Творческое воспитание по-нашему. И 24 способа провести время творчески
Какое место в жизни ребенка занимает творчество? А нужно ли оно вообще малышу, который ни писАть, ни читать еще не умеет? Для чего? Ответ кроется совсем рядом: вы хотите, чтобы ваш ребенок не боялся нового? чтобы к решению любых жизненных проблем он подходил с разных сторон, выискивая самый подходящий и безобидный для себя вариант, а не расшибал "стену лбом"? вы хотите, чтобы глядя на красивейший багряный закат, ребенок сказал вам "вот это да! посмотри, мама, какая красота!"? чтобы придя в музей вы не бегали за маленьким ураганом, а следовали за пытливым исследователем? Ну и каждой маме, наверняка, приятно, когда наш малыш выдает нам фразы, мысли и действия, которые удивляют своей образностью, нестандартностью. Да? тогда давайте творить вместе с маленькими "Пикассо")))
Сейчас многие мамочки скажут: да ну вас с вашими рисованиями на молоке и йогурте, извращениями с чайными пакетиками и прочим))) Можно обойтись и без них. Давайте все-таки немного поговорим об этом))) Творческим занятием может стать все, что угодно, если правильно подойти к нему. Стандартно и привычно - это рисование и лепка, но если постараться, то наполнить красотой и эстетикой можно любое занятие.
Я приведу цитату из книги Джин Ван'т Хал "Творческое воспитание" о том, какие занятия включает в себя одноименное понятие:"
1. Проведение научных экспериментов". Они способствуют развитию творческого мышления.
2. Прогулка. Природа вокруг нас необыкновенно прекрасна: попробуйте, например, присмотреться к жилкам на листьях или узорам на коре дерева.
3. Кукольное чаепитие. Ролевые игры полезны для развития воображения."
Ну вот, кто ж не гуляет с малышами на природе, не запускает воздушных змеев, не разглядывает жучков, цветы, листья в парке, не кушает воображаемый пирог с малиной, запивая "горячим чаем" из пустой пластиковой чашки? Хотя бы один пунктик выполнила любая мама. А это и есть творческое воспитание нашего ребенка, только теперь осталось это повторить еще несколько раз в неделю, а лучше ввести в систему и выполнять хотя бы один пунктик каждый день. Или в крайнем сделать ребенку свободный доступ к краскам, фломастерам, мелкам, карандашам, ножницам, бумаге, мольберту, и только наблюдать, чтобы роль этих предметов случайно не выполнили обои или мамины шторы в спальне. Ну здесь уж каждая мама сама решает, как лучше воплотить в жизнь эти идеи в своем доме, а может и вовсе не в доме, а где-нибудь на веранде во дворе, неважно. Важен процесс.
Сейчас очень много информации на тему детского творчества, поэтому будет не сложно подобрать что-то подходящее именно вашему ребенку и не травмирующее психику других домашних) На мой взгляд, самые интересные источники - это блоги зарубежных мамочек, у них как-то все более ярко, свободно, разнообразно. Но я ни в коем случае не умиляю достоинств отечественных мамочек-блогеров, у них тоже можно найти массу интересных идей. Мои любимые зарубежные http://happyhooligans.ca/ и http://www.lizon.org/. Честно признаюсь, что пересмотрела я очень много блогов, но остановилась именно на этих, мне их достаточно)) Занятия первой больше направлены на изобразительное творчество, сенсорные игры, а у Лизы - самые крутые, потрясающие воображение игры для сына Тома. Из отечественных люблю всем известную Свету @suvimaca, прекрасное творческое сообщество @baby_picasso и один очень хороший профиль искусствоведа Анастасии, которая доступно и понятно рассказывает о живописи @op_pop_art.
Перед тем как рассказать о наших способах именно домашнего творчества, скажу пару слов о книге "Творческое воспитание" Джин Ван'т Хал издательства Манн, Иванов и Фербер. Как и все книги этого издательства она хороша и качественна: яркие изображения, которые дают хорошие, понятные и доступные рекомендации для занятий творчеством с детьми. Я уже давно не читала взрослых книг с таким количеством картинок))) Конечно, иметь ее в домашней библиотеке полезно, но рекомендовать ее для покупки я бы не стала, тем более по такой стоимости. Почему? Во-первых, на сайте автора этой книги http://artfulparent.com можно найти все эти идеи с фото и описанием, а именно идеями эта книга и ценна, никакой особо ценной методической информации в ней для себя я не нашла, а во-вторых, язык перевода мне совсем не понравился. Но это лично мое мнение.
Ну а теперь немного нашего творчества:
1. Рисование на клее ПВА.
Нам понадобятся пластиковые крышки с бортами, лучше прозрачные, у нас сметанные))) Наливаем в нее клей ПВА. Затем берем краску, здесь можно любую: и жидкую, например, пищевую и акварельную, и даже гуашь подойдет. Рисовать можно зубочистками или ватными палочками. Капаем краску в клей или набираем на ватную палочку и делаем разводы на клею.
Даем высохнуть
Теперь можно сделать отверстие и повесить на нить, например, на окно или в дверной проем, или на дерево во дворе. Мы вырезали из крышечек сердца, к слову этот пластик режется обычными ножницами очень легко, и повесили их на окно.
Я вообще люблю сама и ребенка приучила к тому, что любая деятельность должна иметь результат: это либо поделка, которой можно украсить дом, или это рисунок, который мы обязательно повесим на стене в комнате дочери, прихожей или родительской спальне. Мы отвели дочери место в прихожей для ее персональной выставки: все ее работы первоочередно попадают туда, а потом разбредаются по всему дому. Я храню все творения дочери подписанные и датированные, либо в коробке, либо в электронном виде, то есть фотографирую работу и сохраняю фото. Но никогда не выбрасываю при дочери то, над чем она трудилась, это важно, наверняка, даже для взрослого: чтобы его труд ценили, а уж тем более для ребенка. Иногда мы вместе решаем, что сохраним, а что можем отправить "на костер") Очень мне понравилась идея создания творческих альбомов: распечатать фотокнигу с изображениями работ, но я пока ее так и осуществила.
2.Рисунок в технике "граттаж"
Здесь главное - не результат, а процесс, и он был очень увлекательным. Я предполагала, что техника не вызовет особого интереса у дочери, так как черный цвет, который она не любит, и неясность в начале процесса, но я ошибалась: здесь она творила сама и меня даже не подпустила)))
Итак, берем плотную бумагу, лучше картон, с ним будет удобнее работать. Покрываем его произвольным рисунком восковыми мелками или масляной пастелью, в инстаграмме даже встречала информацию о том, что можно и акварелью разрисовать основу, а потом покрыть воском. Мы взяли кусочек обычной свечи и промазали им рисунок поверх пастели. Затем берем черную акриловую краску и плотно покрываем заготовку, даем высохнуть. А потом самое интересное: лучше всего зубочисткой процарапываем рисунок на черной основе. Здесь, наверное, срабатывает эффект неожиданности, секрета или сюрприза, но интерес ребенка колоссальный))) У дочери получился салют, домики, паровоз, пар по всему рисунку. Для рисования в ход пошли не только зубочистки, но и папины шурупы, монеты, ножнички)))
3. "Переводка" на стекле
Для рисования я взяла стекло из рамки для фотографий и для безопасности обклеила его края малярным скотчем. Теперь берем рисунок-силуэт, можно взять из раскраски или распечатать, подкладываем его под стекло и разукрашиваем его по стеклу. Когда поднимаем стекло, то видим на нем необычный и интересный рисунок. Можно и дальше поэкспериментировать: делать отпечатки рисунка со стекла на бумаге: просто на рисунок на стекле накладываем чистую бумагу.
4. Рисование ногами под музыку
Это занятие не для слабонервных мам))) Я бы на это никогда не решилась, если бы не участие в марафоне - пришлось. Но дочери очень понравилось)))
Разошлась не на шутку)) На поддон налили густую краску и растелили много бумаги, включили музыку и вперед! Масса удовольствия для детенка, только бумаги побольше стелите.
5. Игры со льдом
Эти игры у нас всегда вызывают большой интерес
6. Рисуем-дуем, дуем-рисуем...
Просто и весело. Только краски берите более жидкие. Для рисования такой техникой нужны краски и трубочки для напитков, в последних рекомендую сделать маленькое отверстие иголкой, чтобы ребенок случайно не заглотнул краску. Честно признаюсь, что это делать не слишком уж просто, и скорее всего ребенку быстро надоест, поэтому сюжет выбирайте простой, например, "раздуйте" ёжика))) Ну и дочь моя ватными палочками добавляла оформления, пока мама заканчивала ежа, как же без ватных палочек)))
7. Рисование ватными палочками
Очень красиво получается рисовать ими на клее ПВА. На белом фоне появляются сказочные узоры, и краски не смешиваются друг с другом в клее. А если выбрать красивую основу, то, как я уже писала, можно дать высохнуть клею и сделать панно, например.
Мы еще попробовали перенести узор на бумагу. Если положить листок чистой бумаги на узор, а затем резко и аккуратно поднять, то можно сделать красивую копию узора на бумаге.
8. Рисование на пене
Это мега-хит наших рисовательных экспериментов!) Пена для бритья у каждого папы найдется, но лучше купите специально для этого дела, и лучше ту, которая для чувствительной кожи и без резкого запаха. Мы планировали сделать таким образом "торт", но тут дочь ушла в "свободное плавание", и я уж не вмешивалась. Ничего конкретного не получилось, но процесс доставил ей немало удовольствия. Рисуем на пене пипеткой, то есть берем жидкие краски, мы использовали пищевые, набираем краску в пипетку и добавляем ей узоры на пену. Хочу порекомендовать обалденную пипетку для таких развлечений, как на фото, она большая и в нее легче набирать жидкость, чем в обычную, у меня дочь от обычной отказалась напрочь. Эта же пипетка полностью пластиковая, не разобьется. Она имеет какое-то название, но я его не помню, продается чейчас такие во многих новомодных магазинах со всякими штучками для развития малышей, но я брала в Леонардо за 11 рублей в отделе, где все для самодельных свечей.
Ну и конечно, надо же ручками все это пощупать)))
9. Рисование подручными материалами. Отпечатки
Для того, чтобы рисовать отпечатками, не обязательно покупать специально предназначенные штампы, их можно сделать из чего угодно. Популярны штампы из овощей, но мне, честно признаюсь, они совсем не понравились, да и ребенок как-то не впечатлился, да и опять же тема игры с едой... Я впечатлилась подобным рисованием у Люды Chairys, эти пчелки меня сразили, поэтому я сразу полетела в Фикспрайс за ними))), и вот, что у нас получилось. Соты мы рисовали "пузырчатым" пакетом, цветы - порезанной губкой, листочки - циновкой для суши, скрученной. Все, что под руку попалось))) Ну и выпустили пчелок на выгул: они собирали нектар на цветочках и несли его в соты)))
11. Рисование пухлыми красками
Здесь своеобразный эксперимент: рисуем, помещаем рисунок в микроволновку или духовку - получаем пухлый рисунок. Я не буду приводить наш рецепт этих красок, так как он неидеален, краски все ж таки были жидковатыми и не очень хорошо поднялись, поэтому лучше поискать в сети "пухлые краски" или "Puffy paint". Но в состав не входит ничего необычного: мука, разрыхлитель или сода, вода, краситель, или только мука выпечки, например, оладушек, в состав которой уже входит то ли разрыхлитель, то ли сода.
Мы еще и пальчики немного потренировали: положили крупу. Рисовали мы мухоморы, а фасоль выполняла роль белых пятен на шляпках.
А вот клубника с гречневыми семечками
12. Рисование на одноразовых тарелках
Забавное развлечение, из которого можно вынести немало полезного. Детям нравится превращать привычные вещи во что-то необычное и интересное, а одноразовые тарелки очень подходят для разнообразных творческих игр и поделок. Мы сделали из тарелки арбуз, точнее половинку арбуза. Для нас было актуально, так как повторяли тему овощей/фруктов/ягод. Эта половинка арбуза - просто кладезь полезностей, так как выполнила она сразу несколько задач. Во-первых, рисуя, ребенок еще раз повторил, как выглядит собственно эта необычная ягода, во-вторых, я нарисовала пунктиром линии для того, чтобы потом дочь их разрезала самостоятельно, в-третьих, разрезав, мы считали кусочки и складывали из них половинку обратно, в-четвертых, тарелку-арбуз нужно ж было все-таки использовать по прямому назначению тарелки, и дочь сама себе придумала игру: высыпала туда свои кукурузки и желуди, попросила у меня пинцет и сортировала их по разным емкостям.
А эта идея из книги "Творческое воспитание": роза ветров из одноразовой тарелки, ленточек, колокольчиков, бубенчиков и бумажных полосок. Висит во дворе, радует глаз.
Если постараться, то в сети можно найти миллион идей с одноразовыми тарелками, еще и очень дешево получится ;)
13. Рисуем на рельефной поверхности
Мы для этой цели выбрали гипс. В магазинах для творчества продаются достаточно дешевые готовые наборы для создания магнитиков, нам магниты не нужны (но лента магнитная пригодится), но в них есть веселые формы. Замешивайте гипс лучше самостоятельно, а вот разрисовывать рельефные фигуры да еще и с любимыми героями, ребенку очень понравится. Краски нужны акриловые. Эти фигуры дочь полностью самостоятельно разрисовывала)))
14. Маскарад
Обязательно хотя бы разочек сделайте дя ребека домашний маскарад. Это очень весело! Я вас уверяю, узнаете много нового ;) Я сделала для дочери картонные крылья с разными узорами, сразу она была бабочкой у нас, папа даже смастерил ей усики на готову: на обруч с помощью проволоки прицепил помпоны небольшие, дочь так и бегала с усиками и крыльями даже во дворе и показывала нам концерты дома.
Потом я сделала из фетра звездочку, приклеила ее на деревянную палочку, и дочь превратилась в фею с волшебной палочкой)))
16. Флорентийский рельеф
Очень интересная техника! Здесь как и с техникой граттаж есть секрет, а дети ведь любят сюрпризы. Из картона вырезаем фигуры, из которых можно создать сюжет, у нас это были домик, деревья, собака, звезды, луна, вобщем все, из чего можно было изобразить ночь в нашем дворе. Наклеиваем эти фигуры на лист картона, лучше выбрать очень толстый, коробочный картон. Покрываем нашу картину из картона фольгой и закрашиваем полностью черной краской. Краску я взяла сразу гуашевую, с ней не получилось, поэтому использовала икеевскую Моло. Когда краска высохнет, вручаем ребенку обычную губку для мытья посуды, и обратной стороной поручаем тереть черную картинку - на его глазах появится сюжетная картина на черном фоне. Моя дочь очень впечатлилась и просила продолжения фокуса.
17. Рисуем с малярным скотчем
На чистый лист наклеиваем заранее вырезанные из малярного скотча деревья или другие фигуры, какого они буду вида и насколько они буду ветвисты, решать вам, У нас были березы, поэтому из скотча были сделаны просто полоски, а точнее не из скотча, а из изоленты, ну не оказалось у нас на тот момент малярного скотча))) Но для такого вида рисования рекомендую именно его, так как изолента снимается с бумаги хуже. Поэтому пусть она побудет скотчем у нас))) Затем рисуем, лучше всего акварелью, произвольный рисунок и снимаем скотч. В местах, где он был, бумага останется белой. Дочь рисовала березовую рощу, а когда сняла скотч, дорисовывала получившимся деревьям черные крапинки.
18. Рисуем с помощью воска
Похожий на предыдущий способ, только рисунок, который должен проявится, создаем не скотчем, а воском, можно взять обычную свечу. Здесь для ребенка будет совсем неожиданно увидеть сюжет рисунка, так как воск на бумаге не виден, и непонятно, что там изображено. То есть рисуем воском рисунок, а красками создаем фон, в тех местах, где есть воск, краска не впитается в бумагу, и она останется белой. Мы создавали сюжет по любимой книге "Манечка и снежинки"
Сверху посыпали солью и оставили высыхать. Получился чудесный морозный вечер с Манечкой и танцующими снежинками.
19. Рисуем по соли
Его, наверное, можно назвать сенсорным рисованием, так как очень приятный на ощупь и красивый рисунок получается. На чистый лист бумаги наносим рисунок клеем ПВА и посыпаем его солью, даем высохнуть. На соли очень красиво смешиваются цвета, то есть набираем на кисточку краску и просто капаем ее на солевые рельефы, краска сама растекается и смешивается.
Кстати, солью можно украсить любой рисунок, если на мокрую краску посыпать немного, а потом дать высохнуть, то на ярком свете рисунок будет причудливо переливаться.
20. Горячий воск
Восковые карандаши здорово плавятся при воздействии на них горячим воздухом. Я уже как-то показывала, как мы делали картины из расплавившихся стружек восковых карандашей, а в этот раз мы их просто плавили и создавали причудливые узоры. Растелили большой лист бумаги, восковые карандашики сложили в сеточку, чтобы они не разлетались, включили фен и плавили карандаши. Девочки увлеченно направляли поток воздуха в разные стороны, чтобы получить интересный рисунок.
А потом еще и сами придумали поисовать сеткой, в которой карандаши уже расплавились. Вот они, результаты творческого воспитания: малыши сами додумывают вашу идею)))
21. Смешивание цветов
Детям полезно знать, что практически любой цвет можно получить из всего лишь трех основных: синего, красного и желтого, варьируя их оттенки. Мы еще использовали белый, чтобы получить голубой, так как нам нужны были все цвета радуги. Мы с дочерью сделали ледяные цветные заготовки, в стаканчики я положила ей подсказки в виде цветных шариков и камешков, какие куда нужно положить заморозки. Она налила в стаканы воды и распределила наши заготовки в соответствии с подсказками, а затем наблюдала, какие получаются в итоге цвета.
22. Вспененный рисунок
Краска делается так: в клей ПВА добавляем соду и краситель, размешиваем. Рисуем на произвольную тему, а потом пипеткой капаем на рисунок уксусом или концентрированным раствором лимонной кислоты, если боитесь давать ребенку уксус. Это настоящий эксперимент, который, я уверена, понравится любому ребенку.
23. Рисование на окне
Нужно же разрешать детям иногда "пошкодничать"))) Тем более, что краска с окна очень легко смывается. У нас икеевские были краски. На улице холодно и сыро, а у нас солнце и радуга. Рисовали губками для мытья посуды
24. Создание развивающих пособий своими руками
Это бесценно, так как во-первых, ребенок видит, что своими руками можно создать очень полезнве и необходимые вещи, во-вторых, материал, который вы хотите преподнести ребенку таким образом, усвоится гораздо легче, а в-третьих, это будет 100% совместная с родителем работа, время, проведенное вместе таким образом надолго останется в памяти ребенка. Мы делали жирафа из картона, который учит дочь считать, на его создание ушло 3 дня))) Но он долго уже висит у дочи в комнате, и она периодически подходит к нему, повторяет счет. Образец жирафа взят из книги
Конечно, идей для творчества миллионы, стоит только задуматься об этом, и в памяти всплывет множество игр из детства, появится столько идей, что только успевай их осуществлять. Если интересно, можете посмотреть, как мы делали желатиновую рыбалку, рисовали на ватных дисках, делали цветной сортер из природных материалов, играли с ледяными руками, делали макаронную радугу, аппликации, ледниковый период, рисовали масштабно и все ж таки рисовали в йогурте))) .