Все о "нет" и "не буду"))).
Оххх, давно я собиралась написать этот пост, да руки все не доходили. Как говорят в Канаде "terrible twos", ну или по-русски кризис второго года жизни, а точнее период негативизма и хотения все делать самостоятельно . У Аполлона начался этот период в 1,10 месяцев(истерики, падание на пол, смена настроение от безудержного веселья до капризов и слез)и к 2,2 почти закончился (выровнялся характер, прекратились перепады настроения, возможность договориться без скандалов). Что я делала в это период: слушала его всегда и пыталась понять чего он хочет, максимально выполняла желаемое (в разумных пределах); речь его обогатилась и развилась настолько, что он чётко может сказать, что он хочет и даже вести со мной простой диалог. Начиналось все с того, что он хотел сам есть и вести свою машину/коляску на прогулке, потом сам ходит в туалет, сам открывает/закрывает дверь и включает/выключает свет. Сейчас обязательно должен САМ снять с себя носки и штаны и положить их в свой шкаф, обуть ботинки, а вот кушать сам уже не хочет, и возить машину тоже. Интересно ходит в туалет. Говорит "я хочу в туалет", спрашиваю "помочь?", отвечает "нет" и бежит. Просит помочь только включить свет, чтобы я подняла его к выключателю. А потом выгоняется меня, говорит "пока" и зовёт только когда сделает свои дела. Сам ставит круг на унитаз, подставку, снимает штаны, закрывает дверь и сидит поёт песни, рассказывает стишки - очень смешно:)))).
Так вот, заметила я проявления кризиса когда мы пошли в общественный туалет и он хотел сам смывать воду, а я забыла и нажала на кнопку. Началась просто феерическая истерика с криками "я сам!". Я пыталась с ним общаться, ни в какую! Крику было ужас сколько! Затем мы шли с прогулки домой и, заходя домой, я закрыла дверь за нами, а он хотел сам. Опять истерика, слезы... Говорю "ок, давай опять выйдем, зайдём и ты сам закроешь дверь?". Нееееет!!!!! Боже мой! В общем, после этих двух случаев поняла, что происходит. Начала отвлекать, искать способы предотвращения истерик. Например, гуляем и он бегает по горке туда-сюда, а нам нужно идти. Зову, зову, зову раз 100. В итоге иду за ним, он понимает, что я хочу забрать его и начинает впадать в истерику. В этот момент его друг падает нечаянно и начинает плакать. И я говорю: "Аполлон, смотри Эрик упал, ему больно, давай его пожалеем?". И ребёнок радостный побежал со злосчастной горки успокаивать друга. И мы ушли домой в итоге. Затем я начала предлагать ему альтернативы, если он не хочет домой. Спрашиваю так: "мы сейчас идём домой (утверждаю!), что ты хочешь там делать: рисовать или с бусинками играть? (вопрос без выбора)". Он очень любит бусины на верёвочку нанизывать и с радостью бежит домой. Прощается с горкой, качелями, деревьями, птичками. Раньше спокойно давал руку если шли пешком, потом резко перестал, хочет сам идти, ведь он взрослый, ага! Это ладно, но вот как перейти дорогу, опасно же! Начинаю импровизировать: "Аполлон, ты ведь такой смелый, не боишься идти сам, а мама боится. Помоги маме, пожалуйста перейти дорогу". И он такой гордый, дает мне руку, хвалю его потом, конечно же, мол, спасибо, мальчик мой, помог маме! А я ему объясняю, что опасно идти там где машинки ездят и нужно идти быстро-быстро. Он запомнил и сам мне иногда говорит: "мама, опасно здесь, идём быстро-быстро!". Или друга своего наставлял когда мы в парке гуляли у обрыва: не беги туда, там опасно! Чувство самосохранения есть! Иногда не хочет идти, ни в какую, встанет как вкопанный и ворон считает. Опять импровизация: "А давай как лошадки поскачем??? Иго-го", или если рядом с дорогой, то бежим к светофору кто быстрее кнопку нажмёт. Обычно Аполлон побеждает, но иногда и мама, чтобы не расслаблялся. Если что-то просит, то я разрешаю, например, мультик или конфетку. Но мультик одну серию на 5 минут, и конфетку тоже одну, но после обеда, когда все скушает. Как таковых запретов нет ни на что. Или машинку построить из конструктора ему из 200 деталей, но только после прогулки. Вообще, с говорящим ребёнком намного легче договориться, он выражает желания: "хочу то, это...". Я всегда спрашиваю, что он хочет есть (вопрос без выбора: или то, или это): "Аполлон ты хочешь кушать борщ или пирог с капустой?". Понятное дело, что я хочу приготовить что-то из капусты, и когда его спрашиваешь, а он выбирает, он такой счастливый, что к его мнению прислушиваются! С ним советуются, его мнение важно! Ещё есть такой момент: "мама пошли играться"! И тянет за руку, а я ем, например, всегда чётко говорю "нет!". И проясняю: "мама занята, сейчас закончу и пойдём". Поначалу была истерика и он требовал моментального выполнения своих просьб. Но я продолжала тактику, и она дала плоды. Сейчас он ждёт, если видит, что я занята. Например, подбегает и спрашивает: "мама готовит?", отвечаю "да", он "хочу рисовать". Вот тебе набор для рисования. Он хочет с мамой рисовать, обещаю закончить и присоединиться, соглашается, рисует, ждёт.
Если пытаюсь уложить спать днём, а он не хочет, обещаю, что как поспит и проснётся ему принесёт наклейки Дед Мороз или раскраску из доллар стора, иногда мультик. Аполлон любит "паровозик Тишка" или "грузовичок Лёва", там серии по 5 минут, "Лунтик" пока не понял. Когда спит днём, просыпается, я исполняю обещанное, говорю: ты умница, хороший мальчик, а к хорошим деткам приезжает поезд и наклейки. Его это мотивирует. Не знаю правильно делаю или нет, но таком образом его легко уложить днём спать. Ещё помогают колыбельные. В принципе все. В остальном более менее послушный ребёнок. Есть ещё "horrible threes" stage, но до него пока далеко, может и пронесёт.... А пока я жива, здорова и даже не поседела...))) всем послушных и здоровых деток!!!