Заблудшая секта аль-курания (кораниты)
Основные заблуждения коранитов строятся на практическом отрицании важности сунны пророка صلى الله عليه و سلم. С их точки зрения хадисы должны только повторять прямой текст корана, но если в хадисе приходит какое-либо положение, не упомянутое в Коране, они объявляют его недостоверным, обвиняя таким образом во лжи передатчиков этого хадиса и составителей сборников хадисов, в том числе таких авторитетных и общепризнанных, как Бухари и Муслим. А если быть точнее, они вообще не видят необходимости в существовании такой науки, как ильм аль-хадис, так как все, что нужно знать о религии, написано в куране и ничего нового сунна нам сообщить не может.
Собственно, следуя этой "логике", они отметают и другие науки - тафсир, фикх, сира и тд. Потому что их составляли люди, которые могли добавить что-то от себя и выдать это за слова Аллаха. Таким образом, они отметают и необходимость всех ученых вообще. То есть ученые как ранних веков, так и современные тратили время впустую, составляя тома по тафсиру, фикху и остальным наукам, в целях облегчить умме получение знаний и понимание религии. Более того, они обвиняют их во лжи и фальсификации, приводя как довод аят о том, что среди людей есть такие, которые выдают свои слова за слова Аллаха. Ведь, как заявляют кораниты, любому человеку достаточно самому прочитать Коран, чтобы разобраться во всех вопросах религии. Примечательно, что большинство последователей этого течения - не арабо-язычные, то есть они читают и "понимают" религию даже не из самого Корана, ниспосланного на арабском языке, а из смыслового перевода, которых на один только русский язык существует несколько, и вполне вероятно, что каждый переводчик отобразил некоторые нюансы согласно своему пониманию смысла аята.
Если заглянуть в историю, то не секрет, что все секты так и возникали - все они опирались на Коран, но трактовали его по-своему. И, естественно, это не следование знаниям, а следование своему нафсу и страстям. Аллах отдал предпочтение некоторым людям этой уммы, возвысив положение над другими тем, что дал им знания и понимание религии. Что уж говорить о сподвижниках и табиинах, которые сохранили для нас этот Коран и точно также они же сохранили для нас сунну, тщательно заучивая и записывая хадисы.
И всему этому есть доказательства в Коране. Например, Аллах сказал:
Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его.
Коран, Сура 15, Аят 9
Если Аллах оберегает от искажения Коран, почему же они считают, что Он не может точно также оберегать и сунну, которая тоже является частью откровения, ниспосланного Мухаммаду صلى الله عليه و سلم?
Также Аллах говорит в Коране, обращаясь к Своему посланнику: "Мы ниспослали тебе Напоминание, чтобы ты разъяснил людям, возможно они задумаются". То есть Аллах указывает на то, что в Коране есть вещи, нуждающиеся в разъяснении. И в этой же суре Он говорит: "А если вы не знаете, то спросите у обладателей знания". (Сура пчелы 43-44). Также: " Такие притчи мы приводим людям, но понимают их только обладающие знанием" (сура паук, 43).
Таким образом, есть люди, которые знают больше, чем другие в вопросах религии. И является обязательным для простых мусульман обращаться к ученым в неясных для них вопросах. Что касается сунны, то также и в ней мы находим указание на положение ученых:
«Поистине, ученые являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов, но оставляют в наследство одно только знание, и тому, кто приобрел его, достался великий удел» (Абу Дауд 3641, ат-Тирмизи 2682). Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) сказал: «Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая знающих, когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных лидеров. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фетвы, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» (аль-Бухари).
Поэтому, когда кораниты утверждают, что между хадисами и Кораном есть противоречия, становится ясно, что противоречия эти существуют только лишь в их понимании прочитанного, потому что они не обладают достаточными знаниями . И если бы они обратились за разъяснениями к книгам тафсира или обладателям знания, все противоречия и сомнения сразу бы исчезли.
Аллах сказал в Коране про Мухаммада صلى الله عليه و سلم: "Он не говорит по прихоти, это - не что иное, как внушаемое ему откровение" (сура звезда 3-4). В этом указание на то, что все слова пророка являются частью откровения. И отрицание чего-либо из его слов (достоверных риваятов хадисов) является куфром, выводящим из религии, как и отрицание чего-либо из Корана. Около ста аятов указывают на то, что мы обязаны подчиняться пророку, потому что он передает нам повеления Аллаха, и таким образом ослушание его является ослушанием Аллаха.
"О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!"
Коран, Сура 4, Аят 59
"Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью".
Коран, Сура 4, Аят 65
"Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем".
Коран, Сура 4, Аят 80
И в заключение хотелось бы привести несколько хадисов, указывающих на то, что кораниты являются заблудшей сектой:
Как сказал Посланник Аллаха (
صلى الله عليه و سلم
):
«Тот, кто не желает следовать моей Сунне, не имеет ко мне отношения»
[Аль-Бухари].
«Я запрещаю, что бы кто-либо из вас, облокотившись на свой диван, говорил о том, что я повелел или же запретил: "Не знаю, мы следуем тому, что находим только в Коране!"»
[ат-Тирмизи 2663, Абу Дауд 4605, Ибн Маджах 13. Хадис достоверный. См. "Мишкатуль-масабих" 162.]
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Может быть так, что до человека дойдет от меня хадис, а он, облокотившись на свой диван, станет говорить: "Между нами и вами Книга Аллаха! И то, что мы находим в ней дозволенным, мы считаем дозволенным, а что находим запретным, считаем запретным!" Тогда как, поистине, то, что запретил посланник Аллаха, все равно, что запретил сам Аллах!»
[ат-Тирмизи 2664, Ибн Маджах 12. Хадис достоверный. См. "Мишкатуль-масабих" 163.]
Аль-Микъдам ибн Ма'дикариб рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему (Сунна)! Я опасаюсь удовлетворенного человека, лежащего на своем диване и говорящего: "Следуйте этому Корану! Что найдете в нем дозволенным, считайте это дозволенным, а что найдете запретным - запретным!"»
[Абу Дауд 4604, ат-Тахави 2/321. Хадис достоверный.]