Полагаю , что 80% воспитывают детей по принципу "бойся".
Сразу скажу, увы, я тое многим грешу,но честно пытаюсь исправляться. Исправлять ,конечно сложнее, чем сразу делать все по уму...
Давать или не давать ребёнку свободу выбора и право голоса?
В нашем менталитете ребёнок имеет очень мало прав на личное мнение. Но для наглядности сперва расскажу, как это делают французы (спасибо Галине из Парижа за мега-полезную информацию, которой она любезно поделилась со мной!!!).
Во многих французских семьях принята следующая практика. Родители-французы постоянно спрашивают мнение у детей по всем вопросам, которые их касаются. Возьмём вопрос еды.
Французы: “Что ты будешь сегодня на ужин, сынок? Есть курица, есть картошка, есть салат, есть .... Что ты предпочтёшь на этот раз?” Если в семье несколько детей, то мать или отец спрашивают мнение каждого.
Как делаем мы: “Что сказали, то и будешь есть! Пока не съешь, не выйдешь из-за стола. Не крути носом, что дают, то и ешь.” Если в семье несколько детей, их мнение либо учитывается мало, либо не учитывается вовсе. Конечно, у нас бывают и редкие исключения, где спрашивают каждого. Но здесь ключевое слово "редкие"
Возьмём вопрос утреннего собирания ребёнка в детский сад или школу.
Французы: Родители открывают шкаф перед ребёнком и спрашивают: “Дорогой(ая), что ты хочешь сегодня одеть? Смотри, есть такое платье, есть такие вот джинсы, такая футболка или рубашка или такие вот шорты. Что ты предпочитаешь надеть сегодня?” Французы дают ребёнку право выбирать одежду, даже если ребёнку 3-4 года. Очень редко ребёнка заставляют одеть шапку, если на улице действительно холодно, а ребёнок хочет очень легко одется. Но это редкость, так как ребёнок ощущает, что на нём ответственность и свобода в выборе. Свобода выбора воспитывает ответственность.
Мы: “Что сказали, то и оденешь! Так, не капризничай, быстро одевай эти колготки!” Мы не привыкли спрашивать у маленького ребёнка его мнения. Мы подавляем мнение и выбор ребёнка: “Вот когда вырастешь и начнёшь зарабатывать, вот тогда и будешь решать, что тебе одеть!” Но как ребёнок научится делать выбор, если его право голоса подавляется на протяжении всего детства?
Возьмём теперь семейные поездки на отдых.
Французы: Если семья собирается выбраться на отдых, родители проводят опрос детей и спрашивают их мнения. Французы подходят даже к пятилетнему ребёнку и спрашивают у него: "Ты хочешь сюда поехать или сюда?". Если ребёнок ничего не знает об этих вариантах, родители показывают фотографии и вкратце рассказывают о месте. Когда все дети опрошены, начинается учёт мнения каждого. Чтобы никому не было обидно.
Мы: Наши родители решили, наши родители уже купили билеты и либо ставят детей перед фактом, либо едут/летят без них.
Давайте разберёмся к чему приводит то и другое воспитание
Наши дети еще с раннего детства попадают в мир, где их желания игнорируются, не учитываются и подавляются. Их мнения не спрашивают, с ними не советуются. Результатов тут несколько:
1. Дети не учатся делать выбор и не учатся брать ответственность за свой выбор (“почему ты у нас такой безответственный?”)
2. Дети приходят в мир, начинают с ним знакомство и они уже с ранних лет знают, что в этом мире их желания труднодостижимы. Они вырастают в ощущении безвыборности и предрешённости. Когда они вырастают и становятся взрослыми, ощущение безвыборности остаётся с ними.
3. Когда они вырастают, они точно так же не ценят мнение своих родителей, потому что именно такой модели поведения их научили родители. Когда они становятся родителями, они не уважают мнение своих детей точно так же.
Французские дети с ранних лет воспринимают мир иначе:
1. У меня есть выбор. Родители ценят моё мнение. Я учусь у родителей такой модели поведения: ценить и уважать мнение других людей, ценить и принимать во внимание родительское мнение и мнение окружающих.
2. Я могу достигать поставленных целей. Всё реально, всё возможно. Ничего не мешает мне достигать моих целей.
Как вы думаете, что лучше: рабский менталитет или менталитет свободных людей? :-)
АМЕРИКАНСКИЕ РОДИТЕЛИ
Американцы, в отличии от нас, не принуждают детей делать какую-то работу. И знаете каков результат? Лень у американцев довольно редкое явление. Они по-настоящему продуктивны. Мы заставляем детей из-за страха, что иначе они будут ленивыми и... получаем лентяев. Американцы не боятся этого (им даже в голову не приходит принуждать!) и с достижением целей у них все хорошо.
В подтверждении этого, хочу привести цитату из блога известного инфо-бизнесмена Азамата Ушанова. Он был на конференции по инфо-бизнесу в штатах. Вот что он пишет:
"Заключительным пунктом нашей поездки стал Остин (штат Техас), где проводился «Traffic and Conversion Summit». По организации и количеству ценности в выступлениях, наши российские мероприятия по инфо-бизнесу ничем не уступают.
Разница лишь в том, что на западных семинарах среди участников гораздо больше тех, кто ДЕЙСТВУЕТ.
Достаточно сказать, что У ВСЕХ УЧАСТНИКОВ саммита (а их было более 600) есть сайты, инфо-продукты, сервисы и услуги. Такого понятия, как «я еще новичок, я только учусь, думаю и собираю информацию» у американцев просто нет. Или ты действуешь или ты вообще этим не занимаешься. Надеюсь, что когда-нибудь и мы адаптируем такой менталитет…"
НАШИ РОДИТЕЛИ...
... явно перегибают палку в насильном принуждении детей работать или делать домашние задания. Через скандалы, через шантаж (забирают компьютер или не пускают на улицу), мы принуждаем детей. Дети чувствутют подавленность, невозможность противостоять, несвободу, чувство несправедливости и обиду на родителей.
Именно эти эмоции ассоциируются у нас с работой. Работа - это принуждение. Уборка в доме - принуждение. Чтение книг - принуждение. Умственная деятельность (уроки) - принуждение. Тогда мозг ребёнка устанавливает связь работа = куча неприятных эмоций и переживаний.
Когда наши дети переходят во взрослость, их мозг продолжает работать подобным образом (работа - это много неприятных эмоций). Их мозг оберегает от всех этих неприятных эмоций. "Не делай работу! - говорит их мозг, - Это очень неприятная штука". Кто хочет делать работу, которая связана с большим количеством негатива? Никто.