О детской индивидуальности
РазмышленияКогда в человеке начинает проявляться индивидуальность? С момента рождения. С первого крика, первого взмаха ручками, первого объятия с мамой. Да, наши детки, только появившиеся на свет - это уже маленькие личности. Порой это заметно в утробе матери. Кто-то ведет себя спокойно, а кто-то постоянно играет в животике в футбол, искренне возмущаясь, почему же так мало места в его домике. Поэтому надо учитывать этот факт, что в каждом человечке заложены определенные свои способности и особенности, характер, поведение. Все дети настолько разные, что подводить их под копирку просто бессмысленно! И надо это понимать и принимать.
Итак, малыш только появился на свет, и конечно, самое главное в первые месяцы для педиатров - физическое развитие. Каждый месяц они следят за ростом, весом, угасанием и появлением новых рефлексов. Все записывается в карту здоровья, где и ставится общий диагноз. Окей. Для меня, как мамы, все важно, и я с жадностью впитывала каждое заключение врача. И как любая здравомыслящая мамашка, радовалась, если наша Елена Александровна, говорила, что сын развивается с опережением! Конечно, ведь я с ним занимаюсь - читаю, упражняем моторику, строим кубиками замки.
Но все наши гордые успехи на нет попробовала свести невролог, когда в год мы проходили плановый медосмотр. Он у вас до свидания машет? Ложку держет? Пальчиком в сороку-ворону играет? Глазки, ротик, ушки показывает? Он у вас что, ночью ест? Дайте ему Глицин, будет в всю ночь спать тогда.
Андрей ничего из этого в ГОД не делал, но с успехом наверстал все к году и 2м месяцам. В тот раз я не стала сильно переживать, никакого Глицина тоже не дала. Я знаю, что МОЙ ребенок развивается, я это вижу. Я - мама, которая находится с сыном 24 часа в сутки, а не какая-то тетенька-невролог, вооружившаяся едиными копийными стандартами ВОЗ и требующая от ВСЕХ одинаковых результатов в те 10 минут приема, отведенные регламентом талона.
Личностный подход не учитывается совсем. И это неправильно. Андрей не показывал и не будет показывать Сороку-ворону, ему это просто неинтересно. Разве можно это не допустить? А я показывал в своем детстве. На радость всем. Научили родители и всем напоказ предъявляли мое такое достижение. Порой мы учим своих детей настолько ненужным для них вещам, требуем с них каких-то умений, не задумываясь над тем, интересно ли им это. Чуть ли не английскому языку начинаем учить с трех месяцев.
Вчера смотрели в очередной раз с сыном нашу «Первую энциклопедию малыша», на картинке с бытовыми предметами я попросила его показать тостер. Он показал. А я вдруг четко осознала - ему эта информация ведь не нужна, какой нафиг тостер? У нас его даже нет! И ведь каждый родитель требует от своих детей, показать какой-нибудь свой «тостер». Радуется, если показал, и громко сокрушается, если нет… Давайте своим детям быть просто детьми, маленькими личностями со своими желаниями и потребностями. И ну их, эти «тостеры»=)))
Летом мы меняли электрику. Один из рабочих предложил в ванной сделать пол с подогревом. Я сказала, что ненужно. Он удивился и обиженно сказал: «Вообще-то все так делают».
Ценность каждого человека - быть не как все, а быть просто собой. Говорить «Да», когда согласен и «Нет», когда считаешь по-другому. В этом и есть наша сущность - в свободе!
Мой сын - индивидуальность, и я это в нем поддерживаю. Пока все очень просто, как и должно быть. Если Андрюшка не хочет есть, он отказывается и машет головой. Если хочет читать книгу - несет мне ту, которую хочет послушать именно сейчас. Я читаю именно эту книгу. Не убираю и предлагаю другую. А уважаю его желания.
Сын проходит стадию взросления и порой бурно с чем-то не соглашается, плачет. Тогда я его пытаюсь обнять, посмотреть в глаза, пожалеть. Тихо, без слов. Говорю его душе «Я знаю, что тебе больно, и ты хотел взять этот папин инструмент, но он опасен для тебя и может поранить». Всхлипывания затихают, предлагаю ему полистать книгу, взять машинку, попить сока, и он успокаивается.
Поддержание в своих детях их индивидуальности, способность слышать и слушать их мысли, осознание потребностей, умение становиться самому на его место - все это еще больше укрепит прочную родительско-детскую ниточку, пуповинку, объединяющую всех в единую настоящую семью!