Про Астрид Линдгрен
Прочитала ещё 2 книги об Астрид. Одна очень понравилась, от другой не в особом восторге)
В моей коллекции книг о великой (и вот не побоюсь этого слова!) детской писательнице случилось пополнение.
Безотлагательно приступила к чтению.
Начну с книги, от которой ждала много, но ожидания не оправдались. Это книга из серии немецкой писательницы Биргит Данкерт.
Как и в любой биографии, жизнь Астрид Линдгрен здесь поделена на периоды. Всего их выделено 6: детство; отрочество и юность (сюда входит и рождение сына); скажем так, расцвет (семья, война, первые книги); период активной издательской, литературной и кинодеятельности (50е-70е); период международного успеха, общественной и политической деятельности; старость. Изложение крайне безэмоциональное, не очень убедительное и достаточно путаное. Автор перескакивает с одного на другое, выдвигает тезис - и никак его не подтверждает, говорит, например, о двух причинах чего-то, называет первую,а о второй приходится только догадываться и т.д. Если честно, у меня было ощущение,что исследовательница не любит Линдгрен. Но можно ведь написать прекрасную исследовательскую работу и без особой любви, разложить по полочкам,провести параллели от книг к жизни и наоборот. Здесь есть, конечно, параллели, но до того всё коряво выстроено: об одном - 20 раз в разных местах (слушайте, читатели не идиоты, они с одного раза обычно понимают), о другом - тишина. В итоге, из этой книги я не узнала ровным счётом ничего нового ни о жизни, ни о творчестве, ни о другой деятельности Астрид. Разве что о ее наградах и памятниках, с упоением перечисляемых на нескольких страницах.
Лейтмотивом всей книги звучит мысль о том,что всё творчество Линдгрен - способ самотерапии, способ уйти от неласковой взрослой действительности в идеальный мир детства, способ остаться на всю жизнь ребенком. Несколько цитат из разных частей книги: "...эти произведения открыли путь по ту сторону будней, где она - на законных основаниях - может навсегда оставаться ребёнком". "Она писала книги отчасти в диалоге с самой собой, с ребёнком, нуждающимся в утешении". "Астрид Линдгрен создавала картины детства для себя самой - как воспоминания о райском месте, как утешение в сумрачные часы, пытаясь обрести жизненную программу,не подвергающуюся сомнениям". "Амнезии, забывания детства, обычно облегчающих человеку переход во взрослое состояние, у неё, похоже, так и не произошло. Отчего и возникали мечты взрослого ребенка." И - вишенка на торте: "Кроме смерти ничто не способно защитить детей от взросления - разве что воспоминания,а вместе с ними литература".
В книге довольно мелкий шрифт. В центре есть вклейки с фотографиями.
Фотографии отличного качества,но опять же но. Хотелось бы чуть больше фото, касающихся мест и людей, упоминаемых в тексте. И совершенно непонятно, зачем приводится афиша нашего фильма о Пеппи,если в тексте о нем нет ни слова (зато масса слов о шведских фильмах, фотографий которых нет совсем)
Теперь о той книге, которая понравилась: многолетняя переписка Астрид Линдгрен с Сарой Юнгкранц, сначала школьницей, потом юной девушкой,а в конце - взрослой замужней женщиной, под названием "
Это целая история в письмах, история непростого взросления и становления личности трудного подростка,корявого, неуравновешенного, представляющегося для окружающих только двоечницей, хулиганкой, не вполне психически здоровой. Астрид же увидела в ней глубину и искренность, мучительный поиск себя и своего места в мире, среди ровесников, в семье.
Читаешь - и поражаешься ее терпению, ее такту, ее мудрым советам без взрослого надоедливого занудства. Спокойно, словно исподволь, Астрид всего в нескольких строчках убеждает Сару в необходимости учиться, в ценности семьи, во вреде алкоголя и курения... С курением вообще вышла интересная история: Астрид пообещала 14-летней на тот момент Саре, что подарит ей аж 1000 крон, если та не будет курить до 20 лет. И Сара держалась! А потом, уже в 26, напомнила писательнице об обещании, поскольку испытывала тогда большие финансовые трудности. И Астрид прислала ей деньги, но при условии, что курить она не будет и впредь, иначе деньги придется вернуть. Сара согласилась, но была озабочена: а вдруг она-таки закурит, допустим, в старости, а Астрид до этого не доживёт, может быть, тогда создать какой-то фонд? На что Астрид с присущей ей иронией ответила, что старушка Сара может позволить себе немного лишнего.
Но это частности. А главное - это откровения тяжёлого подростка - и диалог с ним на равных взрослого человека, не психолога, не педагога, а просто неравнодушного и мудрого, который не стесняется рассказать и о своих собственных проблемах и неудачах, провести параллели со случаями из своей жизни и жизни своих друзей, поддержать и дать верное направление, оставив окончательное решение за самим подростком. "Знаете, в психологии есть понятие - "быть увиденным", принятие всерьёз, безусловная любовь. ВОТ ЧТО на самом деле мне дали ваши письма", - пишет уже взрослая Сара, замужняя 35-летняя женщина с двумя детьми. Мне вспомнился очень тяжёлый, но замечательный фильм Динары Асановой "Пацаны", где главный герой говорит: "У каждого пацана должен быть мужик, которому он может сказать "ты". Хорошо, если это отец. А если его нет?" Дело, конечно, не в слове, а в возможности общения на равных, в чувстве близости, принятия и безусловной поддержки. Если можно так выразиться, для "пацанки" Сары таким "мужиком" стала Астрид.
В книге так же, как и в предыдущей, есть вклейки с фотографиями. И как же все они в тему и по тексту!
И мысль о внутреннем ребёнке, вроде, та же самая. Но насколько по-другому, ясно и тепло она звучит!
"На последней странице "Пеппи в стране Веселии" Томми и Анника смотрят на Пеппи, сидящую в одиночестве возле зажженной свечки. Астрид, вы ведь писали для каждого, в ком живёт ребенок: я - тот ребенок, которому довелось войти и посидеть у горящей свечки с вами вместе. Порой я там усаживаюсь и теперь".
Порой там и я усаживаюсь)))