Как привить ребёнку любовь к чтению. Мой опыт.
Сегодня я про книги.
Букв будет много, но постараюсь изложить всё максимально понятно.
Прежде чем начать, хочу сказать, что каждая мама должна сама для себя понять, что она хочет - чтобы её ребёнок умел читать или любил?
Это разные вещи. Я расскажу о том, как мы постарались привить Любовь к чтению.
Я всегда хотела, чтобы мои дети любили читать. И думала, что это получится само собой. Но потом стала замечать в детских журналах темы о чтение. И поняла, что оказывается, у ребёнка не с рождения формируется любовь к книгам.
И это надо тоже развивать. Но как? Опытных советчиков, как всегда, вокруг меня не наблюдалось. Поэтому вооружившись кошельком я пошла в любимый книжный и прикупила пару книг с многообещающими названиями, что-то типа - "прочти и твой ребёнок обязательно будет любить читать" и " читающий ребёнок - счастье мамы"))
Алисе на тот момент было месяцев 7-8 внутриутробно. И её мама, удобно расположив новую книжку на пузе-столике принялась изучать материал.
Используя все данные там советы я принялась действовать. Читала ей, когда она ещё мирно плавала в животике. Продолжала читать, когда она уже родилась. Читала даже тогда, когда она выдирала у меня из рук книги и с радостным улю-люканьем запуливала их за шкаф.
После этого пришлось выучить всего Чуковского наизусть))
И вот к Алисиным 3м годам, я поняла, что мой ребёнок не испытывает никакого трепета к книгам.
Но как же так?? Ведь в моём пособие было написано, что в этом возрасте дети нежно любят книги!
Ничего подобного с Алисой у нас не было. И тогда я начала действовать.
Детские книги мы покупали с рождения, но их всё равно было меньше чем игрушек. И они стояли сиротливым рядочком, где то в закромах Алисиного стеллажа.
Первым делом я вытащила все книги на самое видное место. А потом стала пополнять нашу библиотеку. Постепенно, по чуть-чуть, но наша книжная полка стала разрастаться.
Мы читали в любое свободное Алисино время. Обязательно читали перед сном. Но должного результата я не наблюдала. Получалось, что девочка позволяла себе читать, но ответной любви к книгам у неё не было.
И вот однажды мама решилась на отчаянный поступок - полностью исключила мультики. Про это я напишу отдельно, это того стоит. А пока про книги.
Не скажу, что в тот же день Алиса потянулась к знанием. Нет. Нам потребовался месяц, чтобы она привыкла жить без мультиков и компьютера. Сначала было тяжело, она никак не хотела себя развлекать.
В тот период мы много рисовали, лепили, играли, короче делали всё, чтобы не вспоминать о мультиках.
Скажу честно - было немного сложно. Но я понимала, что это нужно для того, чтобы привлечь её внимание к книгам. Понимала, что если я сейчас этого не сделаю, то дальше будет ещё сложнее, а может быть и вовсе она никогда не полюбит читать.
И вот наконец ровно в 3 года она сама стала носить мне книжки и просить ей почитать. Я читала. В основном это была пара самых любимых книжек. Мойдодыр и книжка "Чтение детям. 5 лет" а там был рассказа про кузнечика, которого мы с мужем по приказу(даже не по просьбе), Алисы читали каждый вечер по 2, а то и по 3 раза.
Здесь главное, чтобы нервы не сдали)) к концу второй недели, мы эту сказку про кузнечика могли рассказывать наизусть соблюдая все знаки препинания))
Мультики мы не смотрели месяцев 6-8, совсем. Просто исключили их из своей жизни. Ещё раз повторюсь - трудно было только первый месяц. Потом она уже про них не вспоминала.
И вот как раз в этот период Алисиной жизни и произошли самые большие скачки в развитии. Она стала очень хорошо и грамотно разговаривать. Стала больше рисовать. Научилась собирать большие пазлы. Ну и конечно самое главное - она полюбила книги!
Всей душой! Когда я не могла ей почитать, она брала нужную книгу и садилась смотреть картинки.
Тут тоже очень важный момент - не всегда надо бросать свои дела и бежать по первому зову выполнять просьбу ребёнка почитать. Надо позволить ему самому побыть с книжкой.
Я делала так - на Алисину просьбу, отвечала, что мне сейчас надо обязательно сварить суп, но как только я закончу, я сразу же ей почитаю. А пока, выбери пожалуйста, книгу, которую мы будем читать.
Алиса бежала за книгой, выбирала и оставалась в комнате меня ждать. В это время она листала страницы, рассматривала картинки.
Самостоятельно читать Алиса научилась в 4 года.
Ну ладно)) спущусь на землю)) Ей было 4 года, и 10 месяцев) Это было 17 октября 2013 года.
Я кормила малюсенького Серёжку, когда дочь подошла ко мне с книжкой "Колобок" и начала читать.
Хорошо, что я в тот момент сидела, а то точно бы шлёпнулась от неожиданности.
Потому что ещё вчера она не могла сложить слоги, а сегодня уже читает. Видимо в головах у детей в какой то определенный момент что-то щёлкает и они наконец понимают, как нужно читать.
Специально читать мы её не учили и никогда не настаивали. Настаивала она. Потому что с рождением малыша, у меня оставалось всё меньше времени на совместное чтение, а Алиса требовала читать ей очень много.
С самого рождения у неё в комнате висел большой плакат с алфавитом. Просто так висел, для красоты. Иногда она подходила, и произвольно тыкала в какую-нибудь букву. Рядом сидящий/стоящий взрослый должен был эту букву озвучить.
Вот так к 3м годам она выучила алфавит. Никакого специального воздействия, нажима и чего-то подобного. Просто ненавязчивый плакатик.
А потом, в 4 года, она стала настоятельно требовать (почему то исключительно от папы), чтобы он учил её читать. Папа у нас очень спокойный, уравновешенный, мог бы часами сидеть и помогать ей складывать непослушные буквы в слоги.
Но ребёнок спокойствием никогда не отличался, и поэтому захлопывал книжку уже через десять минут.
Читать у неё не получалось, она расстраивалась. И я побоялась, что это отобьёт у неё любовь к книгам.
И снова я полезла за советами. И снова ничего путного. Но мамин энтузиазм - это страшная штука!)
Я выдумала, свой способ стимуляции к чтению.
Каждый раз, когда она просила почитать мне книжку, я соглашалась и начинала читать, но на самом интересном месте у меня возникали неотложные дела(покормить Серёжу, развесить бельё, сварить ужин). Дела должны быть действительно неотложные, т.е. те которые необходимо сделать срочно.
И вот пока мама отлучилась, ребёнок будет маяться от любопытства, что ж такого интересного случилось с героем книжки. И когда-нибудь ему надоест ждать маму, пока она перевернёт котлеты, и это подтолкнёт его на самостоятельное чтение.
Но опять же, ни один ребёнок не научится читать не зная букв. Поэтому первым делом - алфавит!
В 3.5 года мы подарили Алисе букварь. Выбрали самый популярный, тот который изучают в школе - Букварь Жуковой. И вот по нему мы постепенно изучали звуки и слоги.
Ну и конечно же основной момент - это книги. Их может быть не много. Можно не забивать всю детскую разными книжками, можно купить самые-самые.
Правда тут есть проблема. Прежде чем выяснить, какие они эти "самые-самые" нужно будет перечитать много книг)
Самые-самые любимые книги Алисы в возрасте от 3 до 5 лет были энциклопедии. Они и сейчас остаются в фаворитах, но их потихоньку вытесняют книги о приключениях.
Энциклопедий у нас много. Очень много. Самых разных. Самые-самые - это тело человека. Ещё не выговаривая "Р", она уже на всю улицу рассказывала прохожим где у человека находятся "Ёба"(рёбра). Мама готова была слиться с пейзажем)))
В 4 года, на дне рождение соседского мальчика-первоклассника был конкурс. Надо было нарисовать корову. Каждый рисовал какую-нибудь часть тела - ножки, хвостик, голову и т.д.
Алиса нарисовала почки и жёлтую лужу под коровой. Объяснила, что почки выработали мочу...
Я промолчу. Иногда хотелось спрятать эти энциклопедии подальше) Но потом подумала - а вдруг доктор растёт)))
Где-то с 5ти с половиной лет у неё появились новые предпочтения. Она полюбила рассказы про детей. Самые любимые авторы - Драгунский, Зощенко, Линдгрен.
"Денискины рассказы" перечитывает уже раз в 20й.
Этим она в меня) Я обожала эту книгу. Даже сейчас нет-нет, да и почитываю иногда)) Тоже самое у меня с Карлсоном. Обожаю с детства. Когда бывает тоскливо, беру эту книгу и погружаюсь в счастливое облако воспоминаний.
Ещё очень любит книги про космос. Знает все планеты. Сама выучила. Не знаю, что её там привлекает, я от космоса далека.
Так вот про книги. Совсем недавно, где-то с год назад я поняла, что для того чтобы ребёнок любил читать, нужно не только покупать много интересных книг, но и правильно их расположить.
Как то я пришла в гости к одной нашей знакомой. У неё тоже 2е деток, такого же возраста как и мои.
Алиса сразу же взяла какую-то книгу и стала её читать вслух. Знакомая удивилась, что Алиса в таком возрасте так хорошо, чётко и бегло читает. И пожаловалась, что её дочь совсем читать не хочет.
Я сказала, что всё еще впереди и ребёнок обязательно зачитает. Никто ещё неграмотным после школы не оставался.
Другой вопрос будет ли она любить читать?
Рассмотрев повнимательней комнату, я не обнаружила ни одной книги. Картонные Колобок и Репка, валявшиеся в куче игрушек не считаются. И только задрав голову повыше, я наконец увидела под потолком небольшую книжную полку с десятком хороших, толстеньких книг. В основном это были сказки.
Я поинтересовалась, а почему книги так высоко и как девочка их достаёт? На что мне ответили - книги новые, жалко если малышка их разорвёт или испачкает(младшая дочь). А старшая зовёт маму, если хочет чтобы ей почитали.
Я не стала ничего комментировать. Если хорошее состояние книг важнее любви к чтению, то зачем вообще их покупать?
Чтобы было понятно, приведу аналогию с бассейном.
Мама страстно хочет, чтобы её чадо научилось плавать. Она водит его 3 раза в неделю в бассейн. А ребёнок все не плавает. Мама очень расстроена. Она подходит к тренеру и спрашивает, почему её ребёнок до сих пор не умеет плавать. Ведь он ходит в бассейн.
На что тренер ей отвечает - Я не пускаю в бассейн воду. Она будет грязной от него.
Но ведь без воды ребёнок никогда не научится плавать. Ситуация конечно идиотично-комично, но разве с книгами не то же самое?
Ты хочешь, чтобы ребёнок умел и желательно ещё и любил читать, но не даёшь ему эти книги в пользование, только потому, что бережёшь их состояние.
Мы покупаем их для пользования. Да, они могут испачкаться, порваться, они не вечны.
И знания требуют определённых жертв.
Родители должны усвоить, что книги - это не декор детской комнаты, это не корешки расставленные по цвету, это не эстетическое наслаждение для родительского глаза - это пособие, это в какой то мере игрушка, это друг.
И да, у меня тоже дёргается глаз, когда я вижу, что дорогущие книги, например "Карты мира" и "Карты России" немного поистрепались, а кое где их листы в краске, потому что они постоянно лежат на рабочем столе. (Алиса частенько их изучает, что-то переписывает, перерисовывает из них)
Но услышав от своего ребёнка, что Америка хоть и большая, но разделена на две части. Что в Исландии всего то чуть больше трёхсот тысяч человек проживает. И что больше всего ей нравится республика Тыва, потому что уж очень забавное название у неё - я забываю про всё!
Я готова дать ей на растерзание все книги мира, лишь бы она была счастлива в своих познаниях.
Да, я не могу похвастаться идеальной библиотекой. Аккуратным внешним видом книг. Даже их расположением, ибо они у нас по всюду! Книги везде и я счастлива!
Зато я могу с полной уверенностью сказать - мой ребёнок очень любит читать!