ТРИЗ сказки "Волк и семеро козлят"
Мы вместе со Светланой участвуем в занятии по ТРИЗ методике по сказке. С этой методикой я познакомилась впервые и немного страшно было начинать, не знала как Артём отнесётся к такому виду занятия, но мои переживания оказались напрасны.
Тёма сразу же включился в игру, ему было интересно, он очень радовался когда находил правильные ответы. Правда он у меня немного фантазёр, поэтому в каждой игре предлагал варианты из мира фантазии.
Начали мы занятие с того, что я предложила угадать в какую сказку мы будем играть.
Первое задание назови предмет по свойствам. Разложила перед Тёмой картинки, описывала предмет, а Артём должен был угадать. Загадывала, например, он неживой, он крепкий, он высокий, в нём можно жить. Нужно ответить, что это дом. Тёма в основном всё быстро отгадывал. Но сразу немного возникли трудности. Я перечисляю свойства и в конце говорю, он быстро бегает. Тёма ответил страус, я говорю, здесь же нет страуса, а он упёрся, страус и всё тут. То же самое сначала было и с домом. Когда сказала, что он кирпичный, ответил королевство и уже было не переубедить. Потом когда играли в течение нескольких дней, он уже угадывал ответы почти с первого свойства.
Ещё играли в да-нетки. Здесь ему нравилось когда я ему задаю вопросы, играли очень долго. Я например спрашивала по картинкам (Артём загадал предмет и мне нужно было догадаться что это) оно живое? его можно съесть? оно круглое? и т.д. Потом я загадала предмет, но Артём как я и думала сразу спрашивал Это волк? это мяч? Я ему объясняла, что нужно спрашивать свойства, описание предметов. После того как долго играли в эту игру, уже начал пытаться задавать вопросы, но они были в основном как у меня это живое? оно круглое? это животное? Потом у меня спрашивает он серый, я отвечаю нет, у него есть хвост нет, Артём говорит значит волк. Спрашиваю почему волк, у волка же есть хвост. В итоге согласился, что всё таки это не волк.
Потом я ему предложила вспомнить в каких сказках есть ещё волк. Вспомнил сразу же волк и 7 козлят. Но я думаю, что накануне я папе нашему рассказывала, что записались на занятия по этой сказке и Тёма запомнил, так как саму сказку давно не читали. Потом вспомнил мультик машу и медведя и ну погоди. Спросила, ещё какие знает, больше не вспомнил, начала задавать наводящие вопросы, например там бабушка испекла что-то и он в лесу встречал зверей. Ответил колобок. Я говорила, там девочка понесла пирожки к бабушке, вспомнил, что это красная шапочка и т.д.
Потом сделали системный рассказ сказки.
Далее поиграли в сказку. Построили дом для козлят. Но тут из леса пришёл волк и забрал козлят, чтобы их съесть.
Спросила Артёма, что а что нужно сделать, чтобы волк не съел козлят, сразу ответил, что нужно запереть замок. Потом я предлагала, что можно испугать волка, накормить чем то другим. Потом Артём ещё несколько придумал, что можно позвать на помощь. А ещё поставить башню, на ней будет сирена, козлята нажмут кнопку, сирена будет слышна на весь лес, коза прибежит. Потом я ему подсказала, что ещё чтобы волк не съел козлят, коза не должна уходить из дома. Но козе нужно кормить козлят, а она не уйдёт из дома, значит не принесёт козлятам еды. Артём сразу спросил, а что делать? Я предложила посмотреть картинки из "Истории вопроса", смотрели и читали про разные виды добычи пищи. Потом спросила придумал ли он, что же делать, ответил сходить в магазин, разобрались, что в этом варианте ей пришлось бы выйти, подсказала, что можно посадить огород рядом с домом.
Сделали огород, забор, из пластилина лепили вместе овощи, потом их садили в огороде.
Покормили козлят
Играли в магазин
Вернулись к нашей сказке. Коза пошла в лес за капустой. Козлята остались одни, но им нечем запереть дверь. Нужно придумать, чем закрыть дверь. Артём рисовал замок.
Нужно накормить волка, Артём предложил накормить его овощами из огорода козы
Найти и обвести предметы, которые можно съесть. Здесь порадовал всё сказал без ошибок. Про курицу ответил: что такую есть нельзя, нужно её приготовить и убрать перья. Про пшеницу, что нужно испечь хлеб, тогда можно съесть. Мухомор есть нельзя, он несъедобный.
Светлана, большое спасибо за занятие, нам очень понравилось. Думаю, что нам ещё много нужно работать, но думаю, что с каждым разом Артём будет предлагать всё больше и больше вариантов.