ПМПК. Бальная система.
Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.
1. ПОИГРАЙ.
1 балл - ребенок действует с игрушками неадекватно (тянет в рот либо кидает их); при обучении не стремится к совместным действиям со взрослым либо вообще не реагирует на игрушки.
2 балла - ребенок проявляет эмоциональные реакции на некоторые игрушки, но сам не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий; в процессе обучения отмечаются манипуляции и процессуальные действия с игрушками.
3 балла - ребенок проявляет интерес к игрушкам; самостоятельно может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий, но не может организовать сюжетную игру без помощи взрослого.
4 балла - ребенок проявляет интерес к игрушкам и может самостоятельно выполнить с ними ряд логически последовательных действий, объединяя их в единый сюжет.
2. КОРОБКА ФОРМ.
1 балл - ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (берет игрушки в рот, бросает их и т. д.).
2 балла - ребенок принимает задание, Н о, выполняя его, использует хаотичные действия, т. е. Не соотносит фигуру с прорезью, а пытается силой затолкнуть ее в любую прорезь; в условиях обучения действует адекватно но после обучения не переходит к другому способу выполнения задания; отсутствует метод проб; к конечному результату безразличен.
3 балла - ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом перебора вариантов либо методом проб; заинтересован в конечном результате.
4 балла - ребенок принимает и понимает задание; выполняет его методом практического примеривания или зрительного соотнесения; заинтересован в конечном результате.
3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ.
1 балл - ребенок не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает матрешку, берет ее в рот, стучит ею по столу и т. д.).
2 балла - ребенок принимает и понимает задание; при выполнении действует хаотично: пытается собрать матрешку без учета величины; в условиях обучения действует адекватно, но потом не переходит к адекватным действиям; к конечному результату безразличен.
3 балла - ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом перебора вариантов либо методом проб; заинтересован в конечном результате.
4 балла - ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом практического примеривания либо зрительной ориентировки; заинтересован в конечном результате.
4. ДОМ ЖИВОТНОГО.
1 балл - ребенок не принимает задание; при обучении действует неадекватно.
2 балла - ребенок принимает задание, но в своих действиях не ориентируется на образец; расставляет фишки непоследовательно; пропускает углубления; нет целенаправленности в действиях; безразличен к результату.
3 балла - ребенок принимает и понимает задание, но при выполнении не ориентируется на образец, хотя и расставляет фишки последовательно; после указания на ошибки (взрослый еще раз обращает внимание на цвет домиков) ребенок действует соответственно образцу; заинтересован в результате.
4 балла - ребенок принимает и понимает задание; действует целенаправленно с учетом данного ему образца; заинтересован в результате; может сам заметить свою ошибку и исправить ее.
5. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ.
1 балл - ребенок не принимает и не понимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения (размахивает картинками, берет их в рот, стучит по столу и т. д.).
2 балла - ребенок принимает задание, но при самостоятельном выполнении кладет одну часть картинки на другую либо соединяет эти части без учета целостного изображения предмета; в условиях обучения использует только второй вариант помощи - накладывает часть картинки на целое; после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения задания; безразличен к ко- нечному результату.
3 балла - ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно не может выполнить его, но пытается соединить части в целое; в условиях обучения пользуется первым вариантом помощи; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла - ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно выполняет его; заинтересован в результате своей деятельности.
6. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.
1 балл - ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла - ребенок принимает задание, но не понимает его условия; при самостоятельном выполнении перечисляет все переставленные игрушки; после обучения не переходит к адекватным способам выполнения; к конечному результату безразличен.
3 балла - ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить его не может; после обучения решает задачу; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла - ребенок принимает и понимает задание; сам решает задачу в мыслительном плане.
7. ПОСЧИТАЙ.
1 балл - ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (разбрасывает палочки, берет их в рот, стучит ими по столу, размахивает и т. д.)
2 балла - ребенок принимает и понимает задание; по словесной инструкции не может выделить заданное количество; в условиях обучения действует адекватно), но может выделить палочки из множества только в пределах трех; счетные операции даже в пределах трех не выполняет; к конечному результату безразличен.
3 балла - ребенок принимает и понимает условия задания; выделяет из множества количество в пределах трех, но в пределах пяти затрудняется; счетные операции выполняет только в пределах трех; заинтересован в конечном результате.
4 балла - ребенок принимает и понимает задание; выделяет из множества заданное количество и выполняет счетные операции по представлению; заинтересован в конечном результате.
8. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК.
1 балл - ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (берет палочки в рот, разбрасывает их, размахивает ими, стучит по столу и т. д.)
2 балла - ребенок принимает задание; самостоятельно работать по образцу не может ни до, ни после обучения; к результату безразличен.
3 балла - ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно по образцу может строить только после обучения; заинтересован в конечном результате.
4 балла - ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно строит по образцу; заинтересован в конечном результате.
9. НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА.
1 балл - ребенок принимает, но не понимает задание; действует неадекватно (размахивает карандашом, мнет бумагу, берет ее в рот и т. д.).
2 балла - ребенок принимает задание; предметный рисунок представлен в виде черкания или предпосылок к предметному рисунку - рисует голову (круг).
3 балла - ребенок принимает и понимает задание; рисует чело- века в виде «головонога»: голова и ноги или голова и тулови- ще.
4 балла - ребенок принимает и понимает задание; рисует все основные части тела и лица человека.
10. РАССКАЖИ.
1 балл - ребенок не принимает и не понимает задание.
2 балла - ребенок принимает, но не понимает задание; пере- числяет предметы и объекты, изображенные на картинке, не объединяя их в единый сюжет.
3 балла - ребенок принимает задание и понимает смысловую сторону сюжета, но объяснить ее в связном рассказе не может; на вопросы отвечает однословно, показывая тем самым, что смысл понятен.
4 балла - принимает и понимает задание; составляет связный рассказ (три-четыре предложения), отражая в нем основную причинно-следственную зависимость