Наши занятия (развитие речи)
Развитие речиСегодня у нас было занятие по развитию речи. Очень длинный пост, так как практически весь ход занятия с упражнениями.
Сначала ставили звук Ш. Никак он нам не даётся. Сегодня полчаса его мучили и под конец занятия он начал проскакивать
Разминаем язык
Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:
Блинчик:
На нижней губе язычок мы положим.
Как блинчик на блюдце - он кругленький тоже.
Чашечка.
Язычка загнем края. Делай также,
Как и я, язычок лежит широкий,
И как чашечка глубокий.
Лошадка.
Я веселая лошадка,
Темная как шоколадка,
Язычком пощелкай громко-
Стук копыт услышать звонкий.
Разминаем губы
Для разминки губ подойдут следующие упражнения:
«Улыбка»
Белые, крепкие зубки у зайки
И ты покажи свои без утайки
«Трубочка»
Если волк, уснуть не может
Губы в трубочку он сложит
«Трубочка» - «Улыбка»
Волк и заяц подружились
Целый час они мирились
Волк научит зайку выть
Зайка волка учит грызть
Сказка с элементами артикуляционной гимнастики.
Жил - был добрый уж Шурик. Он очень любил шипеть. Заболело у него горло, да так сильно, что он перестал шипеть. Отправился он к Доктору Айболиту за помощью. По пути Шурик встретил нашего веселого лягушонка и улыбнулся «Улыбка». Лягушонок пригласил ужа на блины «Блинчик» . Они пили чай с вареньем «Вкусное варенье». Чай был в очень красивой чашечке «Чашечка». Но был горячий Дуем на чай. А варенье было такое вкусное, что Шурик не выдержал и облизал тарелку. Шурик рассказал лягушонку о том, что с ним приключилось. Потом поблагодарил всех за помощь, сел на лошадку, поскакал «Лошадка». Он скакал по листьям и листья шелестели «ШШШШ».
4. А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
А, Ш, П, Т, Ш, С, Н, Ш, С, Г, О, Ш, У,С.
5. Услышишь слоги со звуком Ш топни.
СА, НО, ША, АМ, СУ, ОШ, АС, АВ, ШУ, ЫШ.
6. Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится;
7. «Найди и обведи все буквы Ш»
Ш У А П Ш И П Ш Э И Ш П У П Э Ш И П А Ш Э А
Сколько всего букв Ш?
8. Положить на нижние зубы ребенка карандаш, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж - постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается в звук [Ш].
Вот и вылечил доктор Шурика. Он пополз и зашипел Ш - Ш - Ш -Ш - Ш - Ш - Ш.
(ребенок схематически изображает, как ползет уж)
9. А где еще можно услышить такой звук.
Спускается шарик
Шипит кошка
Шелестит листва
10. Повтори за мной.
Кошка и петушок.
Шепчет кошке петушок:
- Видишь, пышный гребешок?
Шепчет кошка петушку:
- Шаг шагнёшь - и откушу!
Мышонок и Мышь
Мышонку шепчет мышь:
- Ты что шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.Делали упражнения на синтаксис и морфологию.
Дидактическая игра «Что (кого) не стало?»
Универсальна для упражнения детей всех возрастных групп в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже.
На столе что? - Чашки, ложки, тарелки (множ. число, именит, падеж, неодушевл. существит.).
На столе кто? - Утки, собачки, кролики (множ. число, именит, падеж, одушевл. существит.).
Кого вы видите? - Уток, собачек, кроликов (множ. число, винит, падеж).
Что вы видите? - Чашки, ложки, тарелки (множ. число, винит, падеж).
Кого не стало? - Уток, собачек, кроликов (множ. число, родит, падеж).
Чего не стало? - Чашек, ложек, тарелок (множ. число, родит, падеж).
Упражнение на согласование существительных и прилагательных в разных родах.
Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она?
Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно? Как можно сказать про бумагу? Какая она?
Зеленая трава. А как можно сказать про дерево? Какое оно? Как сказать про ведро? Какое оно?
Более сложное задание - подбор к прилагательному существительного в определенной грамматической форме.
Красный бант, красный цветок. Про что еще можно сказать красный!
Голубое небо. Про что еще можно сказать голубое? (Платье, блюдце, ведро.)
Синяя чашка. Про что еще можно сказать синяя?
Для усвоения родовой принадлежности, развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе проводятся упражнения такого типа.
Рассматриваются овощи или фрукты, лежащие на подносе.
Что это? (Груша.) Какая она? (Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая.)
то это? (Яблоко.) Какое оно? (Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое.)
Что это? (Лимон.) Какой он? (Желтый, кислый, большой, шершавый.)
Затем ребенок по прилагательному отгадывает предмет, ориентируясь на окончания слов.
Желтый, кислый, большой, шершавый. Что это?
Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое. Что это?
Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Что это?
Рассмотрим несколько примеров игр и словесных упражнений для формирования морфологической стороны речи.
Для усвоения родовой принадлежности.
Игра «Опиши картинку».
Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).
Картинки разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Воспитатель спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое.)
Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое».
Во второй части занятия можно предложить детям отгадать несколько загадок:
Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье)
Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (Груша)
Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яблоко)
Дидактическая игра «Три рейки».
Материал: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).
Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую - про которые можно сказать одна, в третью - про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.
«А что у тебя?» (Игра на слова с противоположным значением.)
У меня маленькое пианино. А у тебя что? - А у меня большое пианино.
У меня высокий дом. А у тебя что? - А у меня низкий дом.
Про что можно сказать маленькое! (Про ведро, окно, блюдце, яблоко,)
Про что можно сказать маленькая (Про девочку, шубку, варежку.)
Про что можно сказать маленький (Про мальчика, домик, грибок, ребенка.)
Во всех случаях при определении родовой принадлежности внимание детей акцентируют на звуковой стороне слова, а окончания проговариваются немного утрированно.
Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.
Словесные упражнения.
«Чего нет у Тани?»
Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы.)
А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто)
«Один и много».
Вначале воспитатель - ведущий.
У меня один чулок. А у тебя? - У меня много чулок.
У меня один носок. А у тебя? - У меня много носков.
У меня один гольф. А у тебя? - У меня много гольфов.
У меня одни рейтузы. А тебя? - У меня много рейтуз и т.д.
Упражнения на подбор глаголов. «Кто что умеет делать».
Собака - лает, сторожит (дом), рычит, виляет (хвостом), бегает, грызет (кости).
Кошка - мяукает, мурлыкает, царапается, лакает (молочко), ловит мышей, играет.
«Кто больше назовет действий».
Что можно делать с водой? - Пить, наливать, плавать (в воде), играть (с водой), переливать (воду), кипятить.
Что можно делать с мячом? - Играть, бросать, ловить, пинать.
Что можно делать с цветами? - Рвать, нюхать, смотреть, любоваться, поливать, дарить, сажать.
«Где что можно делать».
Что можно делать в лесу? - Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать.
Что можно делать на реке? - Купаться, плавать, нырять, загорать, кататься (на лодке), ловить рыбу.
Маша взяла утюг, она будет (гладить белье).
Дима взял пилу, он будет (пилить бревно).
Юра взял топор, он будет (рубить).
Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет (кататься на велосипеде).
Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.
Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.
«Закончи предложение».
Маленькая Настя скатилась с горки на санках, хотя (ей было страшно).
Тане подарили куклу, потому что.
Мы пошли гулять на улицу, когда.
Дети пошли в школу, чтобы.
Надя не послушалась маму, поэтому.
Пошел дождь, но мы.
«Ответь на вопросы».
Почему птицы осенью улетают на юг? Когда можно переходить улицу? Для чего нужен пылесос? Зачем Миша пошел в библиотеку?
С целью развития синтаксической стороны речи используются дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты. Рассмотрим содержание образовательного материала.
Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.
Какая сегодня погода? (Хорошая)
Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя)
Какой бывает день, когда тепло? (Теплый)
Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный)
А когда нет ветра? (Безветренный) И т.д.
Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.
Предложения
Дети были в школе. Откуда пришли дети? (Из)
Мальчик зашел за дом. Откуда вышел мальчик? (Из-за)
Снег лежал на крыше. Откуда сбрасывали снег? (С)
Кошка залезла под пол. Откуда вылезла кошка? (Из-под)
Воробей сидел на заборе. Откуда слетел воробей? (С)
Пловец нырнул под воду. Откупа вынырнул пловец? (Из-под)
Теплоходы пристают к пристани. От чего отходят пароходы? (От) Человек завернул за угол. Откуда вышел человек? (Из-за)
Посуду поставили на стол. Откуда убрали посуду? (Со)
Начиная с четырехлетнего возраста рекомендуется вводить разработанную еще Е. И. Тихеевой «ситуацию письменной речи» (ребенок диктует, а взрослый записывает).
Этот прием активизирует употребление сложных предложений, способствует совершенствованию синтаксической структуры предложения.
Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребенка использовать различные синтаксические структуры. В описании наиболее часто используются простые предложения, поскольку это необходимо для характеристики героя или предмета. Повествовательные рассказы требуют изложения событий в определенной временной последовательности, поэтому возникает необходимость в употреблении глагольной лексики и разных видов предложений.
Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).
Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).
Сережа не достает до звонка, потому что он… (маленький).
Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).
«Один начинает - другой продолжает».
Мама купила Коле… красный флажок.
Утром дети идут… в детский сад.
Мы пойдем гулять, если... (не будет дождя).
Цветы засохнут, если... (их не поливать).
Если бы я не помог Наташе, она бы... (могла упасть).
Чашка разобьется, если... (ее уронить).
И под конец провели весеннее задание. Читали стихотворение Плещеева "Сельская песнь", поговорили о весне, о ее приметах, разобрали незнакомые слова в стихотворение. Вообще изначально планировала разобрать только слово "сени", а в итоге разбирали ещё и "краше", "милее" и "прощебечь"..
Поздней весной снег уже растаял. Везде зеленеет трава. Распускаются листочки на деревьях. Цветут весенние цветы. Насекомые и лесные звери проснулись после зимней спячки. Зацветают плодовые деревья. Цветёт черёмуха. Прилетают перелётные птицы из жарких стран. В ясную погоду небо становится ярко-голубым и безоблачным. Но может и пройти гроза. Есть народная примета «Первый гром весною - признак наступающего тепла».
Поздняя весна - это, то время, о котором говорится стихотворении.
Ласточки - это перелётные птицы. С наступлением холодов, в конце сентября, ласточки улетают зимовать далеко на юг, в страны Африки. Но весной, в начале мая ласточки возвращаются в Россию. Май - последний, третий месяц весны.
Многие ласточки гибнут во время долгих путешествий, которые они совершают весной и осенью. Особенно часто это происходит, когда сильные ветры - ураганы настигают ласточек во время полёта над морем. Вот почему мы так радуемся благополучному возвращению на родину каждой ласточки.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощибечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой…
Сени - это помещение в русской избе между жилой частью дома и крыльцом (входом). Другое значение слова - прихожая. Сени использовали для хозяйственных нужд.
Прощебечь - издать щебет, чирикание.
Начали учить это веселее стихотворение и под конец решили нарисовать картину по его мотивам))
Ласточка через трафарет.
А вечером с занятия Английский+Изо Яр принес вот такого чудесного котика.
Дома мы решили, что раз весна, то котику нужен забор, чтобы с него орать))) У нас просто уже такой ор кошек под окнами стоит🙈
И мы решили нарисовать ему забор)) Одно облако перевернуто, так как Яр сказал, что там сильный ветер и он гонит облако вниз🤷♀️










