Украденное детство.
Иногда я подрабатываю, играю с детьми. Им это надо. И мне тоже)
Маше 5,5 лет, я немного удивлена, на вид ей лет 7-8. Я смотрю на неё и не могу понять, почему она не выглядит на свои годы, что в ней не так?
Она не особо выше своих сверстников, зубы начинают меняться, но почему-то я не могу дать ей 5 лет. Маша очень милая и симпатичная девочка, она прилежно отвечает на все вопросы, которые я задаю, она соглашается играть в любую игру, которую я предлагаю, замечательно контактирует с другими детьми. Рассказывает мне про свои любимые книги, я радуюсь, читающих детей мало. Я спрашиваю, кто ей читает, говорит, что мама и папа, да она и сама уже себе читает. Мы делаем с ней открытку, она сама подписывает её, причём видно, что пишет она или давно, или много и часто.
-Маша, ты посещаешь, какой-нибудь кружок?
-Да, я хожу на танцы.
-Здорово, а что за танцы: народные, современные, бальные?
-Просто танцы, все вместе танцуем, без партнёра.
-Ансамблевые, то есть. Понятно. А играть ты во что любишь?
-А я не играю, мне некогда…
-Как это? А чем же ты занята?
-Ну, учусь, хожу в развивайку после садика, там у меня английский, математика, письмо.
- А когда нет развивайки, есть танцы?
- Ну да.
-А дома, после всех своих кружков ты же можешь поиграть с родителями?
- Нет, дома мы повторяем с мамой и папой всё, что сегодня проходили на занятиях или в саду.
- А в садике, расскажи про садик?
Тут Маша почему-то превращается не в Машу, а в какую-то программу, которая заученной интонацией начинает говорить мне рекламный текст, будто я пришла в её сад и думаю, отдать мне туда своего ребёнка или нет:
-В садике у нас очень и очень интересно, мы занимаемся по тетрадкам, много пишем, нам задают домашнее задание ( на этом месте меня передёрнуло, позже объясню, почему), нам очень весело, - всё это Маша произносит совершенно невесело, а просто, как робот. Затем Маша опять превращается в Машу: «Так что играть нам некогда… А дома надо все задания сделать »
- Маша, а кем работают твои родители?
-Экономисты.
Почему же не учителя(?!), думаю я, раз такая жажда к учению… И тут я понимаю, что меня так смущает в Маше! Она - не ребёнок… Это маленький взрослый человек, который не играет, с которым не играют, в 5 с половиной лет! Я затеваю с ней какую-то дурацкую игру, намеренно дурацкую, глупую, где куклы катаются на динозаврах, на них сыпется цветной дождь из цветных карандашей. Не сразу, но Маша отзывается, принимает правила игры, она увлекается (пока ещё она способна увлечься этим) и превращается в ребёнка, её взгляд уже не такой «умненький», он детский, такой, каким должен быть у детей 5 лет. Маша играет, подходит папа, она не с первого раза услышала его: «Маша, Господи, чем ты занимаешься? Пойдём уже». В самом деле, чем она занимается, динозавры какие-то, где у нас тут «Весёлая высшая математика в картинках»?!
В моём детстве был один очень серьёзный пропуск: я не посещала какую-то секцию постоянно. Сначала было некому водить, потом уже не хватило самоорганизации. Вязание, волейбол, баскетбол, бальные танцы, театральный, шитьё мягких игрушек, аэробика, фольклор, настольный теннис - всего по чуть-чуть и ничего в полном объёме. Я никогда не могла распределиться во времени, у меня его было слишком много, но я ничего не успевала. Благо, в старших классах у меня появилась команда КВН в школе и я «пропала» вместе со своим свободным временем. Младшую сестру уже было кому водить, была я, к тому же мама работала на свободном графике. Я решила и родители поддержали, что её-то уж упускать нельзя! В 3,5 она пошла на танцы, на подготовку к музыкальной школе и в «развивайку», в 4,5 она прошла по конкурсу сразу в два престижных танцевальных ансамбля, один при филармонии, другой при театре. А чего нам? Мама рвалась на части, но возила её везде! Пожертвовали музыкальной, у ребёнка были явные способности к танцам, тем более при Театре были и музыкальные занятия. В 5 лет отдали на подготовку к школе. Убрали одни танцы, при Театре которые, при филармонии были уж очень именитые и мега суровый, именитый педагог. Господи, спасибо, что вернул нам мозг на 5 минут и мы не отдали её в школу в 6лет! На той самой подготовке была очень хорошая учительница, которая сказала, что психологически ребёнок не готов, не смотря на хороший интеллектуальный уровень. Мы поверили ей, хотя, по сути, моя сестра уже училась. Нет, это я не про эти сто тысяч кружков. Кстати, позже, конечно же, конечно, добавился английский! Они учились в садике!.. Занятия по тетрадкам(!!!), иногда меня дожидались с учёбы, до того бывали сложные задания. Очень у них была инициативная воспитательница, которая сказала родителям: «Балду пинать не будем, а будем учиться по такой-то программе», кто-то несвязно и робко промямлил: «играть-детство-весело», на что она вразумительно объяснила: «Вы мне ещё благодарны будете, я их так приучу учиться, все выть будут, что за уроки не могут усадить - ваши, залетая домой, первым делом будут делать уроки».
Надо отдать должное, мы никогда не сталкивались с проблемой: «Не хочу делать уроки», сестра ляжет в 4, но без готового домашнего задания в школу не пойдёт. Задают много. 8 класс. Страшно представить, что будет в 9ом… 5 раз в неделю танцы, уезжает сразу после школы, возвращается в 11 вечера. От английского пришлось отказаться. В выходной день она просто спит, целый день «тупит», сидит в интернете, просто ничего не делает. Я понимаю, это необходимо. 15летнему мозгу, который 6 дней в неделю находится в напряжении, нужен день ничегонеделания. Какой там активный отдых, какие театры, музеи… Даже друзья… Их нет, на них нет времени.
Я смотрю на неё и не могу отделаться от мысли, что это мы украли у неё детство. Ей некогда было играть, бегать по двору, только летом, когда занятий не было. Сейчас родители, правда, и это время научились ликвидировать, дабы детки не расслаблялись, посылают их в английские и математические лагеря!
Потому-то их сочинения такие сухие и бездушные, потому с ними не о чем поговорить, потому они сбегают в свои гаджеты, к своим виртуальным друзьям… Трудовые пчёлы, муравьи…
Не к тому, надеюсь, поймёте, не к тому, что не надо отдавать детей в секции.