Стереотипы у детей
Когда наши дети смотрят мультфильмы, то их установкой стереотипов занимаемся не мы!
А конечно:
При анализе образов героев учитывались место персонажа в сюжете, его пол, внешний вид, социальный статус, поведение и характер героя, а также окружение, характеризующее персонажа.
Начнем с положительных мужских персонажей. Наибольшее значение имеют главные герои, т.к. именно в них находят свое отражение стереотипы об идеалах мужчин. Эти персонажи включаются в полноценное действие в сюжете лишь со «Спящей красавицы» 1959 г. До этого степень их участия была крайне низкой, они появлялись два-три раза за весь мультфильм, не предпринимая никаких активных действий. В мультфильмах 1937-1989 гг. это исключительно принцы: красивые, статные молодые люди. Они храбры, справедливы, добры и сдержанны, с чувством собственного достоинства. Можно сказать, что они составляют некий идеальный образ классического принца, меняются лишь цвета их волос и одежда.
Начиная с «Аладдина» 1992 г. меняется их социальный статус: из принцев они становятся ворами (к примеру, Юджин из «Рапунцель», Аладдин из «Аладдина»), воинами (Джон Смит в «Покахонтас» и Ли Шанг в «Мулан») или нищими принцами (Навин в «Принцессе и лягушке»). Они остаются стройными и красивыми, но одежда упрощается. Например, в «Русалочке» принц может одеться как простой моряк. Храбрость как обязательное качество главного героя важно лишь до 1998 г. («Мулан»). Также к 2000-м гг. обязательной чертой героя перестает быть и наличие физической силы, важнее становятся находчивость, ловкость, ум. Они делаются женственнее, начинают заботиться о своём внешнем облике, а также приобретают отрицательные черты: врут, боятся, воруют, становятся эгоистами, охочими до денег. Примечательно, что в мультфильме 2012 г. «Храбрая сердцем» партнера для принцессы вообще не нашлось, были лишь ущербные кандидаты. А в «Холодной сердцем» представленный образ идеального принца рушится в ходе развития сюжета: он оказывается предателем и убийцей.
Теперь перейдем к положительным женским персонажам. Главные героини изначально все европейского типа, соответствующие общественному идеалу того времени: трудолюбивые, скромные, мечтательные, послушные. Это Белоснежка, Золушка, Аврора. Начиная с 1980-хх гг., у героинь проявляются такие черты характера, как непокорность, самостоятельность, любознательность. Также с конца 1980-х гг. начинает проявляться сексуальность тел героинь, подчеркивается значимость их внешней привлекательности. С этого же времени героини становятся независимее и даже спасают принцев (до этого времени они бездействовали). С «Покахонтас» 1995 г. героини становятся физически сильнее и независимее. Начиная с 2010 г. и вовсе доминируют над мужчинами. Мультфильмы 2012 и 2013 гг., в отличие от всех предыдущих, не заканчиваются свадьбой: в том же фильме 2012 г. главной героине муж вовсе не нужен.
Иллюстрация смены гендерных ролей
Интересно, что при анализе трансформации образов конкретных персонажей в зависимости от года выхода мультфильма, проведенного на примере «Золушки» 1950 г. и её сиквелов 2002 и 2007 гг., наиболее явные и логичные изменения претерпевает только главная героиня, а изменения остальных персонажей скорее случайны и используются для развития сюжета. Золушка в сиквелах остается доброй и обаятельной, однако у неё появляются такие черты, как самоуверенность, непокорность, храбрость. Примечательно, что в первой части она ездит исключительно в карете, во второй - скачет верхом по-женски, а в третьей - уже по-мужски и даже без седла.
Трансформация образа Золушки
Таким образом, мы можем сделать вывод, что процессы эмансипации женщин в обществе находят своё отражение и в женских мультипликационных образах. Героини становятся сильнее и самостоятельнее, начинают доминировать в отношениях с мужчинами, а порой и вовсе перестают нуждаться в мужской поддержке.
Положительные второстепенные мужские персонажи представлены в образах отцов героев (часто - королей) и различных помощников. В мультфильмах с 1959 г. по 1995 г. отцы играют достаточно весомую роль в сюжете, оказывают значительное влияние на своих детей. Наблюдать их мы можем в виде двух типажей, которые сменяют друг друга независимо от года выхода мультфильма. К первому типу мы отнесли высоких, статных, мудрых, справедливых мужчин (к примеру, в «Русалочке», «Рапунцель»). А ко второму, - как пародии на первый тип, - маленьких, толстых, истеричных, ребячливых транжир и обжор (к примеру, в «Аладдине» и отец принца в «Золушке»). Отдельно выделяются отцы Тианы из «Принцессы и лягушки» и Золушки - военные, не обладающие королевским титулом. Но при этом, все они, независимо от различий в характерах и социальных статусах, представлены как любящие своих детей и желающие им лучшей доли.
Мамам главных героев отводится значительно меньше внимания, часто они выступают только фоновыми персонажами или вовсе отсутствуют. Они заботливые, храбрые, когда дело касается их детей, внешне разных типажей, но всегда приятные и симпатичные. Только в одном из рассмотренных мультфильмов мама играет главную роль, что объясняется самим сюжетом, завязанном на проблеме взаимоотношения матери и дочери («Храбрая сердцем»).
Что касается образа матери в целом, то в мультфильмах 80-90-х гг. мамы с детьми - женщины внешне непривлекательные, часто полные и пожилые. Примечателен образ многодетной матери из «Красавицы и чудовища», обращающейся со своими детьми крайне неумело и безалаберно.
Образ многодетной матери в «Красавице и чудовище» 1991 г.
Подруги были замечены только у двух героинь, обычно принцессы дружат с животными. В «Покахонтас» это красивая, благоразумная, верная, заботливая девушка. В «Принцессе и лягушке» - Шарлотта - «блондинка в розовом», на первый взгляд, типичная: капризная, истеричная. Но при этом она неглупа, богата, по-своему заботлива. И, что важно, она представлена как пародия на прежних принцесс, цель всей ее жизни - выйти замуж за принца.
Другие второстепенные положительные героини - добрые феи, ведьмы, придворные дамы, городские дамы, - в целом, однообразны: чаще пожилые, немного нелепые, разных возрастов. При этом, чем старше женщина, тем менее привлекательной она изображается.
Из мужских второстепенных персонажей любопытен образ священников, фигурирующий в «Золушке» и «Русалочке». Это мужчины, что вероятно обусловлено спецификой того периода времени, которое изображается в мультфильме. Они представлены как пародии на самих себя, очевидно, высмеиваются: небольшого роста, лысы, в непомерно больших одеждах. Однако в самом первом мультфильме, в «Белоснежке», религия подается серьезно, главная героиня совершает молитвенный ритуал перед сном.
Теперь обратимся к отрицательным персонажам. В первых мультфильмах Дисней они представлены исключительно в женских образах (мачехи в «Белоснежке» и «Золушке», Мелифисента в «Спящей красавице» и др.). Большинство злодеек - это статные, стройные, облаченные в одежду темных тонов и зачастую образованные женщины. По характеру они эгоистичны, лживы, театральны, высокомерны и манипулируют людьми. Что важно, они различаются по силе и целям. Среди целей можно выделить мелкие вроде мести, желания остаться молодой, самой красивой, хорошо устроиться в жизни, и крупные: захватить власть, уничтожить все королевство.
С 90-х годов появляются злодеи (Гастон в «Красавице и чудовище», Джафар в «Аладдине» и др.). Злодеи также эгоистичны, лживы, манипулируют людьми. Примечательно, что у большинства из них, в отличие от злодеек, нет мелких целей, они ищут и деньги, и власть, и славу. И это единственное различие между отрицательными мужскими и женскими персонажами.
Кроме этого, в мультфильмах Дисней представлены европейские и неевропейские образы, которые различаются между собой. Герои неевропейского типа показаны в мультфильмах с 1992 г. по 2009 г.: «Аладдин», «Покахонтас», «Мулан», «Принцесса и лягушка». Злодеи и злодейки и в данном случае одинаковы, различия проявляются именно между положительными персонажами.
Именно с показа неевропейских обществ падает социальный статус главных мужских персонажей. Женские неевропейские образы отличаются своей сексуальностью. Русалочку только учат соблазнительной игре тела, а Жасмин (осознанно) и Покахонтас (неосознанно) ею уже пользуются. Не учитывая поздние мультфильмы о европейских принцессах, неевропейские героини показаны намного самостоятельнее, сильнее, ловчее, могут манипулировать людьми, обманывать, пусть и во благо. А Жасмин и вовсе коварна: способна поцеловать врага, чтобы отвлечь его внимание.
Показывая неевропейскую культуру, создатели мультфильмов наделяют её ценностями и нормами европейского общества. Так, в индейских племенах и арабских странах положение женщин показано равным. А вот в китайском обществе царит патриархат и женщина должна молчать в присутствии мужчин. Однако Мулан, нарушая традиции и общественные нормы, серьёзным санкциям не подвергается. Более того, в конце концов, она становится национальной героиней и примером для подражания.
Таким образом, в мультфильмах Дисней культура других народов показана неверно, что укрепляет существующие стереотипы о них, и даже формирует новые.
В целом, все проанализированные мультфильмы местами нелогичны и недостоверны. В них обнаруживаются и гендерные стереотипы. Герои могли отметить, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок», «если женщина сказала «позже» - это значит «никогда»».
Также в более поздних фильмах герои перестают быть идеальными: храпят, рыгают, бегают голышом, много и небрежно едят. Это отражается и в женских, и в мужских образах, что задает менее завышенные стандарты и требования к их внешности и поведению.
Героини становятся менее идеальными
Итак, на основе полученных результатов мы можем смело сказать, что мужские и женские образы героев мультфильмов Дисней трансформируются с течением времени, отражая изменения данных образов в обществе. Так, меняется распределение социальных функций между ними. Женщины становятся сильнее и самостоятельнее, а мужчины, наоборот, - слабее и женственнее. При этом важнейшей и обязательной характеристикой главных героев остается их привлекательный внешний вид, включая природную красоту.
Начинает смещаться акцент сюжетов мультфильмов с отношений между полами на взаимоотношения родителей и детей, братьев и сестер.
Кроме этого, в дальнейшем было бы интересно сравнить полученные результаты с образами, формируемыми в мультфильмах, ориентированных на детскую аудиторию мужского пола. Также хотелось бы проанализировать гендерные образы и стереотипы в мультфильмах других компаний и стран, к примеру, советского и российского производства по мотивам старых сказок.
Об авторах: Таланова А.А., Шакирова И.Р
PS Как-то с детьми вечером решила посмотреть фильм "Звездная пыль", без предварительного просмотра. Фильм очень понравился пока - мое недоумение было очень сильным, когда пришлось объяснять им роль Роберта де Ниро. Что делает трансексуал в детской сказке?!