен был чтить в душе, осталось чуждым его натуре, за исключением одной фразы: "Бог создал мир". Ребёнок создал сам себе пищу, которой он жаждал. В лесу в сосне он нашёл отверстие, написал записку со святыми словами, которые знал, и спрятал глубоко в дупло. Каждый день он приходил к этой сосне с возвышенными чувствами.
Большое значение для душевной жизни ребёнка имеют также картинки в детской комнате, удивительным украшением которой могут стать лучшие репродукции Сикстинской мадонны, несущей ребёнка на руках Земле. Такие картинки соединяют ребёнка с Божественной сущностью, связывают его душу с прародиной.
К. фон Гейдебранд
О душевной сущности ребенка
-----------
Мне самой пока сложно, что то сказать, надо пару месяцев окунуться в систему цитирую Елены Гринталь.
«Что мне нравиться в данной системе?
Это то, что я ни разу ничего не объясняла и специально не показывала ребёнку! Я просто сама увлечённо занималась различным творчеством, осваивала рядом с детьми, и дети с энтузиазмом подражали мне. Некоторые вещи они делали не сразу, а через неделю, через месяц. Вот, например, вальдорфскую куклу я сшила 3 месяца назад, и сегодня дочка, ни с того ни с сего, села и начала шить куклу (на фото). Пришивать волосы, вышивать глазки. Три месяца назад она наблюдала этот процесс и сегодня её «прорвало» на шитьё куклы. Это удивительно!
Я заметила, когда я что-то пыталась объяснить ребёнку, как надо правильно делать, встречала бурю сопротивления. И потом я перестала это делать, главное, самой увлечься. И находить идеи для творчества.
Творчество нужно женщине не только, чтобы заниматься с детьми. Творчество питает женскую душу, это одна из главных составляющих счастья женщины. Творчество - это своего рода канал, по которому вы можете соединиться со своим настоящим высшим Я. По нему божественная энергия может выйти наружу. Когда вы творите, не важно, каким видом творчества вы занимаетесь, эта жизненная энергия приобретает форму и выходит во внешний мир.
Творите в радости, с удовольствием и вместе со своими любимыми детками!
"Маленькие дети и их матери".»
«ЗРЕЛЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ
Каждый день к нам присоединяются новые мамы и папы, что не может не радовать. Поскольку не все дочитывают до конца (а точнее, до начала ленты), мне хотелось бы еще раз сакцентировать внимание подписчиков, почему именно вальдорфской педагогики мы с Еленой, несмотря на то, что сейчас авторских методик очень много, придерживаемся в своем ежедневном ритме жизни.
Во-первых, это единственная педагогическая система, основанная на естественном развитии ребенка, а не на, так называемом, раннем. И это один из важнейших плюсов. Нужно отметить, что сама суть системы не нова, даже далеко не нова, хотя и временем ее рождения считается XX век (начало) под руководством Штайнера. На самом деле, и на Руси и в других странах примерно так и воспитывали своих детей издавна все нормальные семьи. Это и есть национальное традиционное воспитание с глубоким естественным познанием ритмов природы, национального культурно-исторического эпоса и религии.
Под влияние глобализации, информатизации, ускорения общемировых процессов, суррогатов производства сам естественный ход природы кажется в мэйнстриме уже чем-то ненормальным. Даже больше: отсталым, убогим. Как, в 3 года Ваш ребенок не умеет читать?? Не знает 3х языков? Таблицы умножения??
Природа, созданная Творцом, не могла быть создана глупой. Феофан Затворник, Иоанн Богослов, Леонардо да Винчи, Тициан, Аристотель, Сенека, Кант, Достоевский, Пушкин и тысячи других Великих имён, гениальных людей, людей творческих, мыслителей, богословов выросли БЕЗ МЕТОДИК РАННЕГО РАЗВИТИЯ, БЕЗ АЙПАДОВ, БЕЗ ТЕЛЕВИЗОРА, БЕЗ ИНТЕРНЕТА, БЕЗ МНОГОРАЗОВЫХ РАСКРАСОК, БЕЗ ТОТАЛЬНОГО ЗАСИЛИЯ ПЛАСТИКА!
Естественное развитие ребенка, видение в нём Божественного зерна, которое при условии достойного родительского окружения, любящих людей, природы, естественных материалов и естественных возрастных занятий позволяет вырастить не миллиардера/супер-пупер-успешного-бизнесмена/олимпийского спортсмена и т.д. по нереализовавшимся амбициям родителей, а НОРМАЛЬНОГО=ЗРЕЛОГО человека, который сам выберет свой Путь для самореализации в жизни, сможет адекватно воспринимать окружающую его Реальность, свои чувства, слушать свой внутренний голос, доверять интуиции, строить взаимоотношения с людьми.
Р.Штайнер был не первооткрыватель, прекрасных людей матери естественным образом тысячелетиями воспитывали и до него, это нужно критически понимать. Смысл (который, в прочем, не нужно недооценивать!) его работ по педагогике заключается в глубочайшем осмыслении природы ребенка, скрупулёзном анализе множества наук, касающихся воспитания хотя бы краешком, и реализация этого всего в стройную логическую систему, пользоваться которой сможет любой человек, изначально далекий от высоких педагогических целей. Традиционно русское педагогическое сообщество также богато именами, которые осмыслили то же самое (хотя бы Ушинский, Сухомлинский, Амонашвили), просто их труды непосильны для простого смертного. Один многотысячный "Человек как предмет воспитания" чего стоит. А здесь более примитивно (но не значит плохо, просто более доступно). Поэтому я лично прошу вас всех, не нужно зацикливаться конкретно на тотальном следовании вальдорфской педагогике или какой-либо другой. Мыслим шире, друзья, выходи за рамки! Изучаем достойную литературу, первоисточники, синтезируем и естественно вплетаем в жизнь семьи то, что нам откликается и хочется выполнить, и по силам.
Конечно, начиная пользоваться хотя бы готовыми приемами, каждый из нас уже развивается, растет сам, поскольку воспитание детей и направлено, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, на воспитание самого себя.
Дальше начинается (и продолжаться будет этот процесс всю жизнь) процесс осмысленной оценки своих действий в жизни, в отношении ребенка..
Кого мы хотим вырастить? Как мы хотим вырастить наших детей? Как мы можем это сделать? Кто я? Что я могу дать своему ребенку? Достойный ли я пример для подражания? А вся наша семья? А отношения в ней? Вот оно.. начало ОСОЗНАННОГО отношения к своему Бытию, своей единственной запомнящейся Жизни на Земле.»
--------
Елена, добрый день! Я внимательно изучаю Ваши статьи и у меня созрел вопрос: моему сыну год и месяц, но я совершенно ничего не успеваю. Знаю, что нужно планирование, вот сижу с ручкой в руках и пишу. Чем можно заниматься с годовалым ребенком согласно Вальдорфской педагогике? Я прочитала книгу Загвоздкина, но там про деток постарше написано...
Показать полностью.. А когда я готовлю, то сын сидит на полу и играет посудой моей) Как вы пришли к чёткому планированию? Я уже сто раз пытаюсь начать планировать и все время бросаю. Не доделываю. Несколько блокнотов с планом: подъем, зарядка, завтрак, прогулки, но все время что-то меняется... Сама себя злю. Хвастаюсь за все сразу.
Ответ:
Что касается занятий с маленьким ребёнком: годовалый ребёнок должен находиться постоянно с вами и наблюдать за всем, чем вы занимаетесь, чем больше разных дел он будет видеть, тем более развитым ребёнком он будет становиться. Поэтому в вашем ритме должно присутствовать много разных дел, в том числе творческих занятий. Давайте сыну трогать и изучать всё, что вы берёте (кроме опасных предметов). Игра настоящей посудой - это вообще очень развивающий материал для ребёнка))) А специальные занятия, когда вы уделяете внимание только ребёнку - это детские игры-потешки на коленках, простые пальчиковые игры типа "вот кулак, а вот ладошка, на ладошку села кошка...", "сорока-белобока" и т.п. Потешек много в интернете. Побольше пойте ребёнку, всё проговаривайте. Этого пока достаточно для его возраста. Самое главное, следите за своим самочувствием, ваше внутреннее состояние напрямую влияет на здоровье ребёнка. Воспитать здорового гармоничного ребёнка может только счастливая гармоничная мама. Не перегружайте себя делами, не требуйте слишком многого от себя)))
По поводу «всёуспевания»: вам сильно поможет ритм дня и ритм недели. Без ритмов что-то успевать вообще нереально. Мне тоже поначалу планирование тяжело давалось. Просто со временем это перешло в полезную привычку. Главное, продолжать делать, даже если не получается, дальше пробовать, не корить себя, если срываешься. Очень помогает напечатанный ритм дня, ритм недели, план на месяц, недельное меню. Всё это надо распечатать, и пусть лежит рядом с компьютером на вашем рабочем столике. С вечера делайте план назавтра. Ежедневный план составляйте согласно дневного и недельного ритма, недельного меню и просматривания плана на месяц. В течение дня надо заглядывать в ежедневный план, напротив сделанных дел ставить плюсики (не вычёркивать(!), это важно). Вычеркнуть надо дела, которые вы не успели сделать, а не сделанные дела перенести на другой день или отменить вообще. Именно эти плюсики помогают поверить в себя и видеть, что выполняешь взятые на себя обязательства))) Вроде бы мелочь, а работает))))
И ещё важный момент (!), с таким маленьким ребёнком как у вас, надо быть готовым к тому, что, ритм дня будет постоянно меняться, так как ребёнок растёт, многие его потребности меняются.
Когда вы планируете свою неделю, уделяете ли вы в ней время, которое проведете наедине с мужем? Если не планировать времени с мужем, то его можно просто упустить. Дни будут сменять друг друга, и вы начнете замечать, что практически не виделись со своим мужем и не знаете, что сейчас с ним происходит. Планирование помогает нам останавливаться и отделять важное от ненужного, спрашивать себя: что я хочу успеть, и мудро распоряжаться своим временем.»
Источник группа в ВК http://vk.com/waldorfhome