Развитие ребёнка имеет определенные периоды и точки отсчёта. И в том, как ребёнок преодолевает каждый из этих этапов, колоссальную роль играют родители - его главные проводники в окружающем мире.
Прохождение этих периодов не всегда проходит гладко - и не всегда дети «укладываются в срок»: долго не могут начать говорить или произносить отдельные звуки. И родители не всегда могут определить степень потребности в логопедической помощи.
Когда родителей волнует речевое развитие ребенка, чаще всего они формулируют проблему следующим образом:
«Мой ребенок не говорит, или говорит меньше, чем дети его возраста»
Нет чётких границ развития речи: первые слова могут появиться как в 9 месяцев, так и в полтора года. Ситуация требует вмешательства специалиста-логопеда, если ребёнку 2 года, а в его словаре нет хотя бы нескольких слов (лепетных или полных форм). В 3 года нормой является способность строить короткие фразы.
В нашей статье мы остановимся на понятии темповой задержки речевого развития - то есть простовременное отставание от сверстников детей в возрасте от 2 до 3 лет. Такая задержка может быть обусловлена неблагоприятными факторами, как, например, соматические заболевания, сниженный иммунитет, неправильные методы воспитания в семье.
Если задержка речевого развития темповая, то про своего ребёнка Вы можете сказать, что:
1. Он хорошо понимает обращенную речь, способен выполнить такие просьбы и задания:
«Иди ко мне на ручки»
«Дай мне мячик».
«Принеси мне мячик».
«Возьми мячик и положи его на столик».
«Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу».
Ребёнок реагирует на свое имя (поворачивает голову, когда вы его зовете).
В 3 года он способен выполнить чуть более сложные инструкции:
«Посади мишку на столик, под столик, около столика».
«Принеси маме книжку папы» (любую вещь другого члена семьи).
«Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку».
2. У него хорошее слуховое внимание. Ребёнок определяет и дифференцирует звуки окружающей среды (пение птиц, шум автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), а также их источники. Малыш различает голоса людей, способен к звукоподражанию животным, может показать предмет, который Вы называете.
3. Он любознателен, стремится к знаниям об окружающем мире. Задержка речевого развития не позволяет ему задать вопрос, но он использует обходные пути: подводит взрослого к интересующему его предмету, жестами или мимикой обозначая свой интерес.
4. Он стремится к общению, различными способами привлекая к себе внимание: тянет вас за одежду; поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету; использует звукоподражание, жесты, мимику.
Характерно, что при темповой (временной) задержке речевого развития ребёнок может начать говорить спонтанно, без специально принимаемых мер и без последствий в будущем развитии. Нередко наблюдается резкий скачок от подозрительно маленького набора слов к полноценной для этого возраста фразовой речи. Такой «языковой взрыв» наиболее вероятно происходит, когда улучшается физическое состояние ребёнка (например, летом).
Однако рассчитывать на такой скачок, если Вы наблюдаете у Вашего ребёнка признаки задержки речевого развития, не стоит.
Большинству детей в период развития речевой функции необходим толчок коммуникативного, социального свойства. Это могут быть игровые занятия в группе со сверстниками, превосходящими его в речевом развитии, или индивидуальные услуги логопеда.
Так или иначе, прежде чем предпринимать меры или принять решение «подождать, пока произойдет тот самый «скачок», проконсультируйтесь со специалистом-логопедом.